Предпосылки складывания английской нации.
В конце XIII—XV вв. процесс складывания единой английской нации получает заметное ускорение. На протяжении нескольких веков страна находится в состоянии постоянной мобилизации. Продолжительные войны, главным образом во Франции и в Шотландии, способствовали дальнейшей централизации управления и экономики, в частности складыванию единого внутреннего рынка. Столетняя война и другие внешние конфликты также ускорили процесс формирования английского национального самосознания. Гордость за победы своих соотечественников, страх перед нашествием врагов, раздражение по поводу поражений или попыток заключить мир, воспринимавшихся как национальная измена, — все это способствовало единению подданных английской короны.
Английская политическая и культурная элита в этот период подчеркнуто дистанцировалась от своих французских корней и родственников. Одним из следствий этого процесса стало вытеснение французского и латинского языков национальным английским. С 1362 г. на нем ведутся прения в парламенте и официальные судебные разбирательства. Уиклиф переводит на английский язык Библию. Многие поэты (Уильям Ленгленд, Лоренс Майнот, Джон Гауэр, Джеффри Чосер) и хронисты создают свои произведения на этом языке. В начале XV в. английский язык становится основным даже для высшей аристократии. Поражение в Столетней войне также способствовало дальнейшей консолидации народа и государства, его замыканию в пределах острова.
Столетняя война между Англией и Францией
Этапы | Основное содержание периода |
I (1337—1360 гг.) | Уничтожение англичанами французского флота при г. Слейси (1340 г.), поражение французов при Креси, при Пуатье (1346, 1356 гг.). Мирный договор: треть земель во Франции переходила под управление англичан (1360 г.) |
II (1369—1396 гг.) | Победы французов на суше и на море, англичане потеряли почти все владения во Франции (за исключением Кале, Бордо, Бреста, Шербура) |
III (1415—1424 гг.) | Сокрушительное поражение французов при Азенкуре (1415 г.). К 1424 г. север Франции оказался в руках англичан, над остальной территорией установился их негласный контроль |
IV (1428—1453 гг.) | Осада г. Орлеана (1428 г.). Перелом в ходе войны (появление Жанны д’Арк, 1429 г.). Коронация в Реймсе законного наследника французского престола Карла VII (1429 г.). Изгнание англичан, англичане сохранили за собой только порт Кале (на 100 лет — 1453 г.) |
Тема 6. Социально-экономическое развитие Англии
в XVI — н. XVII вв.[vi]
Экономическое развитие.
В течение всего XVI в. в Англии наблюдался устойчивый рост населения. Если в начале века его численность составляла приблизительно 2,5—3 млн человек, то к концу — уже около 4,1 млн. Особенно быстро росло население городов. Уровень урбанизации в Англии был высок и в период классического средневековья, но на протяжении XVI в. возникло множество небольших новых центров (преимущественно сукнодельческих). Лондон превратился в один из мегаполисов Европы того времени, его население увеличилось с 50 тыс. в 1500 г. до почти полумиллиона к середине XVII в. За столицей следовали крупные ремесленные и торговые центры — Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Йорк, Глостер, и порты — Бристоль, Ньюкасл. Их обслуживали мелкие рыночные городки и сельская округа, специализировавшиеся на поставках продовольствия и всего необходимого для жизни большого города. Лондон, например, кормили восемь окрестных графств.
В силу компактности территории страны, между крупными городами, рыночными местечками и сельскими поселениями пролегла разветвленная сеть коммуникаций, способствовавшая установлению прочных торговых связей. Наличие сложившегося внутреннего рынка — один из факторов, способствовавших подъему английской экономики в первой половине XVI в.
Главной отраслью английского производства было сукноделие. Шерстяное сукно, составлявшее около 82% национального экспорта, называли «источником жизни и краеугольным камнем всей торговли и промышленности королевства». В технике и технологии ткачества не произошло существенных сдвигов, однако качество английских сукон повысилось за счет разведения новых пород овец с длинной и тонкой шерстью, использования специальных сортов валяльной глины, особой воды и красителей — квасцов и вайды.
Расширился ассортимент производимых тканей, призванный максимально удовлетворить потребности различных рынков (как внутреннего, так и внешних): здесь ткали грубые и тонкие сукна, гладкие и камвольные (с ворсом), шерсть, имитирующую хлопчатобумажную ткань, и т.д. В парламентских статутах XVI в. упоминается 14 основных разновидностей сукна. В конце XVI — начале XVII в. в Англии в районе Манчестера возникло собственное хлопчатобумажное производство, сырьем для которого служил хлопок-сырец, привозимый из стран Леванта. Мастера-эмигранты из Франции и Нидерландов основали в Лондоне и Колчестере производство шелковых тканей.
Бурный подъем текстильного производства объяснялся не только накоплением навыков и специализацией различных регионов Англии, но и важными сдвигами в самой его организации — возникновением мануфактур. Уже в конце XV в. появились крупные централизованные мануфактуры, подобные мастерской знаменитого суконщика «Джека из Ньюбери», в которой работало 940 человек, специализировавшихся на различных операциях. Рабочую силу для подобных предприятий вербовали из крестьян, пришедших в город на заработки, детей бедняков, женщин и разорившихся городских ремесленников. Число последних росло несмотря на усилия цехов поддержать их. Одной из причин разорения массы ремесленников стал неуклонный рост цен на сырье и продовольствие вследствие «революции цен», лишивший многих мастеров хозяйственной самостоятельности, а подмастерьев и учеников — надежды на получение статуса мастера.
Однако уставы городских цехов стесняли развитие крупного централизованного производства, что вызвало «бегство» сукноделия из его традиционных центров в небольшие рыночные местечки и сельскую округу, где доминировала рассеянная мануфактура. Ее организаторами выступали как разбогатевшие мастера-ремесленники, купцы, так и дворяне, занимавшиеся овцеводством. Раздавая сырье ткачам-надомникам и собирая у них готовую продукцию, суконщики-предприниматели экономили средства на строительстве мастерских, закупке станков и заработной плате неквалифицированным работникам, что увеличивало прибыли. Рассеянная мануфактура превратила в наемную рабочую силу массу городских и сельских жителей, для многих из них заработная плата стала основным источником дохода.
Суконщики наряду с купечеством составляли самую богатую прослойку зарождавшейся английской буржуазии. Их прибыли позволяли покупать земли и дворянские титулы, отдавать детей в университеты. В памфлете начала XVII в. говорилось о таком предпринимателе: «Его слава и богатства возросли, его дом подобен королевскому дворцу, у него за столом постоянные пиры... Его семья уже не занимается производством сукна». Однако для многих переход в ряды дворянства не означал прекращения деловой активности: вкладывая капиталы в землю, суконщики начинали заниматься овцеводством, обеспечивая дешевым сырьем собственные мануфактуры.
С середины XVI в. наметился подъем в английском горном деле и металлообработке благодаря вложению в эти отрасли средств новых паевых товариществ, привлекавших капиталы купечества, богатых горожан, дворянства и короны. В технической реорганизации горнорудной промышленности пригодился опыт мастеров-эмигрантов из Германии и Нидерландов. К концу века значительно вырос объем добычи серебра, олова, свинца, меди, ртути в рудниках Девона, Корнуолла и Уэльса. Англия превратилась в крупнейшего экспортера олова и свинца в страны Европы. Улучшилось качество и увеличился объем выплавляемых железа и стали; если раньше Англия импортировала их, то к концу XVI в. она стала экспортером этих металлов и изделий из них — холодного оружия йоркширского и глостерского производства, огнестрельного оружия и артиллерийских орудий, пользовавшихся большим спросом в Европе. Во всех этих отраслях получила распространение мануфактура.
Растущие потребности металлургии привели к тому, что в мощных доменных печах в Англии стали шире применять каменный уголь вместо древесного. Однако окончательный переход на каменный уголь и кокс совершился не ранее XVII в.
Больших успехов достигло английское кораблестроение. Качество военных и купеческих судов, обладавших высокой маневренностью, грузоподъемностью и хорошо оснащенных артиллерией, позволило Англии войти в число лидирующих морских держав.
Сферой, в которой раннекапиталистический уклад развивался быстрыми темпами, стали и так называемые «новые производства». Появляясь на английской почве впервые и основываясь на новых технологиях, они не были стеснены цеховым регулированием. К ним относились изготовление пороха, стекла, зеркал, бумаги, мыла, сахара, селитры. Сложное и дорогое оборудование, необходимое в этих отраслях, закупалось на средства партнеров-пайщиков, которые делили свои прибыли пропорционально вложенным капиталам.