Социальное посредничество и консультирование.
Понятие социального посредничества. Функции социального посредничества. Формы социального посредничества. Специфика конфликтов, разрешаемых при помощи социального посредничества. Связь социального посредничества и социального консультирования. Понятие социального консультирования, его специфика. Принципы социального консультирования. Контактное и дистанционное консультирование. Семейное консультирование как особая форма социального консультирования.
ТЕМА 14.
Опыт развития работы с молодежью в зарубежных странах. Международные неправительственные организации и фонды. Вариативность моделей социальной работы с молодежью.
Организация работы с молодежью в Скандинавских странах. Социальная работа и социальная защита молодежи Германии. Организация работа с молодежью в Великобритании. Социальная работа с молодежью во Франции и странах Бенилюкс. Особенности работы с молодежью в США и Канаде. Особенности национальных моделей социальной защиты молодежи. Принципиальное отличие американской и западноевропейской моделей социальной поддержки молодежи. Значение опыта социальной работы с молодежью в зарубежных странах для развития работы с молодежью в России.
ТЕМА 15.
Перспективы развития работы с молодежью в России
Развитие проектирования молодежной политики. Федеральные и региональные программы по работе с молодежью. Конкурсы социально-значимых проектов как формы развития работы с молодежью в России. Проблемы социальной работы с молодежью в различных регионах России. Наиболее острые региональные проблемы социальной защиты молодежи. Развитие добровольческого движения в молодежной политике. Роль некоммерческих и общественных организаций в развитии социальной работы России.
Образовательные технологии
· Проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий.
· Обеспечение студентов раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы по усвоению учебного курса.
· Использование проблемно-ориентированного подхода посредством проведения семинаров – развернутых бесед, семинаров-диспутов, проблемного семинара, семинара с обсуждением рефератов, семинара - пресс-конференции.
· Использование интерактивных обучающих технологий case-study, разработки проекта, деловой игры, работы в малых группах.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой частью образовательного процесса для освоения в полном объеме образовательной программы и формирования компетенций эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение вопросов дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях, а также заключается в дополнительном прорабатывании сложных тем. Также выделяется время для поиска информации в Интернете при подготовке рефератов, устных докладов, работы с конспектом лекций, ответов на контрольные вопросы, подготовку к семинарам и зачету.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях в виде изучения (конспекта, схемы) одного из вопросов дисциплины и занимает не более 10% времени занятия.
Самостоятельная работа студентов направлена на систематическую и глубокую доработку и усвоение лекционного материала, обстоятельную подготовку к семинарам и практическим занятиям, изучение основной учебной и дополнительной литературы по проблемам дисциплины, выполнение практических упражнений.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка кратких научных сообщений по актуальным проблемам мониторинга физического состояния учащихся образовательных учреждений, которые заслушиваются и обсуждаются на занятиях и являются одной из форм контроля самостоятельной работы студентов.
Итоговая форма контроля – зачет.
Итоговая оценка успеваемости выставляется в зависимости от набранных баллов в течение всего периода изучения дисциплины.
Текущий контроль успеваемости проводится для проверки усвоения учебного материала и осуществляется постоянно в течение семестра с выставлением оценки в баллах.
Формы текущего контроля: опрос на практических (семинарских) занятиях; проведение контрольных работ; защита рефератов; компьютерное тестирование.
Требования к оформлению реферата
1. Печатный вариант работы должен быть предоставлен в сброшюрованном виде.
2. Оформление титульного листа
· название образовательного учреждения;
· тема работы;
· ФИО автора;
· курс, факультет, группа;
· -год и место написания работы.
3. Бумага формата А4, межстрочный интервал – 1,5; границы текста: левая – 3 см, правая – 1,5, верхняя и нижняя – 2 см; номер страницы вверху, в центре. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14.
4. Объём от 6 до 15 страниц не считая список литературы и титульный лист.
5. Каждая структурная часть реферата (введение, основная часть, заключение) начинается с заголовка, выделенного шрифтом. Расстояние между главой и следующей за ней текстом составляет два интервала.
6. План построения реферативной работы:
· титульный лист
· план (оглавление) реферативной работы
· введение, отражающее актуальность темы
· основной текст
· заключение
· список использованной литературы
7. Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке, с указанием ФИО авторов, названия статьи и журнала с указанием номера тома и года выпуска, или книги, издательства и года издания.
Промежуточная аттестация проводится в конце семестра по результатам текущего контроля.
6.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Что является предметом социальной защиты молодежи
2. Как осуществляется финансирование молодежных социальных программ
3. Категории молодежи, имеющих право на социальную защиту
4. Составьте схему государственных органов по молодежной политике
5. Охарактеризуйте направление деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ
6. Дайте характеристику основным направлениям работы региональных органов по молодежной политике
7. Расскажите о государственных и негосударственных организация по работе с молодежью и их основные направления деятельности
8. Охарактеризуйте роль и значение в социальной защите молодежи таких органов, как МСЭК, ВОС, ВОГ и ВОИ
9. Какова роль общественности в работе органов социальной защиты молодежи
10. Обоснуйте значение законодательной работы в деятельности органов социальной защиты молодежи
11. Перечислите виды учебных заведений для молодежи и их особенности
12. Перечислите виды домов-интернатов для детей и подростков
13. Каков порядок направления и содержания молодежи в домах-интернатах
14. Охарактеризуйте работу социальных служб в сфере работы с молодежью
15. Охарактеризуйте центры социального обслуживания молодежи, их структурные подразделения
16. Основные направления государственно-правового регулирования молодежной сферы.
17. Охарактеризуйте государство как основной субъект молодежной политики
18. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества
19. Назовите основные направления молодежной политики государства
20. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики молодежной политики
21. Каковы основные задачи молодежной политики на современном этапе развития российского общества
22. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между молодежной политикой и работой с молодежью
23. Виды социальных технологий работы с молодежью
24. Частные социальные технологии работы с молодежью
25. Международные организации социальной защиты молодежью