Глава 4. электоральная культура

Избирательные системы

Избирательное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов; право граждан участвовать в выборах (активное избирательное право - право избирать и пассивное избирательное право – право быть избранным). Одной из основных форм реализации избирательного права граждан являются выборы – способ формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления путем голосования (непосредственная демократия). Выборы в РФ всеобщие, равные, прямые, тайные, участие граждан в них добровольно. Референдум, т.е. всенародное голосование по важным государственным вопросам, является высшей формой непосредственной демократии.

С организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов меж­ду партиями связана избирательная система,представляющая способ распределения мандатов по итогам голосования. Она в своем развитии проходит 4 стадии.

1. Подготовительная (назначение даты выбо­ров, регистрация и учет избирателей).

2. Выдвижение и ре­гистрация кандидатов.

3. Предвыборная агитация и финансирова­ние выборов.

4. Голосование и под­ведение итогов выборов.

Демократическое избирательное право предполагает обя­зательное соблюдение ряда принципов.

Представительная демократия выработала три основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропор­циональную избирательные системы.

Наименование Сущность
Принцип равенства Кандидаты имеют в процессе выборов равные пра­ва. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый изби­ратель в одинаковой степени влияет на общий ре­зультат выборов
Принцип всеоб­щности Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, на­зывают цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качест­ве избираемых — лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами РФ)    
Наименование Сущность
Принцип тайного голосова­ния Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявле­ния воли избирателя и исключается возможность давления  
Принцип непосред­ствен­ности Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет го­лосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах пре­зидента США, а также не соблюдался в дореволю­ционной России  
Принцип состяза­тельности Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Ни­кто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам  
Принцип гласности Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках  
Принцип свободы выборов Любой гражданин участвует в выборах доброволь­но, и никто не имеет право оказывать на него давле­ние  

Мажоритарнаяизбирательная система предусматривает выдвижение одного депутата от округа, избранным считается кандидат, получивший большинство голосов. При этом избирательные округа являются одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат (список депутатов), остальные кандидаты оказываются проигравшими.

Пропорциональная избирательная система предусматривает голосование по партийным спискам: на выборах представляется список с партийной принадлежностью кандидатов. Избиратель отмечает список партии, которой он сочувствует (иногда можно отметить и кандидата). Партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству голосов. Для определения количества мандатов определяется «избирательный метр» - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата, причем партии должны преодолеть избирательный барьер (в Российской Федерации он определен в 7 %).

Смешаннаяизбирательная система сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, 225 - по пропорциональной избирательной системе. Сейчас используется пропорциональная избирательная система.

Политические партии

Политическая партия в ее современном виде – это продукт, по меньшей мере, двух явлений: ограничения власти абсолютной монархии и распространения избирательного права практически на все взрослое население. Партии стали законными формами борьбы с монархиями за ограничение их прав, а также орудиями выражения, защиты и реализации интересов различных групп избирателей. Политическая партия –это специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и направленная на борьбу за завоевание и использование политической власти. Политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами.

Отличительные признаки политической партии.

1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если пар­тия придет к власти.

4. Наличие организации:

- в любой партии есть руководящие органы, как цент­ральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

- любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно пла­тят членские взносы и определенным образом участвуют в де­ятельности партии;

- любая партия имеет устав, т. е. документ, в кото­ром устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Политические партии выполняют несколько групп функций в обществе. Политические функции состоят в борьбе за власть, осуществлении власти, рекрутировании политических лидеров и политической элиты. Идеологические функции проявляются в создании партийной идеологии и политических доктрин, партийной пропаганде. Социальные функции обеспечивают социальное представительство и социализация. Каждая политическая партия опирается на определённые группы и слои населения и выражает их интересы. Партии участвуют в формировании общественного мнения, политическом просвещении граждан.

Классифицировать политические партии следует по нескольким параметрам. Если за основы взять идеологическую направленность, то следует выделить следующие партии:

- социал-демократические выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении ос­новных свобод;

- коммунистические стремятся к полному ого­сударствлению экономики, распределению бо­гатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны госу­дарства над сферами образования, здравоохране­ния и т. д.

- консервативные и либеральные – первые охраняют существующий строй и, как правило, абсолютизируют роль государства, а вторые ориентиру­ются на разгосударствление экономики и неко­торых других сфер жизни, т.е. на минимизацию участия государства в жизни общества;

- клерикальные придерживаются религиозной идеологии;

- националистические строят свою деятель­ность на основе националистических и фашист­ских идей.

По участию в осуществлении власти выделяются:

- правящие - это те партии, которые находятся у власти;

- оппозиционные - это те партии, которые не на­ходятся у власти и имеют главную задачу - за­воевать власть. Они бывают легальные, полулегальные, неле­гальные.

По характеру членствавыделяются:

- кадровые партии - они немногочисленны, в них свободное членство, опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту, в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию;

- массовые партии - многочисленны, в них преобладает воспитательная функция, отличаются тесной связью между членами партии, в них есть жесткая дисциплина, есть первичные парторганизации.

По шкале политического спектравыделим:

- левые партии (социалистические и коммунис­тические партии) выступают за реформы, за вытеснение частного сектора, социальную защиту трудящихся, радикально-революционные методы действия;

- центристские партии основой своей деятельности считают компромисс, сотрудничество;

- правые партии (либеральные и консервативные партии) выступают за сильное государство, охрану частной собственности, стабильность, отрицательное отношение к революции.

По способу деятельностиотметим:

- реформистские стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием за­конных средств воздействия на власть и закон­ных средств достижения власти;

- революционные стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, ко­торые, с точки зрения существующего государст­венного устройства и политического режима, яв­ляются незаконными.

Американский политолог С. Коэн за основу классификации предлагает взять комплексный критерий — роль и место партии в социально-политической структуре общества, форму ее организации. По его мнению, можно остановиться на 4 типах партий:

1) авангардная партия, для которой характерны классические программы, цель, инди­видуальное членство, собственная база. В основе организационного строения таких партий лежит принцип демократического централизма, поэтому они жестко иерархичны, суборди­нированы. Такого рода партии при определенных условиях перерождаются в тоталитарные партии. Члены тоталитарных партий подчиняются одной идее, которая со временем, как правило, персонифицируется, т.е. лидер партии как главный носитель идеи становится высшим авторитетом партии. Авангардные партии всегда революционны, ибо основной своей целью ставят кардинальное переустройство общества;

2) парламентская партия может не иметь жестких атрибутов оформления и основное для нее — определение места и роли в избирательной кампании и контроле за парламен­том. Парламентские партии ставят перед собой и задачу завоевания власти. Однако они стремятся к получению большинства в государственных структурах исключительно через победу на выборах. Эти партии обсуждают политику общества и государства, дают реко­мендации по поводу желательных изменений, иногда выступают против проводимых про­грамм. Если удается получить достаточную поддержку избирателей, партия парламентского типа формирует правительство. От парламентского большинства, завоеванного в ходе вы­боров, зависят кандидатура премьер-министра и состав правительства. Лидер партии, за­воевавший большинство в парламенте, как правило, занимает пост премьер-министра;

3) избирательная партия также не имеет определенного членства и ее периодическая активизация происходит лишь на этапе предвыборной кампании по агитации за своих кан­дидатов. Такие партии характерны для США. Главная их задача в том, чтобы организовать предвыборную кампанию кандидатов в президенты, конгресс, законодательные собрания штатов. Для этого они ведут сбор средств и агитацию среди населения. Как партии они су­ществуют, главным образом, во время выборов;

4) «партия-клуб», «партия-общество» имеет специфическую партийную массу, для кото­рой характерны не политические платформы и т.п., а более широкие общие интересы, культурные, экологические и другие ценности. Такой тип партий характерен для развиваю­щихся стран Африки и Азии. Дискуссионные клубы, народные фронты выполняют все функ­ции партий такого типа. Они участвуют в выборах, выдвигают своих кандидатов в депутаты.

Отношениями между политическими партиями и государством, а также взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами характеризуются партийными системами,сложившимися в обществе. Существуют следующие виды партийных систем:

- однопартийная система. В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.);

- система с партией, осуществляющей гегемонию по отношению к другим (бывшая ГДР, Китай);

- система с преобладающей партией (бывшие до недавнего времени ЛДП Японии, Индийский национальный конгресс, Социал-демократическая рабочая партия Швеции, «Единая Россия») в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отда­ют предпочтение 30-50 % голосов;

- двухпартийная система. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, рес­публиканская и демократическая партии в США);

- многопартийная система предполагает конкуренцию между многи­ми партиями, ни одна из которых не имеет преиму­ществ перед другими;

- атомизированная система начитывает десятки и сотни партийных блоков (партии и избирательные блоки на территории Украины).

Политические партии представляют собой в организационно-правовом плане общественную организацию, которая является добровольным объединением граждан на основе общности интересов, имеющую устойчивую организационную структуру, фиксированное членство. Для общественных организаций характерно наличие устава, управленческого аппарата, материальное участие членов организации. В качестве примеров можно назвать молодежную организацию «Наши», международную экологическую организацию Greenpeace.

Также следует выделить общественное движение – это совместная деятельность граждан, преследующих определённые общие цели, но не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются организационной и идейной аморфностью, нестабильностью состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Они стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требо­вании от власти изменения во внутренней или внешней поли­тике, решения социальных проблем и т.д.). Можно сказать, что они исполняют функцию политического лоббизма. К общественным движениям в России можно отнести т.н. «несистемную оппозицию» и неформальные молодежные движения такие, как хиппи, эмо.

Любая политическая партия придерживается определенной политической идеологии (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Фундаментализм представляет собой собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Одним из вариантов данного течения является фундаментализм религиозный. В качестве одной из основных своих задач религиозный фундаментализм рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе. Основными его идеологическими положениями являются необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики, либо либерального толкования указанных текстов.

Национализм выдвигает тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму.

Консерватизм предполагает традиционализм как основу мировоззрения (может даже и религиозный), непринятие революционного способа, радикальных реформ. Политический идеал – конституционная монархия либо президентская республика, положительная оценка церкви. Минимальное вмешательство государства в экономику, неограниченная конкуренция, низкие социальные расходы.

Либерализмпризнает главной ценностью человеческую личность, её права и свободы, политический идеал – любая конституционная форма правления. В экономике выступает за неприкосновенность частной собственности, свободную конкуренцию, минимальное вмешательство государства, рыночные отношения, низкие социальные расходы. В отличие от консерваторов, либералы принимают новшества, поэтому без революционных способов допускают радикальные реформы. Методы достижения власти в основном парламентские.

Социализм предусматривает социальную справедливость как основу общества, отрицательное отношение к эксплуатации и частной собственности, стремится предоставить равные стартовые возможности для всех людей независимо от происхождения и имущественного положения. Политический идеал – демократическая республика на всеобщем избирательном праве, идея социального согласия. В экономике поддерживает коллективные формы собственности, планирование, социальную поддержку неимущих слоев, выступает за отделение церкви от государства.

Коммунизмпредполагает такую организацию общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства. Он отменяет частную собственность. Политический идеал коммунизма - общественное самоуправ­ление, предполагающее поголовное участие населения в про­цессе принятия управленческих решений. Новое общество, с точки зрения коммунистической идеоло­гии, характеризуется наличием нового человека, презревшего ма­териальный расчет и выгоду, ориентирующегося на моральные стимулы типа «ощущение удовлетворенности от работы на общее благо».

Политическая культура

Понятие политической культуры в настоящее время прочно вошло в состав ключевых категорий политической науки. Сам же термин впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером еще в XVIII в. Но лишь в середине XX века возникают первые концепции политической культуры.

Политическая культура – это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, стереотипов политического сознания и политического поведения, проявляющегося в непосредственной деятельности субъектов политической власти и обеспечивающего воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Субъектполитической культуры – это и просто индивид, человек с его политическими предпочтениями, установками, ценностями; это может быть и нация, регион, какая-либо политическая организация, движение и т.п.

Объектом политической культуры (то есть тем, на что направлены субъективные политические установки личности, нации, региона и т.д.) является сама политическая система в целом, а также отдельные ее компоненты: политический режим, система организации власти, государства.

Политическое сознание - система политических теоретических и обычных знаний, ценностей, эмоционально-психологических настроения и чувств, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации, установки и представления в отношении политической системы и их места в данной системе.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия.

Политическая культура становится практически значимой в процессе реализации своих функций. К важнейшим из них можно отнести следующие:

Наименование функции Сущность
Идентификаци­онная Раскрывает постоянную потребность чело­века в понимании своей групповой при­надлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов дан­ной общности
Ориентационная Характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных воз­можностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе    
Наименование функции Сущность
Адаптационная Выражает потребность человека в приспо­соблении к изменяющейся политической жизни
Социализации Характеризует обретение человеком опре­деленных навыков и свойств, позволяю­щих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, полити­ческие функции и интересы
Интегрирующая (дезинтегрирую­щая) Обеспечивает различным группам воз­можность сосуществовать в рамках опре­деленной политической системы, сохра­няя целостность государства и его взаимо­отношений со всем обществом
Коммуникатив­ная Связана с взаимодействием всех субъек­тов и институтов власти на базе использо­вания общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения

Выделяют следующие типы политической культуры:

1) патриархальный - человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей, отношение человека к политике основано на ценностях клана, узкой социальной группы;

2) подданнический – человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо поощрения, человек отстранен от политической жизни;

3) активистский – человек хорошо знаком с органами государственной власти, стремится влиять на политику, активно и сознательно участвует в политических процессах.

В качестве еще одного критерия для типологизации политической культуры выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. История общества знает два основных регулятивных механизма – рынок и государство. Рыночная политическая культураесть культура, рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Этатистская (бюрократическая) политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизма государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Приведенные выше классификации позволяют сопостав­лять культуру разных государств. Однако политическая куль­тура в рамках одного государства также не является целостной, т.к. выделяют:

- доминирующую политическую культуру – это совокупность ценностей, норм, представлений и государственных символов, которые разделяются большей частью граждан;

- политическую субкультуру, которая характеризует ценности определенной социальной группы внутри единого общества;

- политическую контркультуру, которая противопоставляет себя доминирующей политической культуре.

Развитая политическая культура общества может стать основой для складывания гражданского общества. В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление дикости (анархии); как противопо­ложность церкви (религиозным обществам); как комплекс об­щественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации.

Наши рекомендации