Функции государства - это относительно обособленные направления предметной деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Традиционно все функции современного Российского государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства - это направления предметной деятельности государства внутри страны. К основным внутренним функциям государства необходимо отнести следующие: закрепления, развития, и охраны прав, свобод и законных интересов личности; экономическую; социальной защиты; политическую; экологическую; культурную; функцию укрепления законности и правопорядка, сбора налогов и платежей и др.
Функция закрепления, развития и охраны прав, свобод и законных интересов личности одна из центральных в цивилизованных государствах “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, - говорится в ст.2 Конституции РФ.- Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.
Экономическая функция выражается в том, что государство обеспечивает охрану всех форм собственности, свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 Конституции РФ).
Функция социальной защиты заключается в том, что государство обязано обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, охранять его труд и здоровье, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
Суть политической функции государства выражается в закреплении и охране существующего политического и конституционного строя, развитии политической системы общества, демократии, народовластия, реального осуществления гражданами своих политических прав и свобод (ст. 1-16 Конституции РФ).
Экологическая функция государства направлена на бережное отношение к природе, охрану природных ресурсов и окружающей среды, борьбу с экологическими правонарушениями (ст. 56).
Культурная (идеологическая, духовная) функция государства связана с организацией и поддержкой образования, науки, культуры, технической и литературной, художественной и иных видов творческой деятельности (ст. 44).
Функция укрепления законности и правопорядка - одно из важных направлений деятельности государства, содержание которой составляет стимулирование законопослушного и правомерного поведения, предупреждение правонарушений и борьба с преступностью.
Можно выделять и другие внутренние функции государства (сбора налогов и платежей, демографическую и др.), которые отражают социальное назначение и роль государства в обществе.
Внешние функции государства - это направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач на международной арене. К внешним относятся следующие функции государства: обороны и защиты национальной безопасности страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка; сотрудничества с другими государствами.
Содержание функции обороны и защиты национальной безопасности выражается в охране суверенитета и территориальной целостности государства, поддержание достаточного уровня его обороноспособности, обеспечении экономической, политической, военной и пр. безопасности.
Функция обеспечения мира и поддержание мирового порядканаправлена на предупреждение и устранения межгосударственных и межнациональных конфликтов, разоружение, сокращение и уничтожение ядерного, химического и иного оружия массового поражения, предотвращения войны.
Функция сотрудничества с другими государствами включает установление и развитие дипломатических, экономических, политических, технических, культурных и иных связей и отношений между различными государствами.
Функции государства могут быть постоянными и временными, основными и неосновными. Осуществляются они с помощью юридических (издание законов, их реализация и т.п.) и неюридических средств, методов убеждения и принуждения (оперативно-техническая, политическая, хозяйственная, разъяснительная и пр. работа).
Формы государства
Формы государства - это способы внутренней организации и внешнего выражения государственной власти, включающие форму правления, форму национально-государственного устройства и государственный режим. Основными элементами формы государства таким образом являются: а) форма правления; б) форма государственного устройства; в) государственный режим.
Форма правления характеризует организацию высших органов государственной власти в стране, их взаимоотношения друг с другом и населением.
По форме правления различают монархии и республики.
Монархия предполагает такую форму правления, когда во главе государства бессрочно стоит монарх (король, царь, император, султан и т.п.), власть которого передается по наследству.
К признакам монархической формы правления относятся следующие:
а) единовластие, зависимость других органов государственной власти от монарха;
б) бессрочное осуществление государственной власти;
в) передача государственной власти по наследству.
Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные. В абсолютных монархиях (Россия в 17-18 в.в., Саудовская Аравия и др.) носителем государственного суверенитета выступает единолично монарх. Вся верховная государственная власть сосредоточена в его руках.
В ограниченных монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) государственная власть монарха ограничена либо особыми конституционными актами, либо выборными (представительными) органами государственной власти (парламентами и т.д.).
В республике органы верховной государственной власти (парламент, президент и др.) выбираются на определенный срок и зависят от избирателей.
Признаки республики следующие:
а) выборность верховных органов государственной власти;
б) определенная их зависимость от населения (избирателей);
в) срочность в осуществлении власти органами государства.
Различают рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, парламентарные и президентские республики.
В президентских республиках (США, Аргентина, Сирия и др.) президент избирается непосредственно населением либо парламентом, является главой государства и главой исполнительной власти, не имеет права роспуска парламента, формирует правительство, которое ответственно перед ним.
В парламентарных республиках (Италия, Германия и др.) глава государства (президент) избирается парламентом. Правительство формируется парламентом, ему подотчетно и несет ответственность перед ним. В случае выражения недоверия парламентом правительству следует отставка прежнего состава правительства и формирование нового кабинета.
Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, которое характеризует взаимоотношения между государством как целым образованием и его составными частями, “между центром” и “регионами”.
По форме национально-государственного устройства выделяют два вида государств: унитарные и федеративные.
Унитарное - это единое государство, в состав которого входят области, департаменты, районы и тому подобные образования в качестве административно-территориальных единиц (Италия, Франция, Япония и др.).
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
а) единым представительным органом государственной власти (парламент), главой государства ( президент и т.п.), правительством;
б) территория государства делится на административно-территориальные единицы (края, области, районы, коммуны и т.п.);
в) существует единая правовая система общества (единое законодательство, судебная система и т.п.).
Федерация - союзное государство, субъекты которого обладают определенными свойствами государственного суверенитета и другими чертами государственности.
Она характеризуется следующими чертами:
а) представляет собой союз относительно суверенных государственных образований (штатов, земель, республик и т.п.);
б) в ней наряду с высшими федеральными органами государственной власти (например, Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ), существуют также высшие органы субъектов федерации (например, Президент Республики Татарстан, Государственная Дума Ярославской области);
в) наряду с общефедеральным законодательством (например, Конституция РФ, УК РФ), субъекты федерации имеют свое законодательство (например, Конституция республики Башкортостан, Устав Иркутской области).
Государственный режим - это комплекс взаимосвязанных средств и методов осуществления государственной власти. в котором отражается внутренняя и внешняя политика государства.
Ни в коей мере нельзя путать понятия “политический режим” и “государственный режим”. Государственный режим характеризует средства и методы осуществления государственной власти. “Политический режим” более широкое понятие, оно кроме государственного режима включает также средства и методы деятельности других субъектов политической системы общества, а именно: средства и методы, характерные для политических партий и движений, общественных объединений и т.п.
Различают демократический и недемократический государственные режимы.
Признаки демократического режима:
а) реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
б) политический и идеологический плюрализм, в том числе многопартийность;
в) признание и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
г) выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
д) широкая гласность в деятельности органов государства;
е) прочная законность и правопорядок в обществе;
ж) равенство всех перед законом и судом;
з) доминирование методов убеждения, поощрения, согласования, стимулирования.
Антидемократический государственный режим (фашистский, расистский и т.п.) характеризуется следующими чертами:
а) отказ от разделения властей выражается в превращении представительных учреждений в фиктивные органы и передачи всей государственной власти “вождю” и бюрократическому исполнительному аппарату;
б)абсолютной беззащитностью личности;
в)господством одной политической (военной) силы и единой официальной идеологии;
г) ликвидацией или ограничением деятельности оппозиционных партий и движений;
д) использованием принудительных и насильственных средств и методов осуществления государственной власти.
Государственный аппарат