Сущность и эволюция женского вопроса. Женское движение в современном мире.
Гендер как важнейший фактор, определяющий жизненное пространство клиентов социальных служб, генезис их проблем. Дифференциация мужских и женских ролей в обществе. Сексизм как социальное явление. Общие социальные проблемы мужчин и женщин, комплексный подход к их решению. Гендерные различия.
Феминизм как социально-политическая теория, его исторические корни. Основные направления развития феминизма. Феминистская традиция в современной практике социальной работы, ее принципы, цель, задачи. Концепция равных прав и возможностей для мужчин и женщин – основа для становления цивилизованного общества.
Основные этапы развития женского движения в России и за рубежом на протяжении Х1Х-ХХ века. Социально-экономическая обусловленность роста женского движения, интеграция женщин в политику. Основные проблемы, стоящие перед женскими объединениями в современной России.
Химическая зависимость: причины, меры профилактики, реабилитация лиц, имеющих формы химической зависимости.
Проблема химической зависимости как социальная проблема.
Основные тенденции в потреблении наркотических химических веществ в России. Связь химической зависимости с бедностью и социальным неблагополучием. Факторы, способствующие возникновению химической зависимости (антисоциальное поведение, различные виды семейного неблагополучия, низкая адаптированность в социальной среде, негативное влияние групп сверстников, низкая степень социальной ответственности и др.).
Государственная антинаркотическая политика и программы борьбы с производством, сбытом и потреблением наркотических средств. Стратегии и модели антинаркотической профилактики (стратегия снижения вреда; стратегия сдерживания; информирование потенциальных потребителей психоактивных средств о пагубных последствиях наркомании, токсикомании, алкоголизма; обучение молодежи общим жизненным навыкам и др.). Традиционные и инновационные методы лечения наркомании, токсикомании, алкоголизма. Факторы, влияющие на эффективность излечения и реабилитации наркоманов, токсикоманов, алкоголиков (нормы субкультуры, территориальная близость лечебного заведения, стоимость лечения, компетентность медицинского персонала и др.). Программы самопомощи (терапевтические коммуны). Роль семьи в профилактике и реабилитации наркоманов, токсикоманов, алкоголиков. Роль специалистов социальной работы в профилактике наркотической и алкогольной зависимости, реабилитации наркоманов, токсикоманов, алкоголиков.
Субъекты социальной работы и их характеристика.
Понятие субъекта в социальной работе. Многосубъектность социальной работы. Специалисты по социальной работе, социальные работники, исследователи, преподаватели, консультанты и эксперты как важнейшие субъекты социальной работы.
Государство как субъект социальной работы. Роль государства в социальной работе.
Общественные объединения как субъекты социальной работы. Явления благотворительности, меценатства, волонтерства, спонсорства. Организационно-правовые формы общественных объединений (организации, движения, фонды и т.д.), законодательная база их деятельности. Сотрудничество профессиональных социальных работников с общественными объединениями.
Молодежь как особая социальная группа: основные проблемы
И пути решения.
Проблема возрастных границ. Основные потребности и проблемы молодежи. Факторы и проявления социального риска среди молодежи. Молодежная субкультура как социальное явление.
Основные направления социальной работы с молодежью: зарубежный и отечественный опыт. Цели молодежных программ. Технологии профилактики злоупотреблений алкоголем и наркотиками в молодежной среде, а также других форм проявления девиантного поведения. Технология социальной работы с молодежью по профориентации и организации трудовой занятости.
Социальная работа с молодежью в системе образования и досуга. Опыт деятельности молодежных социальных служб (реабилитационные центры, центры психологической помощи и поддержки, центры планирования семьи и др.). Молодежные общественные объединения. Подготовка кадров для системы государственной молодежной политики.
45. Организация информационного и документационного обеспечения управления в учреждениях социальной сферы.
Понятия: «информация», «информационный процесс», «информационная система», «информационная технология». Информация как основа процесса управления. Практическое применение различных информационных технологий в системе социальной защиты населения.
Документационное обеспечение управления. Понятия «управленческий документ», «документирование», «документооборот». Цели ведения документации на клиента. Принципы и функции документирования (клиническая, профессиональная, организационная, административная). Виды и формы документирования (социальная карта клиента, контракты, отчеты о патронаже, справки, заявления, журнал учета клиентов и др.). Организационные, распорядительные, справочно-информационные документы в социальной работе. Решение задач социальной работы в процессе ведения документации. Значение документации для оценки эффективности социальной работы.
46. Социальные технологии преодоления социального сиротства.
Содержание понятий: «сиротство», «социальное сиротство», «безнадзорность». Масштабы и причины социального сиротства в современной России, возможности профилактики.
Существующие формы устройства детей-сирот. Государственная опека в системе интернатных учреждений. Типы интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, приюты, центры социальной реабилитации несоврешеннолетних), основные проблемы в работе. Роль специалиста социальной работы в системе учреждений государственной опеки.
Семейные формы устройства: усыновление, опека и попечение, приемное (патронатное) воспитание. Основные нормативные документы, регулирующие возможность семейного устройства детей-сирот. Причины, тормозящие развитие семейных форм устройства детей-сирот в России.
Технология усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства, устройства ребенка в приемную семью или в государственное интернатное учреждение: документальное подтверждение сиротства (социального сиротства), выбор формы жизнеустройства ребенка, принятие судебного решения, помещение в семью или государственное учреждение, социальное сопровождение, контрольно-аналитические мероприятия. Роль специалиста социальной работы в социальном сопровождении различных типов замещающих семей (семья усыновителей, опекунская семья, приемная семья).
47. Психологические основы социальной работы: подходы и модели.
Содержание и соотношение понятий: «теоретическая модель», «теоретический подход».
Влияние психологии как науки на теорию и практику социальной работы, знания и методы, заимствованные из психологии. Особенности психолого-ориентированных моделей в социальной работе (по сравнению с социолого-ориентированными).
Основные психодинамические теории (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон) и их влияние на социальную работу. Диагностическая (М. Ричмонд) и функциональная школы социальной работы (В. Робинсон, Дж. Тафт): их общие черты и различия. Проблемно-ориентировнная (Х. Перлман) и психосоциальная (Ф. Холлис) модели социальной работы.
Отражение поведенческого подхода (И. Павлов, Б. Скиннер, А. Бандура) в теории и практике социальной работы: задача-центрированная, кризис-ориентированная, когнитивная модели социальной работы.
Влияние экзистенциально-гуманистических подходов (А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей) на становление социальной работы. Экзистенциальная модель социальной работы.