Основные теории соотношения международного и внутригосударственного

ПРАВА

Проблеме соотношения международного и национального права нау­ка международного права стала уделять внимание с конца XIX в. Пер­вой специальной работой в этом отношении явилась книга известного немецкого юриста Г. Трипеля "Международное и внутригосударствен­ное право", вышедшая в 1899 г. Однако еще раньше русские ученые Л.А. Камаровский и Ф.Ф. Мартене отмечали несомненную связь и вза­имное влияние международного и внутригосударственного права как основную черту их соотношения. Так, Л .А. Камаровский писал в 1892 г.: "Между трактатами и законами существуют многообразные и живые связи. Часто издаются законы, сообразные с трактатами, и, наоборот, заключаются последние для дальнейшего развития и осуществления первых...". "Здесь нужно строго разграничивать соприкасающиеся об­ласти государственную и международную: нельзя одобрить ни перенесе­ния государственных принципов на почву международную ... ни под­держки каких-либо порядков международными мерами"1.

Исторически в науке международного права в вопросе соотношения международного и внутригосударственного права существовало два ос­новных направления: дуалистическое и монистическое. Последнее рас­падается на теории примата международного права и примата внутриго­сударственного права. Дуалистическая теорияосновывалась на разгра­ничении международного я национального права и их неподчиненности одного другомуТ ТСак явствует из вышеприведенных высказываний, рус-ские~дореволюционные авторы конца XIX — начала XX в. стояли на позициях дуализма, хотя формально это не было выражено таким обра­зом. Главным тезисом дуалистического направления была констатация различий в объектах регулирования, субъектах права, а также источни-ках^права. Международное и внутригосударственное право, согласно Трипелю, суть не только различные отрасли права, но и различные пра-вопорядки.

Это два круга, которые не более чем соприкасаются между собой, но никогда не пересекаются. Эти суждения не должны квалифициро­ваться как вывод о том, что дуалисты абсолютизировали независимость рассматриваемых правопорядков, не видели или отрицали связи между ними. Наоборот, в своей специальной работе "Международное и внут­ригосударственное право", а также в курсе, прочитанном в Гаагской академии международного права, Г. Трипель исследовал вопросы взаи­мосвязи между обоими правопорядками по широкому спектру:

аровский 1892. С. 41; 33-34.

Л.А. Основные вопросы науки международного права. М.,

рецепцию и репродукцию положении международного права внут­ригосударственным правом и наоборот; отсылку одного права к друго­му; внутригосударственное право, запрещенное международным; пере­несение действия норм одной правовой системы в рамки другой и т.д., подчеркивая при этом, что для того чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву, без чего оно во многих отношениях бессильно. Об отсылке одного к другому говорил также в отношении международ­ного и внутригосударственного права и другой сторонник дуалистиче­ского направления - итальянский автор Д. Анцилотти.

Именно дуалистическая теория прошлого во многом составила необ­ходимую основу для современной доктрины соотношения международ­ного и внутригосударственного права, сформировавшейся в отечест­венной науке международного права и отчетливо проявившейся в тру­дах В.Н. Дурденевского, Е.А. Коровина, Д.Б. Левина, Н.В. Миронова, Р.А. Мюллерсона, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушакова, СВ. Чер-ниченко, В.М. Шуршалова и др.

Монистическиеконцепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобла­дает - внутригосударственное право или международное, - различают примат (верховенство) внутреннего права государства или международ­ного. Теории примата внутригосударственного права получили распро­странение в конце XIX - первой половине XX в. преимущественно в работах немецких авторов (А. Цорна, А. Лассона, Е. Кауфмана, М. Венцеля), которые основывались в принципе на взглядах Гегеля, считавшего международное право правом "внепшегосударственным". Отсюда и представление указанной категории монистов о международ­ном праве как о сумме внешнегосударственного права различных госу­дарств, т.е. о "внешнем государственном праве", что, по существу, оз­начало нигилистический подход вообще к существованию международ­ного права. Особое значение эта теория имела в периоды нарастания германского милитаризма, т.е. подготовки мировых войн, для оправда­ния произвола в международных отношениях и нарушений международ­ного права. Ныне ее роль практически сведена на нет.

Истоки монистической концепции примата международного права над внутригосударственным коренятся в самом характере международ­ного права, каким оно сложилось к началу XX в. Существовавшее тогда "старое международное право" с его правом на войну, захватом терри­торий и разделом мира, защитой колониализма и вмешательством во внутренние дела других государств, а следовательно, и попранием суве­ренитета государств составляло объективную материальную базу для провозглашения международного права "высшим правопорядком" и уст­ранения из него такой категории, как» суверенитет. Главными проповед­никами и приверженцами теории примата международного права высту-

пили последователи "чистой теории права" - "нормативисты" (Г. Кель-зен), "солидаристы" (Ж. Ссель) и некоторые другие (Ш. Руссо). Так, Г. Кельзен утверждал, что международное право вместе с внутригосу­дарственными правопорядками, "которые находят в нем свое основа­ние", образуют единую систему правопорядков - "универсальную сис­тему всего права"1.

Неэффективность рассматриваемой теории в нынешних условиях и зачастую ее явное противоречие реальной жизни и практике междуна­родного общения привели к отходу от нее и появлению нового тече­ния - "умеренного монизма", который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права и признает, что во внут­ригосударственной сфере действует прежде всего внутригосударствен­ное право независимо от его возможного противоречия международному правую

В современный период, как в юридической литературе международ­но-правового направления, будь то бывшего СССР или России и других стран СНГ, так и в выступлениях политических деятелей и руководите­лей различных государств, неоднократно встречаются весьма распро­страненные высказывания о "примате международного права в между­народных отношениях". Более того, многочисленные международно-пра­вовые документы конца 80-х - начала 90-х гг. изобилуют положениями о том, что государства "признают примат международного права в меж­дународных отношениях", "объединяют свои усилия с целью содействия обеспечению международной безопасности, предупреждению конфлик­тов и обеспечению примата международного права", а также обязуются "обеспечивать примат международного права во внутренней и внешней политике", "укреплять мир на основе примата международного права" и т.д.3

Несомненно, что ныне государства как основные действующие лица в международном сообществе, утверждая концепцию примата междуна­родного права, отнюдь не стремятся подчинить внутригосударственную сферу международному праву, с тем чтобы вернуться к теории между­народно-правового монизма4, а заявляют о принципиально новой роли

6в.

Международно-правовые вопросы гражданства

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы право­вого статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правле­ния используется понятие «подданство», причем в смысле, равно­значном гражданству. В ряде монархий (например, в Бельгии, Испа­нии, Нидерландах) термин «подданство» в конституциях и законода­тельстве заменен термином «гражданство», что является одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.*

________________________________________________________________________________________________________

* См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1—2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. С. 125—126.

Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или растор­жение брака с иностранным гражданином.

Способы приобретения, изменения и утраты гражданства уста­навливаются национальным законодательством соответствующего

государства в соответствии с общепризнанными нормами междуна­родного права.

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых — Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойно­го гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция об упрощенном по­рядке приобретения гражданства гражданами государств — участни­ков СНГ 1996 г. и т.д.

В России вопросы гражданства регулируются прежде всего Кон­ституцией и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Феде­ральным законом от 6 февраля 1995 г.

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство.

Приобретение гражданства по рождению возможно по принци­пам «права крови» или «права почвы».

В соответствии с принципом права крови ребенок, родители ко­торого на момент рождения состоят в гражданстве одного государст­ва, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство госу­дарств, в том числе Россия.

Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на терри­тории государства, является его гражданином независимо от граж­данства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основа­ниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательст­вом государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, прези­дент) либо исполнительные органы власти (правительство, министер­ство внутренних дел и т.п.).*

____________________________________________________________________________

* См., например: Указ Президента Российской Федерации «О приеме в гражданст­во Российской Федерации» от 7 марта 1998 г. (Российская газета. 1998.17 марта).

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограниче­ния для приема в гражданство. В РФ, например, отклоняются хода­тайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые:

выступают за насильственное изменение конституционного строяРФ;

состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;

осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Помимо двух основных способов, можно выделить дополнитель­ные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться:

в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на терри­тории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем неже­лании состоять в гражданстве РФ);

в порядке его регистрации (например, при усыновлении);

в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состояв­шие в гражданстве;

в результате оптации — выбора гражданства при территориаль­ных изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей го­сударственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором).

Упрощенный порядок приобретения гражданства

Желая обеспечить благоприятные условия для реализации свои­ми гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства страны СНГ в 1996 г. заключили Кон­венцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражда­нами государств — участников СНГ.

В соответствии с Конвенцией государства-участники предоставят своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на терри­торию договаривающегося государства, упрощенный (регистрацион­ный) порядок выхода из гражданства, а также предоставит прибыва­ющим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном (регистрационном) поряд­ке при наличии одного из следующих условий:

если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из дого­варивающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, прожи­вал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции;

при наличии у заявителя близкого родственника — супруга (суп­руги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе

усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, — постоянно проживающего на территории государства при­обретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее хо­датайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее граждан­ство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощен­ном порядке.

Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев.

Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей.

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайст­вующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Реше­ние об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суд.

Прекращение гражданства

Гражданство прекращается:

вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполне­нию обвинительный приговор суда;

вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов);

путем выбора иного гражданства при оптации;

по иным основаниям, предусмотренными международного дого­ворами.

Двойное гражданство

Гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

В настоящее время институт двойного гражданства является одним из средств защиты прав русского населения в государствах нового зарубежья. Соответствующие международные конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулиро­вании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся сто­роны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачи­вая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулирова­ли конкретные вопросы приобретения второго гражданства.

Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоя­щее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.

7в.

Наши рекомендации