Регулирование межэтнических отношений
Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон& фликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из&за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи& тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы& ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте& стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).
Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситуO аций путем регулирования межэтнических отношений. На& помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.
Гуманистический подход — главный ориентир в реализа& ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:
• признание и уважение многообразия культур, привер& женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно& шениях между народами;
• развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ, независимо от их национальной принадлежнос& ти;
• нацеленность государственных органов, средств массо& вой информации, образования, спорта, всех форм литерату& ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло& дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
1 Ксенофобия — нетерпимость, неприятие, ненависть к кому&либо, чему&
либо чужому, чужеродному.
|
воспитание толерантности — уважения, доверия, готовно& сти к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообщест& вами любой национальной принадлежности, стремления по& нимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, предста& вителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.
Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с дру& гом путей урегулирования конфликтов. Первый — примене ние правовых механизмов, прежде всего изменение законо& дательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь — переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегаци& ями сторон), так и через посредников (представителей меж& дународных организаций, общественных деятелей). К сожа& лению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и раз& рушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению кон& фликта, то его смягчению.
Третий путь — информационный. Он предполагает, преж& де всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен об& щественный диалог (в печати, на телевидении) представите& лей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.
Действенны, особенно если конфликты носят религиоз& ный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпи& мость— плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать ру& ку — вот наш путь».
Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информа& ции. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремиз& ма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо от& казаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памя& ти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нель& зя допускать героизации террористов, экстремистов во избе& жание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.
|
К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно су& щественно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп, контактам и взаимодействию членов различных групп в ин& тересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных язы& ков, чтобы они могли стать полноценными членами канад& ского общества.
Одна из причин конфликтов — жизненная неустроен& ность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низ& ких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях полу& чения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, созда& ние и закрепление у этносов психологического чувства удов& летворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включаю& щего договоренности между противоборствующими сторона& ми о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.