Феминизм в современных международных отношениях

Английские ученые М. Лайт и Ф. Хэллидей выделяют четыре основных причины невнимания теории международных отношений к вопросам пола:

сфера взаимоотношений между полами традиционно рассматривалась как чисто внутриполитическая проблема;

игнорированию данной проблематики способствовала так называемая «институциональная инерция» — тенденция изучать и преподавать то же, что и раньше;

сильная уверенность в том, что наука о международных отношениях нейтральна по отношению к проблемам пола;

сами феминисты довольно поздно обратились к международной тематике.

В 1997 г. Дж. Энн Тикнер предположила, что диалогу между феминистами и исследователями МО мешают три вида непонимания: 1) непонимание значения гендера; 2) различия онтологий и 3) эпистемологические отличия.

Классификация

Феминистские теории междисциплинарны и черпают знание как из социальных и естественных наук, так и из гуманитарных наук и философии. Они включают в себя множество гносеологических и методологических подходов. Главная исследовательская задача феминизма — объяснить подчинение женщин или несправедливую асимметрию между социальным и экономическим положением женщин и мужчин, а также найти способы избавления от этого. Сам феминизм неоднороден и делится на несколько течений.

Дифференциальный феминизм

Дифференциальный феминизм (англ.: differencefeminism) подчеркивает роль женщины в мировой политике именно в качестве женщины. Он исходит из наличия существенных гендерных различий, что некоторыми представителями данного течения объясняется биологическими различиями, но большинство теоретиков видит в этом различия социальные. По этой причине мужчины и женщины просто не способны одинаково выполнять одну и ту же работу. Дифференциальный феминизм указывает на важность взаимозависимости государств, соблюдения прав человека, ограниченности силовых методов, а также подчеркивает, что женщины в политике могут и должны играть особую роль, в частности, быть больше вовлечены в посредничество в конфликтных ситуациях, при принятии решений и т. д., поскольку женщины в среднем примерно на 10 % менее склонны поддерживать военные акции.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм (англ.: liberalfeminism) скептически относится к идеям дифференциального феминизма и делает акцент на равноправии мужчин и женщин, отмечая, что различия между полами порождены во многом стереотипами восприятия. Он нацелен на достижение равенства полов в рамках существующей социальной системы путем стирания существующих между мужчинами и женщинами различий, то есть особенности женской природы здесь не учитываются. Согласно теоретикам либерального феминизма, проблема состоит не в том, что женщины по-другому смотрят на мир, а в том, что они ограничены в своих возможностях быть вовлеченными в мировую политику. Так, по данным Дж. Сигера, в 1995 г. на Генеральной Ассамблее ООН делегации различных стран мира были представлены 80 % мужчин, а руководители делегаций вообще составляли 97 % мужчин.

Постмодернистский феминизм

Постмодернистский феминизм (англ.: postmodernfeminism) считает, что значение женщин не нужно преувеличивать и восхвалять. И это ставит сторонников данного течения в оппозицию к представителям дифференциального феминизма. В частности, постмодернистский феминизм подчеркивает, что женщины лишь приспосабливаются к выстраиваемому мужчинами миру, не всегда лучшим с моральной точки зрения, где страдают оба пола. Постмодернистский феминизм критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир, мужскими средствами выражения знания. Большое значение уделяется вопросам деконструкции текстов. Представители этой ветви феминизма отмечают, в частности, что сброшенные американцами на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы имели мужские имена — «толстяк» и «малыш». В отправленной после нанесения ударов шифротелеграмме говорилось, что это мальчик. Предполагалось, что в случае провала операции, сообщили бы о девочке.

В мире были три большие волны феминистского движения.

Первая зародилась в конце XIX в. и главным содержанием её был суфражизм (от англ. suffrage - «право голоса») - борьба за право женщин участвовать в выборах - право избирать и быть избранными. По времени эта волна совпала с общемировым подъёмом рабочего и социалистического движения. И это логично: когда все вокруг только и говорили, что о реформах и революции, женщины не могли оставаться в стороне. Задачи суфражизма в целом были решены уже в первой трети XX в. Первыми странами, решившимися на предоставление женщинам избирательного права, были Австралия, Финляндия и Россия (у нас сыграла свою роль Революция 1917 г., но это не умаляет роли женщин, наоборот, сама Февральская революция началась с гигантской демонстрации женщин в Петрограде, приуроченной к международному женскому дню 8 марта (по старому стилю - 23 февраля)).Ведущие державы ввели избирательное право для женщин в 1920-30-х гг. Но, например, во Франции, подарившей миру одну из первых политических феминисток (Олимпия де Гуж, впоследствии казнённая на гильотине, требовала равноправия для женщин ещё в 1790-х гг.; была автором «Декларации прав женщины и гражданки»), предоставила женщинам избирательные права только в 1949 г. В одном из кантонов Швейцарии это произошло менее двадцати лет назад.

Примерно одновременно с избирательным правом - в первой половине XX в. - женщины добились также права на контроль над собственным телом, над репродукцией, иными словами - права на аборт. Эта борьба была наиболее тяжёлой, особенно в католических странах. Ныне действующий запрет на аборты в Польше и Португалии.

Ещё 150 лет назад в наиболее развитых странах мира женщины были лишены права на высшее образование, а часто - и на полное среднее. С борьбы за право на образование начинали русские феминистки - и добились его раньше, чем избирательного права. На Западе порядок был обратный - сначала избирательные и политические права, потом - равное образование.

Вторая волна феминизма поднялась в 60-х годах XX в. и совпала по времени с большим мировым освободительным процессом, где в одном ряду стояли провозглашение независимости бывших колоний, появление рок-музыки и противозачаточных средств, расцвет контркультурных движений, сексуальная революция. Вторая волна феминизма выдвинула лозунги социального и сексуального освобождения женщины. Именно теоретики и практики второй волны обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в непубличной сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Именно эта волна сформулировала ведущую в современном феминизме теорию патриархата.

Борьба против мужского насилия, конечно, ещё далека от решающего успеха, но то, что начиная с 1970-х гг. (в России - с начала 1990-х гг.) во всём мире появилась сеть женских центров, убежищ для жертв семейного насилия, консультационных пунктов, горячих телефонных линий и т.п. - это тоже важное достижение женского движения.

Лозунгом нового поколения феминисток стало утверждение: «Личное - это тоже политическое». Этот взгляд ставил под сомнение не только природу господствующей политической практики, но и политической теории, которая сама является одним из инструментов мужской власти. Тут речь уже шла не столько о том, что женщин нужно допустить к политическим рычагам, а о том, что надо изменить само содержание политики, то, что ею считается в «большом обществе».

Именно поэтому женщины, занимающиеся традиционной политикой и даже преуспевшие в ней - такие как Тэтчер или Хакамада, - не признаются феминистками за «своих». «Хакамада - не женщина, она - политик. Она не думает о женщинах и женской доле, она думает только о своём либерализме, только об интересах малого и среднего бизнеса - как будто этим всё исчерпывается», - примерно так рассуждают в современных российских феминистских кругах. Что же касается английского премьер-министра 1980-х гг. Маргарет Тэтчер, то именно при её правлении были отменены многие дотации и социальные льготы воспитывающим детей женщинам.

Энн Тикнер, отвечая на вопрос о том, что же произошло в международной сфере в это время, что позволило феминизму прочно закрепить свои позиции в этой области, указывает на изменение самой реальности мировой политики. Прежде всего, она отмечает крушение биполярной системы, после чего тематика безопасности перестает быть столь однозначно доминирующей в международных отношениях, как это было в период «холодной войны». Интерес исследователей теперь обращен и к другим проблемам, которые более привычны и понятны женщинам. Это способствовало развитию феминистских исследований.

В социально-политической теории получают развитие концепции «материнского мышления» (С. Раддик), черный вуманизм (Э. Уокер, Д.Г. Уайт), экофеминистские теории (Ф. Дюбон), ставящие женский опыт в центр социально-политической практики. В целом феминистский лозунг «Личное значит политическое» нашел подтверждение в огромном количестве женских общественных акций, выносящих на повестку дня традиционно относимые к приватным, неполитическим вопросы сексуальности, репродукции, насилия, порнографии и т.д.

В специальных исследованиях выделяется и третья волна феминизма (конец 1980-х гг. - настоящее время). Феминизм вступил в стабильную фазу создания теории; закончен период острой борьбы женщин за основные права, отработаны механизмы давления на власть, достигнуто некое равновесие сил. Но не все феминистки согласны с необходимостью выделять третью волну отдельно в свете пропагандируемых ею идей.

Некоторые феминистки утверждают, что многое ещё должно быть сделано, и не следует останавливаться на достигнутом, в то время как феминистки третьей волны сходятся на мнении, что «битва выиграна». Благодаря тому, что западное общество стало относиться к феминистским принципам более положительно, и в основном приняло их как неотъемлемую часть общественного устройства, многие вопросы, считавшиеся в прошлом исключительно «феминистскими», перестали восприниматься таковыми.

Феминистки третьей волны придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола.

Итак, феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX и начала XX вв., в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х гг. и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к началу 1990-х гг.

Наши рекомендации