Органы, созданные для контроля за выполнением соглашений

Как указывалось выше, в рамках Организации Объединенных Наций открыто для подписания около ста международных договоров по правам человека. Все они являются юридически обязательными для ратифицировавших их или присоединившихся к ним государств. Многие из них повлекли за собой изменения в законодательстве и в судебной практике государств-участников, в том числе и Российской Федерации.

Помимо этого, несколько договоров ООН по правам человека предусматривают создание механизмов контроля за их соблюдением и органов, осуществляющих этот контроль. Такие органы принято называть договорными (англ. "treaty bodies").

На сегодня существует шесть договорных органов ООН, четыре из них могут принимать индивидуальные сообщения при условии, если соответствующее государство-участник признало за ними такую компетенцию, а именно:

· Комитет по правам человека;

· Комитет по ликвидации расовой дискриминации;

· Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

· Комитет против пыток.

К июню 2002 года Комитеты зарегистрировали 1324 сообщения и, не считая решений о прекращении производства, приняли 809 окончательных решений.

Образец бланка сообщения (см. Документы 2 и 4, стр.117 и 165) может также использоваться для сообщений в рамках так называемых внеконвенционных механизмов, адресованных специальным докладчикам по определенным странам или темам.

Действие этих механизмов основано на сообщениях, полученных из различных источников, которые содержат утверждения о нарушениях прав человека. Помимо жертв или их родственников, важную роль играют местные и/или международные неправительственные организации.

За период с июня 2001 года по июнь 2002 года шесть договорных органов рассмотрели более 100 докладов государств. Все такие доклады, заключительные замечания по ним и другие открытые документы договорных органов ООН размещаются на английском, французском и испанском языках на сайте Верховного комиссара ООН по правам человека.

18. Региональные международные организации (общая характеристика)

Устав ООН (ст. 52) допускает существование "региональ­ных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопас­ности, которые являются подходящими для региональных дей­ствий", оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мир­ное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право исполь­зовать такие организации для принудительных действий под его руководством.

Региональный статус имеют также отдельные общеполи­тические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположен­ных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

1) пространственное единство государств-членов, их раз­мещение в пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.

Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского един­ства, Организация американских государств, Ассоциация госу­дарств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД), существовав­шая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевро­пейские государства. Цели и задачи ОВД были обусловлены потребностями обеспечения безопасности в Европе, а деятель­ность, за редким исключением, была ограничена европейскими проблемами. Особо отметим Содружество Независимых Госу­дарств, поскольку формирование этой региональной организа­ции связано с таким необычным процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР.

Одна из особенностей Организации по безопасности и со­трудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Сове­щание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей­скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме­рики и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские стра­ны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе сред­неазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разру­шает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.

Противоречивыми, с позиций регионального регулирова­ния, являются черты Организации Североатлантического дого­вора (НАТО). Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил как государства Северной Америки (США, Ка­нада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Нор­вегия и др., позднее — ФРГ, Испания); а затем и Юго-Восточ­ной Европы. (Греция, а также Турция, большая часть террито­рии которой находится в Азии). Применительно к первоначаль­но намеченному региональному принципу обеспечения безопас­ности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие 'государства Европы (например, территорию бывшей Югосла­вии) и район Ближнего Востока. Такие действия — и прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью — противоречат принципам регионализма.

Российская Федерация, возражая против планов расшире­ния НАТО за счет включения стран Восточной Европы (на пер­вой стадии — Польши, Чехии и Венгрии), а также стран Бал­тии, не отвергает возможности координации взаимных отноше­ний в интересах поддержания мира и стабильности в Европе.

Позитивную роль в обеспечении координации стран — чле­нов НАТО и не входящих в этот блок государств могут сыграть Совет Евроатлантического партнерства и совместная програм­ма "Партнерство во имя мира".

26 мая 1997 г. в Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантическо­го договора, определяющий механизм консультаций, а также совместного принятия решений и совместных действий. Создан Совместный постоянный совет Россия — НАТО.

Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием и перспек­тивами ОБСЕ. С позиций международного права недопустимы как противопоставление этих объединений, так и особенно по­пытки обеспечить НАТО доминирующую роль со ссылками на многолетние традиции и большую эффективность. Имея в виду, что основа ОБСЕ — это все без исключения государства Евро­пы и что в документах ОБСЕ определены четкие ориентиры его общеевропейской деятельности, целесообразна активизация ОБСЕ как главного межгосударственного механизма безопасно­сти и сотрудничества в Европе с одновременными усилиями по совершенствованию НАТО как инструмента содействия ОБСЕ.

При штаб-квартире НАТО в Брюсселе аккредитировано Представительство Российской Федерации. Учреждена Меж­ведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО и вы­полнению Основополагающего акта.

19 СОВЕТ ЕВРОПЫ

первая европейская межправительственная организация, созданная после второй мировой войны. Его Устав был подписан и

ратифицирован в 1949 г. Целями СЕ являются обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для защиты и реализации их идеалов и принципов, содействие превращению Европы в демократическое и безопасное пространство, защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека, развитие и укрепление европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности. На 1 мая 1996 г. в СЕ входило 36 государств, в том числе РФ (принята в начале 1996 г.). Условиями приема в СЕ являются гарантия свободы выражения мнения, особенно свобода СМИ, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, а также обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека и признать всю совокупность ее контрольных механизмов. Структуру СЕ образуют: а) Комитет министров; б) Парламентская ассамблея; в) совещания отраслевых министров; г) Секретариат. Комитет, состоящий из министров иностранных дел государств-членов, является высшим органом СЕ. Он принимает решения по поводу программы работы СЕ, рекомендаций Парламентской ассамблеи, предложений различных межправительственных специализированных комитетов и совещаний отраслевых министров, принимает бюджет СЕ и назначает членов Европейской комиссии по правам человека. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год;

предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне "постоянных представителей" (делегатов). Парламентская ассамблея (4 сессии в год) состоит из депутатов и их заместителей, избираемых из числа членов национальных парламентов. Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется 5 фракций (либерал-демократы и реформаторы, европейские демократы, европейская народная партия, социалисты, фракция за единый европейский левый блок). Совет ассамблеи состоит из председателя и 17 его заместителей. Ассамблея рассматривает вопросы повестки дня, формулирует рекомендации, организует конференции, коллоквиумы и открытые парламентские слушания, избирает генерального секретаря и его заместителя, руководителя аппарата ассамблеи и судей Европейского суда по правам человека. Работа ассамблеи готовится специализированными комитетами. Для предоставления странам Центральной и Восточной Европы временного доступа в СЕ до их приема в полно-

правные члены Консультативной ассамблеей был учрежден статус так называемого "специально приглашенного" (наблюдатель с расширенными правами). Организуя совещания отраслевых министров (совещания министров юстиции, культуры, окружающей среды и др.), СЕ стремится активизировать диалог в межгосударственной сфере. Секретариат возглавляет избираемый на 5 лет генеральный секретарь.

Деятельность СЕ охватывает практически все аспекты жизни европейского общества, за исключением вопросов обороны, а именно:права человека, юридическое сотрудничество, социально-экономические вопросы, молодежь, здравоохранение, спорт,образование,культура, исторические архитектурные памятники, охрана окружающей среды, СМИ, деятельность местных и региональных структур. Европейская конвенция по правам человека 1950 г. призвана с помощью одноименных Европейской ко-. миссии и Европейского суда(Страсбург) охранять неотъемлемые индивидуальные права гражданина и обязывать государства гарантировать соблюдение этих прав. Эта охранная система дает возможность государствам, а при определенных условиях и отдельным гражданам обращаться в контрольные инстанции в случае нарушения своих прав. Правомерность жалоб сначала проверяется Европейской комиссией по правам человека. Затем делается попытка достичь обоюдного согласия. Вынесение окончательного решения может быть поручено Европейскому суду по правам человека, решение которого является обязательным. Европейская социальная хартия,аналогичная Европейской конвенции по правам человека, охраняет 19 основных социальных прав (право на труд, свободу заключения тарифных договоров, забастовки, социальное обеспечение и др.). Фонд социального развития(1956)помогает государствам-членам в решении проблем перенаселенности отдельных регионов Европы из-за потоков беженцев. Экономическое и социальное развитие последних лет расширило сферу деятельности фонда. Официальные языки СЕ - английский и французский: немецкий и итальянский - рабочие языки Парламентской ассамблеи.

Наши рекомендации