Основные теории соотношения международного и внутригосударственного
ПРАВА
Проблеме соотношения международного и национального права наука международного права стала уделять внимание с конца XIX в. Первой специальной работой в этом отношении явилась книга известного немецкого юриста Г. Трипеля "Международное и внутригосударственное право", вышедшая в 1899 г. Однако еще раньше русские ученые Л.А. Камаровский и Ф.Ф. Мартене отмечали несомненную связь и взаимное влияние международного и внутригосударственного права как основную черту их соотношения. Так, Л .А. Камаровский писал в 1892 г.: "Между трактатами и законами существуют многообразные и живые связи. Часто издаются законы, сообразные с трактатами, и, наоборот, заключаются последние для дальнейшего развития и осуществления первых...". "Здесь нужно строго разграничивать соприкасающиеся области государственную и международную: нельзя одобрить ни перенесения государственных принципов на почву международную ... ни поддержки каких-либо порядков международными мерами"1.
Исторически в науке международного права в вопросе соотношения международного и внутригосударственного права существовало два основных направления: дуалистическое и монистическое. Последнее распадается на теории примата международного права и примата внутригосударственного права. Дуалистическая теорияосновывалась на разграничении международного я национального права и их неподчиненности одного другомуТ ТСак явствует из вышеприведенных высказываний, рус-ские~дореволюционные авторы конца XIX — начала XX в. стояли на позициях дуализма, хотя формально это не было выражено таким образом. Главным тезисом дуалистического направления была констатация различий в объектах регулирования, субъектах права, а также источни-ках^права. Международное и внутригосударственное право, согласно Трипелю, суть не только различные отрасли права, но и различные пра-вопорядки.
Это два круга, которые не более чем соприкасаются между собой, но никогда не пересекаются. Эти суждения не должны квалифицироваться как вывод о том, что дуалисты абсолютизировали независимость рассматриваемых правопорядков, не видели или отрицали связи между ними. Наоборот, в своей специальной работе "Международное и внутригосударственное право", а также в курсе, прочитанном в Гаагской академии международного права, Г. Трипель исследовал вопросы взаимосвязи между обоими правопорядками по широкому спектру:
аровский 1892. С. 41; 33-34.
Л.А. Основные вопросы науки международного права. М.,
рецепцию и репродукцию положении международного права внутригосударственным правом и наоборот; отсылку одного права к другому; внутригосударственное право, запрещенное международным; перенесение действия норм одной правовой системы в рамки другой и т.д., подчеркивая при этом, что для того чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву, без чего оно во многих отношениях бессильно. Об отсылке одного к другому говорил также в отношении международного и внутригосударственного права и другой сторонник дуалистического направления - итальянский автор Д. Анцилотти.
Именно дуалистическая теория прошлого во многом составила необходимую основу для современной доктрины соотношения международного и внутригосударственного права, сформировавшейся в отечественной науке международного права и отчетливо проявившейся в трудах В.Н. Дурденевского, Е.А. Коровина, Д.Б. Левина, Н.В. Миронова, Р.А. Мюллерсона, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушакова, СВ. Чер-ниченко, В.М. Шуршалова и др.
Монистическиеконцепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают примат (верховенство) внутреннего права государства или международного. Теории примата внутригосударственного права получили распространение в конце XIX - первой половине XX в. преимущественно в работах немецких авторов (А. Цорна, А. Лассона, Е. Кауфмана, М. Венцеля), которые основывались в принципе на взглядах Гегеля, считавшего международное право правом "внепшегосударственным". Отсюда и представление указанной категории монистов о международном праве как о сумме внешнегосударственного права различных государств, т.е. о "внешнем государственном праве", что, по существу, означало нигилистический подход вообще к существованию международного права. Особое значение эта теория имела в периоды нарастания германского милитаризма, т.е. подготовки мировых войн, для оправдания произвола в международных отношениях и нарушений международного права. Ныне ее роль практически сведена на нет.
Истоки монистической концепции примата международного права над внутригосударственным коренятся в самом характере международного права, каким оно сложилось к началу XX в. Существовавшее тогда "старое международное право" с его правом на войну, захватом территорий и разделом мира, защитой колониализма и вмешательством во внутренние дела других государств, а следовательно, и попранием суверенитета государств составляло объективную материальную базу для провозглашения международного права "высшим правопорядком" и устранения из него такой категории, как» суверенитет. Главными проповедниками и приверженцами теории примата международного права высту-
пили последователи "чистой теории права" - "нормативисты" (Г. Кель-зен), "солидаристы" (Ж. Ссель) и некоторые другие (Ш. Руссо). Так, Г. Кельзен утверждал, что международное право вместе с внутригосударственными правопорядками, "которые находят в нем свое основание", образуют единую систему правопорядков - "универсальную систему всего права"1.
Неэффективность рассматриваемой теории в нынешних условиях и зачастую ее явное противоречие реальной жизни и практике международного общения привели к отходу от нее и появлению нового течения - "умеренного монизма", который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права и признает, что во внутригосударственной сфере действует прежде всего внутригосударственное право независимо от его возможного противоречия международному правую
В современный период, как в юридической литературе международно-правового направления, будь то бывшего СССР или России и других стран СНГ, так и в выступлениях политических деятелей и руководителей различных государств, неоднократно встречаются весьма распространенные высказывания о "примате международного права в международных отношениях". Более того, многочисленные международно-правовые документы конца 80-х - начала 90-х гг. изобилуют положениями о том, что государства "признают примат международного права в международных отношениях", "объединяют свои усилия с целью содействия обеспечению международной безопасности, предупреждению конфликтов и обеспечению примата международного права", а также обязуются "обеспечивать примат международного права во внутренней и внешней политике", "укреплять мир на основе примата международного права" и т.д.3
Несомненно, что ныне государства как основные действующие лица в международном сообществе, утверждая концепцию примата международного права, отнюдь не стремятся подчинить внутригосударственную сферу международному праву, с тем чтобы вернуться к теории международно-правового монизма4, а заявляют о принципиально новой роли
6в.
Международно-правовые вопросы гражданства
Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.
Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления используется понятие «подданство», причем в смысле, равнозначном гражданству. В ряде монархий (например, в Бельгии, Испании, Нидерландах) термин «подданство» в конституциях и законодательстве заменен термином «гражданство», что является одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.*
________________________________________________________________________________________________________
* См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1—2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. С. 125—126.
Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или расторжение брака с иностранным гражданином.
Способы приобретения, изменения и утраты гражданства устанавливаются национальным законодательством соответствующего
государства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых — Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ 1996 г. и т.д.
В России вопросы гражданства регулируются прежде всего Конституцией и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 6 февраля 1995 г.
Приобретение гражданства
Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство.
Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы».
В соответствии с принципом права крови ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Россия.
Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства.
В результате приема в гражданство оно приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).*
____________________________________________________________________________
* См., например: Указ Президента Российской Федерации «О приеме в гражданство Российской Федерации» от 7 марта 1998 г. (Российская газета. 1998.17 марта).
Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В РФ, например, отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые:
выступают за насильственное изменение конституционного строяРФ;
состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ;
осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.
Помимо двух основных способов, можно выделить дополнительные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться:
в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ);
в порядке его регистрации (например, при усыновлении);
в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве;
в результате оптации — выбора гражданства при территориальных изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором).
Упрощенный порядок приобретения гражданства
Желая обеспечить благоприятные условия для реализации своими гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства страны СНГ в 1996 г. заключили Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств — участников СНГ.
В соответствии с Конвенцией государства-участники предоставят своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию договаривающегося государства, упрощенный (регистрационный) порядок выхода из гражданства, а также предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:
если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции;
при наличии у заявителя близкого родственника — супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе
усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, — постоянно проживающего на территории государства приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.
Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству.
Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке.
Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев.
Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей.
Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Решение об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суд.
Прекращение гражданства
Гражданство прекращается:
вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;
привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов);
путем выбора иного гражданства при оптации;
по иным основаниям, предусмотренными международного договорами.
Двойное гражданство
Гражданин может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
В настоящее время институт двойного гражданства является одним из средств защиты прав русского населения в государствах нового зарубежья. Соответствующие международные конвенции подписаны с некоторыми республиками бывшего Союза ССР. Так, на основании Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулировали конкретные вопросы приобретения второго гражданства.
Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах. По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.
7в.