Понятие и сущность феминизма
Критики современных теорий международных отношений, прежде всего из числа феминисток, отрицают их объективность и универсальность на том основании, что эти теории «созданы на основе изучения поведения мужчин». Женщины, как утверждается, смотрят на мир иначе и ведут себя по-другому. В этой связи кратко остановимся на понятии и основных характеристиках феминизма.
Феминизм - понятие, требующее определения в двух уровнях. С одной стороны, оно означает широкое общественное движение за права женщин. У его истоков, как мы показали выше, находится суфражизм - движение за юридическое равенство, за получение женщинами избирательных прав. С другой стороны, феминизм - комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих ситуацию в обществе.
Обобщая имеющиеся определения, можно выделить пять основных значений феминизма.
Во-первых, под феминизмом понимается социально-политическая теория, анализирующая процесс угнетения женщин и главенства мужского начала в прошлом и настоящем, а также выявляющая пути преодоления превосходства мужчин над женщинами.
Во-вторых, под ним имеется в виду массовое социальное движение, видящее своей целью достижение равенства женщин с мужчинами.
В-третьих, феминизм воспринимается в качестве идеологии, направленной против всего женоненавистнического в теории и общественной практике.
В-четвертых, феминизм - это и философская концепция социокультурного развития, предлагающая альтернативу господствующей европейской традиции, не учитывающей специфику природы женщин и женского социального опыта.
В-пятых, феминизм представляет собой также методологию исследований мира и общества, основанную на сугубо женском взгляде на мир и женской системы ценностей.
Феминистски настроенные авторы считают, что в противовес официальной, «маскулинизированной» политической теории должна быть разработана своя, феминистская теория. Современным феминистам, придерживающихся в основном постмодернистских воззрений, особенно ненавистен позитивизм, ибо, по их мнению, он основан исключительно на мужском и, вдобавок, западном опыте.
Вестфалия»
Вестфа́лия— историческая область на северо-западе Германии. В настоящее время вместе с бывшей землёй Липпе образует восточную часть земли Северный Рейн-Вестфалия и включает в себя округи Арнсберг, Детмольд и Мюнстер.
История
Первоначально Вестфалия (наряду с Ангрией и Остфалией) входила в состав герцогства Саксония. После разгрома Саксонии Фридрихом Барбароссой на территории южной части страны в 1180 году было создано герцогство Вестфалия. Сильное влияние на политическую жизнь Вестфалии оказывал архиепископ Кёльна, которым (? которому, ед.ч) и принадлежал титул герцога Вестфалии. Наиболее драматические события происходили в Вестфалии в годы Реформации, когда анабаптисты учредили здесь Мюнстерскую коммуну. На исходе Тридцатилетней войны в Вестфалии был заключён мир между католиками и протестантами.
В 1803 году герцогство Вестфалия было упразднено и присоединено к Гессену.
После нашествия французских войск в начале XIX века на короткое время было учреждено королевство Вестфалия. После разгрома Наполеона Вестфалия в 1815 году входит в состав Пруссии в качестве провинции Вестфалия и в таком качестве существует вплоть до 1946, когда на её месте учреждается федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия.
В честь Вестфалии назван астероид (930) Вестфалия, открытый в 1920 году немецким астрономом Вальтером Бааде, уроженцем Вестфалии.
18. Исторические типы систем м\ународ. отношений (исторические формы мир.Порядка).
Вестфальский мир — мир, положивший конец Тридцатилетней войне. Объединяет два договора, подписанных 24 октября1648 года в вестфальскихгородах Мюнстере и Оснабрюке. Как правило, Вестфальским миром называют мирные соглашения, подписанные кайзеромФердинандом III с Францией и Швецией вследствие проигранной им битвы при Вефелингхофене (4 — 6 июня1648 года).
Вестфальский мир знаменовал конец политического господства папства в Европе, религиозно-политическую и международно-правовую легитимизацию Реформации и национальных государств[1].
Место проведения
Переговоры о мире велись на территории исторической области Вестфалия в католическомепископствеМюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами иШвецией велось в епископстве Оснабрюк, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере.
Участники
В конгрессе приняли участие 148 делегатов, из которых 111 представляли германские земли, а 37 — иностранцев. Французскую делегацию возглавлял Генрих II Орлеанский, герцог де Лонгвиль. Швеция была представлена графом Акселем Оксеншерна, Священная Римская империя — Максимилианом Траутмансдорфом, Испания — ГаспаромБракамонте.
Цели
Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.
Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.
На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.
Условия
По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.
Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.
Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.
Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург (будущая Пруссия), усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.
По итогам Вестфальского мира религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике.
Первой, хотя и весьма несовершенной моделью системы международных отношений, считается Вестфальская, оформление которой связано с завершением Тридцатилетней войны и заключением в 1648 г. Вестфальского мира. Ее итогом стало формирование в Западной Европе ряда крупных, национальных государств. Вокруг них группировались более слабые государства, и таким образом в Европе возникли первые сравнительно устойчивые центры силы, противоборство между которыми определяло общую динамику международной жизни. Вестфальский мир 1648 года подвел следующие итоги Тридцатилетней войны: • две основные силы того времени – папство и Империя – были сокрушены • был создан Швейцарский союз; • Испания утратила доминирующие позиции в Европе, уступив их Франции, которая превратилась на полтора столетия в региональную сверхдержаву; • другие страны, такие как Швеция, Португалия, Чехия, Дания, Италия и Нидерланды, сложились в национальные государства. Этой системе присуща идея баланса сил. Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики.
Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнера по коалиции стала не таким уж редким явлением. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников. Основные принципы Вестфальской системы международных отношений: 1)приоритет национального интереса 2)принцип баланса сил 3)приоритет государств — наций 4)принцип государственного суверенитета: право требовать невмешательства в свои дела, равенство прав европейских государств, обязательство выполнять подписанные договоры 5)принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях Историю этой модели отличает исключительная длительность фазы консолидации, растянувшейся вплоть до Утрехтского мира (1713 г.), и протекавшей на фоне практически не прекращавшихся войн. Важной чертой этой модели была географическая ограниченность сферы ее действия. Она носила отчетливо выраженный европоцентристский характер, а на ранней стадии ее влияние ограничивалось лишь Западной и Центральной Европой.
Утрехтский мир (за испан.наследство) расширил и адаптировал условия Вестфальского мира на расширяющееся европейское сообщество. Система международных отношений вступает в сферу стабильного развития. Была ликвидирована асинхронность в развитии основных компонентов системы. Происходит дальнейшее расширение сферы действия системности. Вестфальскую эпоху (или систему) международных отношений разбивают на несколько подсистем: систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII - XVIII вв.; систему «европейского концерта наций» или Венского конгресса в XIX в.; более глобальную по географии Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами; наконец,систему холодной войны, или, по определению некоторых ученых, Ялтинско-Потсдамскую. Принципы Вестфальского мира, которые базировались на суверенитете государств и рассматривали нарушение международных границ международными структурами как агрессию, - уходят в прошлое.