Организация работы с молодежью как профессиональный вид деятельности. Практика организации работы с молодежью.
Введение в специальность
Направление подготовки
040700.62 «Организация работы с молодежью»
Профиль «Государственная молодежная политика в сфере ФКиС»
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная/заочная
Москва 2012
Программа утверждена и рекомендована
Экспертно-методическим советом гуманитарного института
ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Протокол №_____от «____» ____________2012г.
Составители:
Истягина-Елисеева Елена Александровна — кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и управления инновационным развитием молодежиФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Романов Егор Александрович — старший преподаватель кафедры истории и управления инновационным развитием молодежиФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Рецензент:
Мягкова Светлана Николаевна – д.п.н., профессор кафедры истории и управления инновационным развитием молодежи ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».
Программа дисциплины Введение в специальность составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».
1. Цели освоения дисциплины:
Сформировать у студентов научные представления о профессии специалиста по работе с молодежью, теоретически, практически и личностно подготовить их в качестве организатора работы с молодым поколением. Это предполагает знание методологических и теоретико-организационных основ для анализа реальных социальных процессов и проблем в молодежной среде и приобретение практических навыков работы с молодежью.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Введение в специальность» предназначена для студентов направления подготовки 040700 «Организация работы с молодежью» и относится к профессиональному циклу базовой части (Б.3.Б.2). Профессиональная ориентация студентов, понимание ими сути профессии, осознанное, серьезное отношение к профессиональной подготовке способствуют более быстрому и, главное, более качественному формированию специалиста в современных условиях. Это и определяет важность учебной дисциплины «Введение в специальность», которая профессионально ориентирует студентов, позволяет им получить достаточно полное представление о своей специальности и будущей профессии, быстрее адаптироваться к новым условиям учебы в университете. Студенты получают первоначальные знания о сущности, специфике профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью, информацию о достаточно сложной системе его вузовской подготовки. Важность дисциплины состоит в том, что, давая первоначально самые общие знания о специальности и профессии, она знакомит студентов с приемами овладения профессией, с культурой учебного труда, элементами научно-исследовательской деятельности.
На основе учебной дисциплины «Введение в специальность», читаемом на первом году обучения, может быть существенно повышена профессиональная ориентация и подготовка студентов. В процессе обучения специалисты получат не только конкретные знания по теории работы с молодежью, но и практический опыт работы в этой сфере. Данный курс поможет осмыслить философию работы с молодежью; даст представление о духовно-нравственных качествах и обязанностях специалиста по работе с молодежью.
Требования, предъявляемые к освоению курса, предполагают:
– изучение нормативных актов, обеспечивающих правовые основы организации работы с молодежью, что предполагает серьезную самостоятельную подготовку студентов;
– изучение социальных технологий в ходе практических занятий, что требует развития навыков групповой работы;
– написание самостоятельных социальных проектов и программ, их обсуждение в группах и последующую защиту;
– освоение специфических коммуникативных навыков, необходимых специалисту по работе с молодежью;
– введение в процесс преподавания современных форм и технологий обучения, способствующих развитию умения работать в команде;
– свободную ориентацию студентов в смежных с теорией организации работы с молодежью областях знания;
– практические занятия в органах по работе с молодежью;
– эффективный контроль преподавателей за усвоением материала в форме внутрисеместровых проверок, контрольных работ, деловых игр.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Ведение в специальность»:
– готовность строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, в своей деятельности (ОК-1);
– уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-2);
– готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК-4);
– понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
– способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК-7);
– готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде (ОК-8);
– осознание необходимости и способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни (ОК-9);
– знание и соблюдение норм здорового образа жизни (ОК-11);
– готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12);
– способность ясно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке, (ОК-15);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
– ПК 1 – общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике);
– ПК 2 – профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью);
– ПК 5 – инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодёжных программ; владение педагогическими приёмами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодёжи).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– особенности предмета и методов организации работы с молодежью;
– специфику молодежи как социально-демографической группы;
– особенности работы с молодежью как особого вида практической, профессиональной деятельности, носящего системный характер:
– основы политики государства применительно к молодежи;
– особенности развития молодежного движения в России и за рубежом в различные исторические периоды;
– уметь:
– применять теоретические подходы, понятийный аппарат, необходимый для понимания сущности работы с молодежью и методов ее организации, в конкретной практической деятельности;
– анализировать отечественный и зарубежный опыт работы с молодежью;
– применять практические навыки организации работы с молодежью.
4. Структура и содержание дисциплины «Введение в специальность»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы – 108 академических часа: лекционные занятия – 24, практические занятия – 48,.самостоятельная работа студентов – 36. Итоговый контроль – зачет.
Очная форма обучения | ||||||||
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Лек | ПР | СРС | |||||
Организация работы с молодежью как профессиональный вид деятельности. Практика организации работы с молодежью. | ||||||||
История организации работы с молодежью в России. | ||||||||
Становление теории организации работы с молодежью. | ||||||||
Организация работы с молодежью как учебная дисциплина. | ||||||||
Влияние социокультурных факторов на дифференциацию содержания работы с молодежью, ее уровней и форм. | ||||||||
Взаимосвязь государственной социальной политики, молодежной политики и организации работы с молодежью. Правовые основания организации работы с молодежью. | ||||||||
Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности общества. | ||||||||
Социальная работа с различными группами молодежи. | ||||||||
Социальное обеспечение молодежи. | ||||||||
Некоммерческие неправительственные организации в системе работы с молодежью. | ||||||||
Социальные технологии в организации работы с молодежью; особенности их применения. | ||||||||
Социальная диагностика и профилактика в сфере работы с молодежью. Социальная адаптация и реабилитация молодежи. Социальная коррекция и терапия в молодежной среде. | ||||||||
Социальное посредничество и консультирование. | ||||||||
Опыт развития работы с молодежью в зарубежных странах. Международные неправительственные организации и фонды. Вариативность моделей социальной работы с молодежью. | ||||||||
Перспективы развития работы с молодежью в России. | ||||||||
Итоговый контроль | зачет | |||||||
Итого |
Заочная форма обучения |
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Всего | Лек | ПР | СРС | ||||
Организация работы с молодежью как профессиональный вид деятельности. Практика организации работы с молодежью. | |||||||
История организации работы с молодежью в России. | |||||||
Становление теории организации работы с молодежью. | |||||||
Организация работы с молодежью как учебная дисциплина. | |||||||
Влияние социокультурных факторов на дифференциацию содержания работы с молодежью, ее уровней и форм. | |||||||
Взаимосвязь государственной социальной политики, молодежной политики и организации работы с молодежью. Правовые основания организации работы с молодежью. | |||||||
Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности общества. | |||||||
Социальная работа с различными группами молодежи. | |||||||
Социальное обеспечение молодежи. | |||||||
Некоммерческие неправительственные организации в системе работы с молодежью. | |||||||
Социальные технологии в организации работы с молодежью; особенности их применения. | |||||||
Социальная диагностика и профилактика в сфере работы с молодежью. Социальная адаптация и реабилитация молодежи. Социальная коррекция и терапия в молодежной среде. | |||||||
Социальное посредничество и консультирование. | |||||||
Опыт развития работы с молодежью в зарубежных странах. Международные неправительственные организации и фонды. Вариативность моделей социальной работы с молодежью. | |||||||
Перспективы развития работы с молодежью в России. | |||||||
Итоговый контроль | зачет | ||||||
Итого |
Содержание учебной дисциплины
ТЕМА 1.
ТЕМА 2.
ТЕМА 3.
Тема 4.
Организация работы с молодежью как учебная дисциплина.
Определения предметной области организации работы с молодежью. Категориальный аппарат организации работы с молодежью. Классификация категорий работы с молодежью. Основные подходы к определению объекта работы с молодежью. Специфика предмета организации работы с молодежью. Методологические, организационные, психологические, социальные и политические принципы организации работы с молодежью. Закономерности работы с молодежью. Классификация методов по объектам, субъектам и направлениям работы с молодежью. Основные методы работы с молодежью. Метод индивидуальной работы; метод групповой работы; метод работы в общине; социально-психологические методы; социально-статистические методы; организационные методы; метод психологического моделирования; коммуникационные методы. Социальный менеджмент. Организация работы с молодежью как учебная дисциплина. Основные направления подготовки специалистов по работе с молодежью. Содержание и структура курса “Введение в специальность”; его связь с дисциплинами социально-гуманитарного цикла.
ТЕМА 5.
ТЕМА 6.
ТЕМА 7.
ТЕМА 8.
ТЕМА 9.
ТЕМА 10.
ТЕМА 11.
ТЕМА 12.
ТЕМА 13.
ТЕМА 14.
ТЕМА 15.
Образовательные технологии
· Проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий.
· Обеспечение студентов раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы по усвоению учебного курса.
· Использование проблемно-ориентированного подхода посредством проведения семинаров – развернутых бесед, семинаров-диспутов, проблемного семинара, семинара с обсуждением рефератов, семинара - пресс-конференции.
· Использование интерактивных обучающих технологий case-study, разработки проекта, деловой игры, работы в малых группах.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой частью образовательного процесса для освоения в полном объеме образовательной программы и формирования компетенций эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение вопросов дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях, а также заключается в дополнительном прорабатывании сложных тем. Также выделяется время для поиска информации в Интернете при подготовке рефератов, устных докладов, работы с конспектом лекций, ответов на контрольные вопросы, подготовку к семинарам и зачету.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях в виде изучения (конспекта, схемы) одного из вопросов дисциплины и занимает не более 10% времени занятия.
Самостоятельная работа студентов направлена на систематическую и глубокую доработку и усвоение лекционного материала, обстоятельную подготовку к семинарам и практическим занятиям, изучение основной учебной и дополнительной литературы по проблемам дисциплины, выполнение практических упражнений.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка кратких научных сообщений по актуальным проблемам мониторинга физического состояния учащихся образовательных учреждений, которые заслушиваются и обсуждаются на занятиях и являются одной из форм контроля самостоятельной работы студентов.
Итоговая форма контроля – зачет.
Итоговая оценка успеваемости выставляется в зависимости от набранных баллов в течение всего периода изучения дисциплины.
Текущий контроль успеваемости проводится для проверки усвоения учебного материала и осуществляется постоянно в течение семестра с выставлением оценки в баллах.
Формы текущего контроля: опрос на практических (семинарских) занятиях; проведение контрольных работ; защита рефератов; компьютерное тестирование.
Требования к оформлению реферата
1. Печатный вариант работы должен быть предоставлен в сброшюрованном виде.
2. Оформление титульного листа
· название образовательного учреждения;
· тема работы;
· ФИО автора;
· курс, факультет, группа;
· -год и место написания работы.
3. Бумага формата А4, межстрочный интервал – 1,5; границы текста: левая – 3 см, правая – 1,5, верхняя и нижняя – 2 см; номер страницы вверху, в центре. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14.
4. Объём от 6 до 15 страниц не считая список литературы и титульный лист.
5. Каждая структурная часть реферата (введение, основная часть, заключение) начинается с заголовка, выделенного шрифтом. Расстояние между главой и следующей за ней текстом составляет два интервала.
6. План построения реферативной работы:
· титульный лист
· план (оглавление) реферативной работы
· введение, отражающее актуальность темы
· основной текст
· заключение
· список использованной литературы
7. Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке, с указанием ФИО авторов, названия статьи и журнала с указанием номера тома и года выпуска, или книги, издательства и года издания.
Промежуточная аттестация проводится в конце семестра по результатам текущего контроля.
6.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Что является предметом социальной защиты молодежи
2. Как осуществляется финансирование молодежных социальных программ
3. Категории молодежи, имеющих право на социальную защиту
4. Составьте схему государственных органов по молодежной политике
5. Охарактеризуйте направление деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ
6. Дайте характеристику основным направлениям работы региональных органов по молодежной политике
7. Расскажите о государственных и негосударственных организация по работе с молодежью и их основные направления деятельности
8. Охарактеризуйте роль и значение в социальной защите молодежи таких органов, как МСЭК, ВОС, ВОГ и ВОИ
9. Какова роль общественности в работе органов социальной защиты молодежи
10. Обоснуйте значение законодательной работы в деятельности органов социальной защиты молодежи
11. Перечислите виды учебных заведений для молодежи и их особенности
12. Перечислите виды домов-интернатов для детей и подростков
13. Каков порядок направления и содержания молодежи в домах-интернатах
14. Охарактеризуйте работу социальных служб в сфере работы с молодежью
15. Охарактеризуйте центры социального обслуживания молодежи, их структурные подразделения
16. Основные направления государственно-правового регулирования молодежной сферы.
17. Охарактеризуйте государство как основной субъект молодежной политики
18. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества
19. Назовите основные направления молодежной политики государства
20. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики молодежной политики
21. Каковы основные задачи молодежной политики на современном этапе развития российского общества
22. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между молодежной политикой и работой с молодежью
23. Виды социальных технологий работы с молодежью
24. Частные социальные технологии работы с молодежью
25. Международные организации социальной защиты молодежью
Вопросы к зачету по курсу «Введение в специальность»
1. Важнейшие проблемы государственной социальной и молодежной политики РФ.
2. Взаимодействие некоммерческих негосударственных организаций и территориальных органов власти.
3. Взаимосвязь работы с молодежью с другими видами социальной деятельности.
4. Виды социальной профилактики в молодежной среде.
5. Влияние ценностных представлений о социальной культуре, социальной помощи, социальной защите, социальной ответственности на уровни, формы и методы работы с молодежью.
6. Государственная поддержка молодежи.
7. Государственная политика в области занятости населения.
8. Задачи социальной профилактики в молодежной среде.
9. Значение опыта социальной работы с молодежью в зарубежных странах для развития работы с молодежью в России.
10. История и виды социальной помощи в России.
11. Классификация методов по объектам, субъектам и направлениям работы с молодежью.
12. Конкурсы социально-значимых проектов как формы развития работы с молодежью в России.
13. Личные и профессиональные качества специалиста по работе с молодежью.
14. Механизмы реализации государственной молодежной политики.
15. Наиболее острые региональные проблемы социальной защиты молодежи.
16. Направления государственной социальной и молодежной политики.
17. Общие и частные технологии социальной работы с молодежью.
18. Объект и субъект работы с молодежью.
19. Определение молодежной политики.
20. Определения предметной области организации работы с молодежью.
21. Организационные и управленческие аспекты защиты инвалидов.
22. Организация работа с молодежью в Великобритании.
23. Организация работы с молодежью в Скандинавских странах.
24. Организация работы с молодежью и проблемы развития общества.
25. Организация работы с молодежью как процесс.
26. Основные методы работы с молодежью.
27. Основные направления государственно-правового регулирования молодежной сферы.
28. Основные направления деятельности некоммерческих неправительственных организаций.
29. Основные направления подготовки специалистов по работе с молодежью.
30. Основные подходы к определению объекта работы с молодежью.
31. Основные принципы социальной и молодежной политики.
32. Основные принципы социальной профилактики в молодежной среде.
33. Основные проблемы социальной адаптации у различных групп молодежи.
34. Особенности использования социальных технологий при работе с различными группами молодежи.
35. Особенности национальных моделей социальной защиты молодежи.
36. Особенности социальной работы с воспитанниками детских домов.
37. Подходы к определению понятия “ организация работы с молодежью”.
38. Понятие интегрированных социальных технологий.
39. Понятие об уровнях и формах работы с молодежью.
40. Понятие общественных норм и ценностей.
41. Понятие социального обеспечения.
42. Понятие социальной коррекции в молодежной среде.
43. Понятие социальной реабилитации молодежи.
44. Понятия “социальная диагностика” и “социальная профилактика”; их сущность и значение.
45. Правовое обеспечение деятельности некоммерческих неправительственных организаций.
46. Принципиальное отличие американской и западноевропейской моделей социальной поддержки молодежи.
47. Принципы социальной диагностики в молодежной среде.
48. Проблемы социальной работы с молодежью в различных регионах России.
49. Развитие добровольческого движения в молодежной политике.
50. Развитие организации работы с молодежью в середине ХХ века.
51. Развитие проектирования молодежной политики.
52. Развитие работы с молодежью как самостоятельного вида деятельности.
53. Роль некоммерческих и общественных организаций в развитии социальной работы России.
54. Связь организации работы с молодежью и государственной молодежной политики.
55. Связь социального посредничества и социального консультирования.
56. Семейное консультирование как особая форма социального консультирования.
57. Система социальной работы и социального обеспечения в СССР.
58. Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.
59. Современные теории и модели организации работы с молодежью.
60. Социальная защита семьи.
61. Социальная работа в области физической культуры и здоровья населения.
62. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: ее специфика и основные задачи.
63. Социальная работа в сельской местности.
64. Социальная работа в сфере занятости.
65. Социальная работа и социальная защита молодежи Германии.
66. Социальная работа как показатель развития правового государства.
67. Социальная работа с женщинами.
68. Социальная реабилитация молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
69. Социально-экономическое положение молодежи.
70. Специфика использования коммуникативных методов в социальных технологиях.
71. Специфика использования комплекса интегрированных социальных технологий.
72. Специфика конфликтов, разрешаемых при помощи социального посредничества.
73. Специфика предмета организации работы с молодежью.
74. Становление и развитие системы общественного призрения.
75. Структура и содержание работы социальных служб для молодежи.
76. Структура и функции социальной адаптации в молодежной среде.
77. Сущность правовых основ работы с молодежью.
78. Технологии социального обеспечения.
79. Типология учреждений по оказанию социальной помощи.
80. Управление социальным процессом.
81. Уровни работы с молодежью.
82. Факторы, определяющие специфику социальной работы.
83. Федеральные и региональные социальные программы по поддержке молодежи.
84. Философские, социологические и психологические основы теории организации работы с молодежью.
85. Формирование фондов социального обеспечения.
86. Формы и методы реализации государственной социальной политики.
87. Формы социальной реабилитации молодежи.
88. Функции работы с молодежью в современном обществе.
89. Функции социальной и молодежной политики.
90. Цели и ценности организации работы с молодежью.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Ведение в специальность»
а) основная литература:
1. Григорьев, Святослав Иванович. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная работа" / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. Москва: Гардарики, 2008
2. Егорова, Татьяна Валентиновна. Социально-педагогическая работа с молодежью неформальных объединений экстремистской направленности: (на материале Германии): монография / Т. В. Егорова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Ковровская гос. технологическая акад. им. В. А. Дегтярева". Ковров: Ковровская гос. технологическая акад. им. В. А. Дегтярева, 2007
3. Климкина, Екатерина Васильевна. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учебное пособие для специальностей 031300 - Социальная педагогика, 521100 - Социальная работа, 040104 - Организация работы с молодежью / Е. В. Климкина ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. гуманитарный ун-т. Москва: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2008
4. Кузьмин, В. П.. Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Соц. работа" / В. П. Кузьмин, Н. С. Степашов, Ю. А. Блинков ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Курский гос. мед. ун-т Федер. агентства по здравоохранению и соц. развитию, Кур. регион. отд-ние Акад. гуманитар. наук. Курск: Изд-во КГМУ, 2006 (Б. м.: ПБОЮЛ Киселева О. В. )
5. Лутовинов, Владимир Ильич. В патриотизме молодежи - будущее России: Пособие для педагогов, рук. образоват. учреждений и организаторов работы с молодежью / В. И. Лутовинов. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999
6. Лучанкин, А. И.. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы / А. И. Лучанкин, А. А. Сняцкий; [Предисл. Г. Куприяновой]; Гос. ком. Рос. Федерации по делам молодежи и др.. Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 1997
7. Основы работы с молодежью: учебное пособие для студентов высших аграрных учебных заведений, обучающихся по специальностям 040101 "Социальная работа", 080504 "Государственное и муниципальное управление" / [П. И. Бабочкин и др. ] ; под ред. Т. Э. Петровой. Москва: Альфа-М, 2010
8. Проблемы социальной работы с молодежью в современной России: учебное пособие / [В. Д. Байрамов и др. ; под общ. ред. В. Д. Байрамова] ; Московский гос. социально-гуманитарный ин-т, Ин-т по переподгот. и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального ун-та, Донской пед. колледж. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009
9. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX - XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): хрестоматия / [сост. и науч. ред.: С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова]. М.: Изд. дом Магистр-Пресс, 2004 (Барнаул: Изд-во некоммерческого партнерства АзБука)
10. Шапорев, Дмитрий Александрович. Опыт и уроки военно-патриотической работы с молодежью в Алтайском крае: (конец 1970-х - 1991 гг. ) / Д. А. Шапорев ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Барнаульский юридический ин-т. Барнаул: Барнаульский юридический ин-т МВД России, 2008
б) дополнительная литература:
1. Антонович, Ирина Владимировна. Благотворительность в российском обществе: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Антонович. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005 (Барнаул: Тип. Алт. гос. ун-та)
2. Артамонова, Татьяна Александровна. Русская социально-философская мысль и современное образование / Т. А. Артамонова. Барнаул: Фак. социологии АлтГУ, 2005
3. Бородай, Александр Дмитриевич. Работа комитетов ВЛКСМ с творческой молодежью: опыт, проблемы: [Учеб. пособие] / А. Д. Бородай; Высш. комс. шк. при ЦК ВЛКСМ, Каф. истории КПСС. М.: ВКШ, 1989
4. Гокова, Е. И.. Традиции и инновации в работе с молодежью / Е. И. Гокова // Юношеские библиотеки России: информ. вестн. - С. 61-64. 2005
5. Головань, Олег Валерьевич. Частотный словарь современного языка средств массовой информации: учебное пособие для преподавателей и студентов отд-ний и фак. социологии, обучающихся по специальностям 020300 Социология, 350100 Социальная антропология, 351800 Организация работы с молодежью / О. В. Головань ; М-во образования и науки Российской Федерации, Алтайский гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006 (Барнаул: ООО "Альф")
6. Гордеева, Светлана Хакимзяновна. Роль библиотеки в патриотическом воспитании молодёжи / С. Х. Гордеева // Университетская библиотека: через традиции - к инновациям. - С. 191-197. Казань: КГТУ, 2007
7. Гребенникова, Л.. Проблема организации волонтерских групп школьников по пропаганде здорового образа жизни / Л. Гребенникова // Литературно-педагогические Лихановские чтения, 23-24 ноября 2004 года. - С. 165-167. Белгород: КОНСТАНТА, 2005
8. Григорьев, Святослав Иванович. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Социальная работа" / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. Москва: Гардарики, 2006
9. Гуслякова, Людмила Герасимовна. Виталистская модель теории и практики социальной работы: [монография] / Л. Г. Гуслякова; Федеральное агентство по образованию РФ, Алтайский гос. ун-т, Факультет социологии. Барнаул: Азбука, 2006 (Барнаул: Азбука)
10. Гуслякова, Людмила Герасимовна. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине ХХ века - начале XXI веков: избр. тр. / Л. Г. Гуслякова. Барнаул, 2004 (Тип. Некоммерческого партнерства Аз Бука)
11. Дейкова, Лидия Викторовна. Библиотеки края - молодежи и юношеству / Л. В. Дейкова, Л. А. Медведева // Алтай библиотечный. - С. 10-18. Барнаул: РИО АКУНБ, 2009
12. Допинг-контроль: сборник методических материалов / Правительство Московской обл. , Ком. по физ. культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской обл.. Москва: Московия, 2009
13. Завгородняя, Г. Ю.. Что и как читали вчерашние школьники: (по материалам мониторинга чтения студентов-филологов) / Г. Ю. Завгородняя // Как создать читательскую среду в школе: Научно-методический сборник. - С. 9-10. Москва,Московский гуманитарный пед. ин-т, 2009
14. Инькова, Л. М.. Важная составляющая гражданского воспитания / Л. М. Инькова // Юношеские библиотеки России: информ. вестн. - С. 82-85. 2007
15. Климкина, Екатерина Васильевна. Профессионально-речевая культура специалиста социальной сферы: теория и практика формирования в вузе: учебное пособие: для специальностей: 031300-Социальная педагогика, 521100-Социальная работа, 040104-Организация работы с молодежью / Е. В. Климкина ; [Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. гуманитарный ун-т]. Москва: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2008
16. Ковалева, Е.. Волонтерская работа как способ формирования гражданской позиции молодежи / Е. Ковалева // Литературно-педагогические Лихановские чтения, 23-24 ноября 2004 года. - С. 163-165. Белгород: КОНСТАНТА, 2005
17. Комплексный подход в идейно-воспитательной работе с