Семья как объект и субъект социальной работы.
Определение понятий: брак, семья, брачно-семейные отношения. Особенности современной семьи, ее структуры и функций (нуклеаризация, малодетность, ранняя эмансипация детей и т.д.). Социальные макропроцессы обусловившие состояние современной семьи (урбанизация, эмансипация женщин, сексуальная революция и проч.) Негативные тенденции в состоянии семьи (рост числа неполных семей, педагогическая несостоятельность родителей, отчуждение и др.)
Категории социально незащищенных семей. Характеристики благополучных, неблагополучных, семей группы риска, асоциальных семей. Жизненный цикл семьи. Кризисные периоды брака. Критерии успешности (благополучия) брачно-семейных отношений, их применение в социальной работе.
Семейная политика, цели, задачи, направления. Новая концепция семейной политики: переориентация с социальных пособий на работу по активизации жизненных сил семьи. Развитие партнерских отношений семьи и государства. Социальные работники - как проводники семейной политики государства.
60. Социальная работа в учреждениях здравоохранения.
Социальная работа в здравоохранении как одна из составляющих медико-социальной работы. Актуальность (проблемы доступности, качества обслуживания, коммерциализации медицинских услуг и др.), цель, задачи, методы, нормативная база социальной работы в здравоохранении.
Направления социальной работы в стационарных учреждениях здравоохранения (онкологических, наркологических центрах, психиатрических больницах, больницах общего профиля, хосписах и др.): устранение действия социальных факторов, препятствующих выздоровлению, снижающих эффективность лечения, повышения комфортности пребывания человека в медицинском учреждении, защита прав на медицинское обслуживание, помощь в решении экзистенциальных проблем (страх смерти, болезни, инвалидности, зависимости и проч.) и материальных проблем – как основные направления деятельности социального работника.
Направления социальной работы в нестационарных учреждениях здравоохранения (детские и взрослые поликлиники, женские консультации и проч.): пропаганда здорового образа жизни, повышения уровня медицинских знаний, профилактика заболеваний, участие в реабилитации граждан с временной или стойкой утратой трудоспособности и др.
Укрепление общественного и индивидуального здоровья как результат сотрудничества учреждений здравоохранения и социальных служб.
6. Рекомендации по самостоятельной подготовке к междисциплинарному комплексному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам
6.1.Требования к государственному междисциплинарному комплексному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам
6.1.1.Цель государственной итоговой аттестации – установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом стандартом уровне.
6.1.2.Программа государственной итоговой аттестации составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.
6.1.3.Проблемы, выносимые на междисциплинарный экзамен, имеют комплексный характер и включают в себя различные (управленческие, правовые, экономические, этические, исторические и пр.) аспекты теории и практики социальной работы.
6.1.4.Экзаменационный билет включает в себя:
*теоретическую проблему;
*прикладной вопрос;
*ситуационную задачу.
6.1.5.Для контроля готовности выпускников к междисциплинарному экзамену Институт может организовать предварительное тестирование.
6.2. Примерная структура ответа, требования к ответу на междисциплинарном комплексном экзамене по общепрофессиональным и специальным дисциплинам
Сформулированные в Программе 60 вопросов, включающие комплексные знания по перечисленным дисциплинам, объединены по два в 30 билетов: первый вопрос, как правило – теоретическая проблема; второй – прикладной вопрос. В каждый из тридцати билетов Программы также включена практическая задача-ситуация, которую необходимо решить по заранее известному студентам-выпускникам алгоритму.
Примерная структура ответа выпускника такова:
· Основные понятия, категории. Сущность предмета, явления или объекта.
· Системная взаимосвязь с другими компонентами; включенность предмета, явления, объекта в систему.
· Соединение в ответе теоретического и прикладного подходов при рассмотрении управленческих, правовых, экономических, этических и др. аспектов теории и практики социальной работы.
· Краткая история появления/развития предмета, явления, объекта и его современное состояние.
Основные требования к ответу:
· Логичное построение ответа в соответствии с намеченной структурой, лаконичное, сжатое изложение материала.
· Знание комплексных теоретико-технологических основ освещаемого вопроса, полученных в процессе аудиторного и самостоятельного изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.
· Умение органично соединять знания теории и полученный во время прохождения всех видов практики опыт практической деятельности, иллюстрируя знания теории и умения обобщать практический материал.
· Владение практическими навыками профессиональной деятельности, позволяющее составлять профессионально грамотное описание указанной деятельности.
· Умение оперативно и содержательно отвечать на дополнительные вопросы, аргументировать свою точку зрения ссылками на признанные авторитеты, или приводя наглядные жизненные примеры.
Все члены ГАК, в соответствии с критериями, оценивают ответ студента-выпускника по четырехбалльной шкале, затем, в процессе обсуждения (после окончания экзамена) выставляется единая отметка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Отметка объявляется в день сдачи государственного междисциплинарного комплексного экзамена после окончания сдачи экзамена всей группой выпускников и обсуждения результатов членами Государственной аттестационной комиссии.
6.3. Критерии оценивания знаний студентов на государственном экзамене:
1. Оценка «отлично» ставится студенту, если он раскрыл основные понятия и положения, предусмотренные в Программе государственной итоговой аттестации; полно, развернуто, структурированно и логично отвечал по содержанию вопросов; точно употреблял понятия и правильно строил фразы; использовал примеры, иллюстрирующие теоретические положения; представил несколько точек зрения на проблему; использовал ссылки, высказывания известных исследователей в области социальной работы; профессионально разрешил проблемную ситуацию; четко, полно и оперативно отвечал на дополнительные вопросы.
2. Оценка «хорошо» ставится студенту, если он частично раскрыл основные понятия и положения, предусмотренные в Программе государственной итоговой аттестации; в целом достаточно полно освятил содержание вопросов; владел понятийным аппаратом; использовал примеры, иллюстрирующие теоретические положения; выявил основные этапы в разрешении проблемной ситуации; ответил на большую часть дополнительных вопросов.
3. Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если он раскрыл только меньшую часть основных понятий и положений, предусмотренных в Программе государственной итоговой аттестации; не достаточно полно и не структурировано отвечал по содержанию вопросов; не достаточно точно употреблял основные категории и понятия; не использовал примеры, иллюстрирующие теоретические положения; не представил несколько точек зрения на проблему; не использовал ссылки, высказывания из известных исследователей в области социальной работы; затруднялся при решении проблемной ситуации; не ответил на большинство дополнительных вопросов.
4. Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если он не раскрыл ни одно из основных понятий и положений, предусмотренных в Программе государственной итоговой аттестации не знал основных определений категорий и понятий социальной работы; не ответил на дополнительные вопросы.
- Рекомендуемая литература для подготовки к междисциплинарному комплексному экзамену общепрофессиональной и
специальной подготовке
Основная литература
1. Буянова, М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения России [Текст] : учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов. – М. : Проспект, 2010. - 640 с.
2. Ветошкин, С. А. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе для пенитенциарных учреждений [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Ветошкин, М. А. Галагузова ; под ред. М. А. Галагузовой. – Екатеринбург : СВ-96, 2002. – 96 с.
3. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы [Текст] : учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений / М. Н. Гуслова. – М. : Академия, 2007. – 160 с.
4. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов [Текст] / В. И. Курбатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 160 с.
5. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения [Текст] : учебник для вузов / Е.Е. Мачульская. – М. : Юрайт, 2010. - 582 с.
6. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Под ред. В.В. Лазарева Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. - 880 с.
7. Основы социальной работы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
8. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М. : ИНФРА - М, 2007. – 185 с.
9. Социальная политика [Текст] : учеб. для вузов / под общ. ред. Н. А. Волгина. – М. : Экзамен, 2004. – 736 с.
10. Социальная политика [Текст] : энцикл. слов. / под ред. Н. В. Волгина. – М. : Триста : Акад. Проект, 2005. – 688 с.
11. Социальная работа: теория и организация [Текст] : пособие для студентов вузов / П. П. Украинец [и др.] ; отв. ред. П. П. Украинец. – Минск : Тетра Системс, 2007. – 288 с.
12. Социальная работа с молодежью [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Басов Н. Ф. [и др.] ; под ред. Н. Ф Басова. – М. : Дашков и К, 2008. – 328 с.
13. Технологии социальной работы [Текст] : учебник / под ред. А. А. Чернецкой. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 400 с.
14. Технология социальной работы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Зайнышева [и др.] ; под ред. И. Г. Зайнышева. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
15. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие / П. Д. Павленок [и др.] ; под ред. П. Д. Павленок. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 236 с.
16. Фирсов, М. В. Теория социальной работы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – М. : Акад. Проект, 2005. – 512 с.
17. Фирсов, М. В. Технология социальной работы [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – М. : Акад. Проект, 2007. – 432 с.
18. Холостова, Е. И. Социальная работа в схемах [Текст] : учеб. пособие / Е. И Холостова. – М. : Дашков и К, 2007. – 104 с.
19. Шарин, В. И. Социальная политика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Шарин ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.] , 2007. – 356 с.
20. Шарин, В. И. История социальной работы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Шарин ; М : 2010. – 420 с.
21. Шахов, В.В. Страховое право [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 'Юриспруденция'. /В.В. Шахов, В.Н. Григорьев, А.П. Архипов- 3-е изд., перераб. и доп. ЮНИТИ-ДАНА., 2010. – 335 с.
22. Ширшов, В. Д. История социальной работы [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Ширшов ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.] , 2005. – 252 с.
ЭБС:
1. Борисенко, Н.Ю. Пенсионное обеспечение. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 287 с.
2.Фёдоров, Л.В. Пенсионный фонд РФ. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 199 с.
3.Холостова, Е.И., Черняк, Е.М., Стрельникова, Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 147 с.
4.Социальнаяработа с молодёжью / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 164 с.
5.Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и Ко, 2009. – 173 с.
6.Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие. Изд-ие 4-е перераб. И доп. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 206 с.
7.Холостова, Е.И. Социальная работа с семьёй: учебное пособие. Изд-ие 4-е перераб. И доп. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 243 с.
8.Социальная работа: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. - Изд-ие 2-е перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 362 с.
9.Холостова, Е.И., Климантова, Г.И. Социальный контракт: от заключения до исполнения: учебно-методическое пособие. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 162 с.
10.Грашина, М.Н., Дункан, В.Р. Основы управления проектами. - 2-е издание - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 241 с.
11.Ильин, В.В. По ту сторону проектов. Записки консультанта. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 380 с.
12.Кутузов, А.С, Павлов, А.Н., Шаврин, А.В. Шаблоны документов для управления проектами. - 2-е издание, исправленное - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 163 с.
13.Андреева, О. Пути совершенствования системы содействия занятости населения [Электронный ресурс]. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 139 с.
14.Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / под редакцией Басова Н. Ф. -
М.: Дашков и Ко, 2010. - 164 с.
15. Практикум по статистике населения и демографии [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / под ред. Воробьева О. Д. -
М.: Финансы и статистика, 2011. - 272 с
16. Пшеничная, П.В. Состояние и использование трудовых ресурсов [Электронный ресурс]. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 73 с.
17.Зубырев, Т. В. Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем [Электронный ресурс]. - М.: Лаборатория книги, 2010.
18. Грашина, М. Н. Основы управления проектами 2-е издание [Электронный ресурс]. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
19.Троцкий М. Управление проектами.[Электронный ресурс]. - М.: Финансы и статистика, 2011.
20 Румянцев В. В. Проектирование кадров на предприятии.[Электронный ресурс]. - М.: Лаборатория книги, 2010.
21.Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций. [Электронный ресурс]. - М.: ИФ РАН, 2008.
22.Лукин, Е. О. Мотивация и стимулирование работников в организации [Электронный ресурс]. -М.: Лаборатория книги, 2010. - 112 с.
23. Организация, управление и администрирование в социальной работе [Электронный ресурс]: учеб. для бакалавров / под редакцией: Холостова Е. И. Комаров Е. И. Прохорова О. Г.- М.: ЮРАЙТ, 2012. - 425 с.
24. Бабосов, Е. М. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 288 с.
25. Долгов, А. И. Теория организации [Электронный ресурс]: учебное пособие; 3-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. - 114 с.
26. Адизес, И. К. Стили менеджмента — эффективные и неэффективные [Электронный ресурс]. -М.: Альпина Паблишер, 2009. - 199 с.
Дополнительная литература.
Дополнительная литература
1. Абачиев, С. К. Православное введение в религиоведение [Текст] / С. К. Абачиев. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 320 с.
2. Беличева, С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России [Текст] : учеб. для студентов и преподавателей / С. А. Беличева. – М. : Социал. здоровье России, 2004. – 235 с.
3. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью [Текст] : учеб. для студентов вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. – М. : Гардарики, 2006. – 204 с.
4. Буянова, М.О. Право социального обеспечения России [Текст] : учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов - М. : Проспект, 2010. - 640 с.
5. Гуров, В. Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей [Текст] / В. Н. Гуров. – М. : Пед. о-во России, 2002. – 192 с.
6. Гуслякова, Л. Г. Введение в понятийно-категориальный аппарат социальной работы [Текст] / Л. Г. Гуслякова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 3. – С. 197-211.
7. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие / Т. С. Зубова, Н. В. Тимошина. – М. : Академия, 2004. – 244 с.
8. Козлов, А. А. Практикум социального работника [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Козлов, Т. Б. Иванова. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 320 с.
9. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2015 г. [Текст] // Дубровская Т. А. Опыт социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами / Т. А. Дубровская. – М., 2005.
10. Кривошеев, В. Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика [Текст] / В. Т. Кривошеев // Социс. – 2004. –№ 6. – С. 38-44.
11. Крюков, Н. Возрождение общественной и частной благотворительности в регионах [Текст] / Н. Крюков // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – Т. 1. – № 2. – С. 263-373.
12. Кураев, А. В. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? [Текст] / А. В. Кураев. – СПб. : Рус. остров, 2006. – 440 с.
13. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов [Текст] / В. И. Курбатов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 160 с.
14. Литвишков, В. М. Пенитенциарная педагогика [Текст] : курс лекций / В. М. Литвишков, А. В. Митькина ; Моск. психол.-социал. ин-т. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2001. – 400 с.
15. Мельников, В. П. История социальной работы в России [Текст] : учеб. пособие / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. – М. : Маркетинг, 2004. – 324 с.
16. Основы социальной работы [Текст] : учебник / П. Д. Павленок [и др.] ;отв. ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 393 с.
17. Паников, В. В. Основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях [Текст] : курс лекций / В. В. Паников ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2002.
18. Психология социальной работы [Текст] / О. Н. Александрова [и др.] ; под ред. М. А. Гулиной. – СПб. : Питер, 2002. – 350 с.
19. Радугин, А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Радугин. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
20. Романов П. Социальные изменения и социальная политика [Текст] / П. Романов, А. Гатвинский // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – Т. 1. – № 1. – С. 45-67.
21. Савинов, А. А. Организация работы органов социальной защиты [Текст] : учеб. пособие / А. А. Савинов, Т. Ф. Зарембо. – М. : Мастерство : Высш. шк., 2001. – 192 с.
22. Сафронова, В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Сафронова. – М. : Академия, 2007. – 240 с.
23. Словарь социального педагога и социального работника [Текст] / под ред. И. И. Калачевой. – Минск : Белорус. Энцикл., 2003 – 256 с.
24. Социальная работа [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 576 с.
25. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Козлов [и др.] ; под ред. А. А. Козлова. – М. : КНОРУС, 2005. – 368 с.
26. Тарасенко, Е. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России [Текст] / Е. Тарасенко // Журнал исследований социальной политики. – 2004. – Т. 2. – № 1. – С. 7-28.
27. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. В. Тетерский. – М. : Акад. Проект, 2001. – 496 с.
28. Ушатиков, А. И. Пенитенциарная психология [Текст] : учебник / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Рязань : Акад. права и упр. Минюста России, 2003. – 758 с.
29. Холостова, Е. И. Социальная работа на селе: история и современность [Текст] / Е. И. Холостова. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2006. – 137 с.
30. Черныш, М. Ф. Противоречия становления социального партнерства [Текст] / М. Ф. Черныш // Социс. – 2004. – № 6. – С. 16-26.
31. Шмелева, Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Б. Шмелева. – М. : Дашков и К, 2005. – 196 с.
Региональные и вузовские научные и учебные издания
1. Байлук, В. В. Человекознание [Текст] : в 3 кн. / В. В. Байлук. – Екатеринбург : Дом учителя, 2001. – Кн. 3 : Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач. – 268 с.
2. Беляева, М. А. Профессиональная ориентация школьников: допрофессиональная подготовка социальных работников (из числа слепых и слабовидящих) [Текст] / М. А. Беляева, И. Е. Кузнецов. – Екатеринбург : [б. и.], 2002.
3. Дегтерев, В. А. Социальная работа в сфере пенсионного обеспечения [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. А. Дегтерев, Т. В. Верещагина ; Урал. гос. пед. ун-т. –Екатеринбург : [б. и.], 2006. – 116 с.
4. Основы социальной работы [Текст] : учеб.- метод. пособие / авт.-сост. В. А. Дегтерев, С. А. Миниханова. – Екатеринбург : [б. и.], 2003.
5. Право социального обеспечения [Текст] / сост. В. Ш. Шайхатдинов. – Екатеринбург : [б. и.], 1994. – 32 с.
6. Сафонова, Л. В. Технологии психосоциальной работы [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. В. Сафонова. – Екатеринбург : [б. и.], 2003.
7. Социальная защита населения в регионе [Текст] : учеб. пособие / З. С. Гафаров [и др.]. – Екатеринбург : [б. и.], 1999. – 352 с.
8. Социальная педагогика и социальная работа [Текст] : метод. пособие / Е. О. Гаспарович [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – 153 с.
9. Шарин, В. И. Социальная защита государственных служащих [Текст] : учеб.-метод. материалы / В. И. Шарин. – Екатеринбург : Полиграф, 2003.
10. Шарин, В. И. Социальная защита населения [Текст] : учеб. пособие / В. И. Шарин ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : Полиграф, 2005. – 371 с.
11. Шарин, В. И. Социальная помощь [Текст] / В. И. Шарин. – Екатеринбург : Полиграфист, 2003. – 240 с.
Периодические издания
1. «Вестник государственного социального страхования»
2. «Отечественный журнал социальной работы»
3. «Педагогическое образование и наука»
4. «Социальная работа»
5. «Социальная педагогика в России»
6. «Социальная педагогика»
7. «Социальная политика и социология»
8. «Ученые записки РГСУ»
9. «Человеческий капитал»