Функции и формы государственного устройства и правления.
Функции государства обычно делят на внутренние и внешние.
Внутренние функции — это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. Они разделяются на охранительные и регулятивные.
К охранительным функциям относятся: соблюдение законности, охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан, охрана окружающей среды и т. п. Словом, охранительные функции обязывают государство поддерживать и охранять установленный в обществе порядок функционирования различных сфер общественной жизни.
К регулятивным функциям государства можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля и системную. Регулятивные функции государства заключаются в развитии различных сфер общественной жизни, создании соответствующих условий для развития личности,
поддержания необходимого порядка протекания различных общественных процессов.
Экономическая функция выражается в выработке и проведении необходимой экономической политики, т. е. в планировании и проведении мероприятий, направленных на создание условий для развития промышленности, сельского хозяйства и всех иных направлений экономического развития.
Социальная функция выражается в оказании помощи нуждающимся членам общества, выделении средств на строительство жилья, дорог, развития сети образования и здравоохранения и т. д.
Функция финансового контроля обязывает государство учитывать доходы отдельных граждан и организаций, следить за соблюдением ими налогового законодательства, охранять основы финансовой деятельности.
Системная функция состоит в поддержании нормального хода политического процесса и сохранении основных параметров политической системы общества. Сюда ' можно отнести законодательные, административные и контролирующие меры, проводимые государственными органами в сфере политической жизни общества.
Внешние функции государства связаны с его внешнеполитической и международной деятельностью.
Внешнеполитическая деятельность государства направлена на отстаивание интересов государства в его взаимоотношениях с другими государствами. Эта деятельность строится на основе использования возможностей международного права.
Внешнеэкономическая деятельность призвана развивать экономические связи с другими странами на взаимовыгодных условиях.
Оборона государственных рубежей — одна из главнейших задач государства как в мирное время, так и в случае нападения противника; в военное время. Для ее реализации государство использует все свои возможности и ресурсы — экономические, демографические, политические и т. п.
Выполнение этих функций государством является предпосылкой для устойчивого экономического, социального и политического развития страны.
Формы правления
Форма государственного правления — это порядок организации и функционирования высших органов государственной власти. Формы правления в зависимости от формального источника власти делятся на монархии и республики.
Монархия (от греч. manarchia — единовластие) есть такая форма государственного правления, при которой формальным источником власти является только одно лицо. Глава государства, монарх, принимает на себя властные полномочия независимо от законодательных и исполнительных органов государства в порядке наследования.
Существует несколько видов монархий. Абсолютная монархия (в настоящее время существует в Саудовской Аравии, Катаре, Омане) — это такая форма государственного правления, при которой власть главы государства, монарха, ничем не ограничена. Он волен самостоятельно формировать органы государственного управления,
назначать и смещать чиновников, расходовать государственные финансы и т.д.
Ограниченная (конституционная) монархия отличается тем, что власть монарха в той или иной степени ограничивается конституционными нормами, законодательством, традициями и т. п. Этот тип государственного правления может быть дуалистическим и парламентским.
Дуалистическая (двойственная) монархия возникла как переходная форма государственного правления в периоды развития общества, когда феодальная аристократия была уже не способна удерживать всю полноту власти, а молодая буржуазия еще не могла забрать всю власть в свои руки. Для дуалистической монархии характерно
наделение монарха преимущественно исполнительной властью и лишь отчасти законодательной. Монарх имеет право вето, назначает верхнюю палату парламента. Подобная форма правления существует в Иордании, Кувейте, Марокко.
При парламентской монархии глава государства пользуется своими полномочиями, как правило, лишь номинально. Монарх «царствует, но не правит», он выполняет представительские функции, олицетворяя собой традиции государственности в стране. Он может пользоваться правом вето, однако фактически его не применяет.
Подавляющее большинство современных монархий являются парламентскими. Правительство при данной форме правления формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Такой тип монархии существует в Великобритании, Испании, Швеции и ряде других стран."
Республика (от лат. res publica — общественное дело) — это форма правления, при которой источником власти в государстве считается народное большинство, а высшие органы власти избираются гражданами.
Республики разделяются на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Парламентская республика отличается тем, что правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент издает законы, обязательные к исполнению правительством, вотирует, т. е. утверждает, государственный бюджет, чем определяет финансовые рамки активности правительства,
осуществляет контроль над правительством. Парламент вправе выразить всему правительству или некоторым его членам вотум недоверия, что влечет за собой отставку членов правительства.
Правительство в данном случае осуществляет исполнительную власть, но под контролем парламента. Оно обладает, как правило, законодательной инициативой, иногда может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. Членство в правительстве обычно совместимо с исполнением депутатских обязанностей,
что позволяет привлечь в правительство лидеров партий и других видных политических деятелей. Это дает возможность обеспечить партийную поддержку политическому курсу правительства.
В парламентских республиках (Германия, Италия, Греция) главой государства является президент, но при этом обладает, в основном, представительными функциями. В данном случае роль 'президента сходна с ролью конституционного монарха. Первостепенную роль в политической жизни играет правительство во главе с премьер-министром.
Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, Россия) отличается тем, что президент является одновременно и главой государства, и главой правительства. Он избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, не подотчетное парламенту,
обладает высшей распорядительной властью, важнейшими прерогативами в области руководства вооруженными силами, гражданской администрацией. Парламент здесь лишен права отправлять правительство в отставку, хотя и президент не может распустить парламент, в основном обладая лишь правом отлагательного вето на законопроекты парламента,
которое может быть преодолено квалифицированным большинством или 2/3 парламента при повторном голосовании.
Существуют также смешанные формы правления. Среди них выделяют так называемую суперпрезидентскую республику (Боливия, Колумбия, Гондурас), где институт .президентства предельно концентрирует все высшие полномочия основных ветвей власти и занимает практически бесконтрольное положение в государстве. В то же время прерогативы
законодательных и судебных ветвей власти здесь резко ограничены.
Другой формой смешанного правления является президентско-парламентская, или полупрезидентская, республика (Ирландия, Португалия, Франция, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем за правительством со стороны парламента.
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства представляет собой способ территориального устройства государства, чем вносится необходимый порядок во взаимоотношения центральных и региональных органов власти.
С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство — это политически однородная организация. Оно неделимо. Все административные единицы такого государства действуют на основе единых норм и правил и не обладают никакими дополнительными полномочиями. Они представляют собой части единого целого. В таких государствах существует единая система высших органов и
единая система законодательства. Большинство государств являются унитарными.
С точки зрения степени концентрации властных полномочий на высших этажах государства выделяют централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованные (Франция, Испания) государства. В децентрализованных унитарных государствах предоставляют существенные полномочия среднему уровню государственного управления — крупным регионам,
которые могут иметь даже парламенты, правительства и т. д., а также самостоятельно принимают решения по вопросам, переданным в их ведение. Однако такая самостоятельность отдельных частей страны ни в коем случае не 'подрывает унитарные черты государства данного типа.
Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (субьектов федерации), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центральной властью.
По сути дела, федерация и-форма сочетания двух государственных суверенитетов. В рамках федеративной системы правления каждый гражданин одновременно принадлежит двум общностям: федерации в целом и ее отдельному субъекту. Федерацию отличает:
— наличие двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан;
— конституционное распределение исполнительных и законодательных полномочий Центра и субъектов федерации;
— обеспечение представительства региональных интересов на федеральном уровне (чаще всего за счет образования второй палаты федерального парламента),;
— верховенство федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласования большинства членов федерации;
— наличие третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня;
— наличие института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы относительно предметов совместного ведения сторон.
Существуют два вида федераций: территориальная и национальная.
Территориальная федерация (США, Мексика, Германия) отличается тем, что территориально-государственные образования, входящие в состав федерации, не являются суверенными. Субъекты федерации при этом не имеют права прямого представительства в международных отношениях, они не могут в одностороннем порядке выйти из союза, управление вооруженными силами находится в руках федеральных органов.
Национальная федерация (Индия, Россия) характеризуется тем, что ее субъектами являются национально-государственные образования, объединенные на основах добровольности. При этом гарантируется суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы формируются частично из представителей субъектов федерации, утверждается право наций на самоопределение.
Нужно сказать, что степень автономности субъектов федерации подчас весьма высока. Они могут обладать своей конституцией, устанавливать собственное гражданство. При этом Центр может вмешиваться в дела субъекта, главным образом, в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций.
Пожалуй, главной проблемой современных федераций является противоречие между неуклонным стремлением Центра к централизации управления и стремлением к самостоятельности и автономности регионов. Диапазон этого противоречия — от «централизованного федерализма» (мало чем отличающегося от унитарного государства) до «договорного федерализма» (предполагающего широкие полномочия субъектов федерации).
Конфедерация является постоянным союзом самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей (в области обороны, транспорта, связи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза.
Конфедеративная форма государственного устройства отличается очень низкой степенью устойчивости. Обычно конфедерации либо распадаются, либо эволюционируют в федерацию. Примеры конфедерации имели место в США (1776 — 1878 гг.), Германии (1815 — 1867 гг.), Швейцарии и в ряде других стран.
К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся:
кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим, числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);
ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);
договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на управление большей частью (Бутан 'и Индия) и др.
19 Правовое государство, его признаки.
К основным признакам правового государства относятся:
* верховенство права;
Верховенство права — один из важнейших принципов правового государства.
Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органом позволено только то, на что их уполномочил закон.
В РФ примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.
Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти,
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом.
* верховенство закона;
Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые в государстве, должны соответствовать законам и не противоречить им.
* разделение властей;
Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанности власти правом, но и тем как она организована, в каких формах и какими органами она осуществляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей,
которая была обоснована в работах англичанина Джона Локка а также француза Шарля Луи Монтескье. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима,
где невозможна свобода личности. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви власти должны быть разделены.
В РФ осуществляетяся разделение властей, с одной стороны, по горизонтали, на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).
С другой стороны, по вертикали, и проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
* признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;
Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека и общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и
гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - в теории конституционного права - общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих юридических принципов.
1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц выносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.
2. Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей "собственностью", поскольку в основе закона лежит воля народа. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и человека. Гражданин, совершивший правонарушение, привлекается государством к юридической ответственности и может быть осужден. В этом проявляется ответственность гражданина перед государством. Но в этой связи есть и другая сторона. Государство, нарушившее право гражданина, принесшее ему вред (например, при незаконном аресте, осуждении), должно тж. нести ответственность. В П.г. нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед Конституцией и законом все равны.
4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина - основа правопорядка. Лишь там, где соблюдаются права и свободы, общество гарантировано от произвола, репрессий, диктатуры кого бы то ни было. Одним из признаков П.г. является наличие в нем системы органов, обеспечивающих реализацию законности, охрану прав и интересов граждан, их юридическую защищенность от произвола государства и отдельных должностных лиц. Созданные на основе Конституции и других законов, эти органы действуют в строгих рамках их компетенции, в условиях демократии, гласности и социальной справедливости.
5. Разделение властей разграничение единой государственной власти натри относительно самостоятельные и независимые отрасли - законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой "сдержек и противовесов", направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно гипертрофированная бюрократизация исполнительной власти и ее аппарата, стремящегося узурпировать законодательные полномочия под завесой демократической риторики о разделении властей. Ст. 1 Конституции РФ 1993 г. довольно смело провозглашает РФ П. г. (большинство конституций т.н. "развитых" стран не содержит подобных деклараций).
Правовое государство требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства[3], поэтому к нему неприменимо традиционное определение государства как способа организации общества..[4] В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются:
права и свободы человека;
всеобщее равенство перед законом;
принцип разделения властей;
разрешение конфликтов через справедливый суд.
По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:
наличие развитого гражданского общества;
действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
ограничение государственной власти.[6]
В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.
Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.
Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало верховенство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.
Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение — упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан.
Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который труднодостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а также в США, Канаде, Австралии, Японии и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере[8].
Советская официальная доктрина долгое время считала неприемлемой самую идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя.[9] Во время перестройки правовая наука вернулась к изучению правового государства без идеологических клише.
По Конституции РФ Россия является правовым государством, однако многие[10][11] утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал[12]. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др.; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла)
20 Политические отношения и процессы. Типология политических процессов.
Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).
Политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический
процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.
Политический процесс демонстрирует, как осуществление субъектами своих ролей и функций воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или краткосрочность
временных периодов данных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д.
Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных,
локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
Структура и особенности политического процесса
Политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные.
Базовые характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д.
Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
В то же время политические процессы могут протекать явно или в скрытой форме.
Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений.
Теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.
Явления теневизации были характерны и для советского периода (как, впрочем, они характерны для всех без исключения стран мира). Однако еще нигде и никогда теневая составляющая не играла такой значительной, можно сказать, определяющей роли, как в Советском Союзе последних лет его существования и в современной России.
Следует заметить, что феномен теневой политики у нас изучен совершенно недостаточно, хотя, как и теневая экономика, теневая политика присуща любой социально-экономической системе. Более того, теневая политика в целом – это одна из форм обычного политического процесса, особенно когда речь идет о межгосударственных, межсоюзных, межпартийных отношениях (партия, победившая на выборах, формирующая правительство и оппозиция – теневой кабинет).
Можно выделить ее “неформальную” составляющую, с одной стороны, и собственно противоправную, с другой.
Но, к сожалению, теневая политика по-прежнему изучена менее всего, и, следует полагать, это положение продлится до тех пор, пока не произойдут реальные изменения в общей государственной российской политике.
Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.
1) они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе;
2) они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти;
3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.
21 Политическая социализация: содержание и механизмы. Политическое участие.
Политическая социализация — это процесс вхождения человека в мир политики; формирование политических представлений, ориентаций и установок; усвоение опыта, норм и традиций политической культуры.
Ни одна политическая власть, политическая система не смогут нормально функционировать, если не будут тем или иным способом учить людей принятым данным обществом нормам поведения. Прежде всего, это осуществляется по отношению к государственной власти, которая предполагает
послушание и активную поддержку своих действий со стороны населения. Для этого государство может использовать принуждение. Но более эффективным средством является воспитание сознательного понимания гражданами своего гражданского долга. Этому как нельзя лучше служит политическая социализация.
Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей. В процессе социализации формируется жизненная позиция человека на основе усвоения социального опыта. Особую роль в этом процессе играет культура.
Культура, как известно, структурирует всю совокупность человеческих отношений. Она во многом определяет специфическую форму общественного порядка и обусловливает формы и особенности его поддержания с помощью политических средств. Именно культура способствует формированию консенсуса, т. е. принятию всеми
членами общества норм и ценностей, которые лежат в основе ролей и моделей поведения индивидов и групп индивидов.
С помощью социализации система навязывает новым поколениям граждан сложившиеся ценности и нормы политического поведения предшествующих поколений с целью обеспечения их постоянного воспроизводства. Политическая социализация не только обеспечивает вертикальную связь поколений, что является предпосылкой
непрерывного функционирования политической системы, но и придает горизонтальную устойчивость обществу, что выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире.
На первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. В странах с довольно стабильной
политической системой (США, Великобритания) существует сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности.
Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны,
объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе "американской" исключительности и мессианизма.
В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет детей в школе воспитывают в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для
воспроизводства господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.
Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы. Например, в США велико социализирующее воздействие групп сверстников в рамках относительно замкнутых,
локализованных пространствах типа негритянских гетто, китайских городков. Подобное влияние является одним из источников девиантного политического поведения.
Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества.
Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного "Я" как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.
Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем,
что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.
На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических