Миграционная ситуация в совр. россии
С 1920 по 1980 гг. миграция носила внутренний характер.
Постсоветсткий период:
1) 1990-1999гг.
2) 1999-по сейчас.
Цели миграции и состав мигрантов различны, направления потоков схожи.
1 этап - кризис и распад ссср. В 1991-99гг, в россию переселилось 3.6 млн. человек.
2 этап В 1990е в рф переехало 8 млн (1,6 – беженцы, вынужденные переселенцы).
Миграционный прирост – 4,6 чел., этносостав – 65% - рус, 5.4% - татары, 7% - армяне, 6.6% - укр и белорусы. (больше всего потерял казахстан).
Миграционные ситуация в 2000е
После эконом. Подъема в рф хлопнул поток трудовых мигрантов.
Численность труд.мигрантов поддается приблизительной оценке. На 2016г – 12 млн. чел. Легальных иностранцев.
29. Миграционная ситуация в Российской Федерации. В СССР вплоть до конца 1980-х гг. миграция носила внутренний характер. Исключения – неболь-шой поток политэмигрантов в СССР в 1920-е – начале 1930-х гг., а также ар- мяне-репатрианты в конце 1940-х – 1950-е гг., еврейская эмиграция в 1970-е гг. Значительные потоки населения с 1930-х гг. направлялись на Дальний Восток, в Казахстан (что было связано с освоением целины), Сибирь. Начиная с середины 1970-х гг., эти потоки потекли в обратном направлении. История миграционных потоков в современной России четко подразделя-ется на два этапа: 1991-98 гг. и с 1999 г. по сей день. 1-ый этап связан с кризисом и распадом СССР. В Россию возвращалось русскоязычное население из новых независимых государств. Только в 1991- 1994 гг. в Россию переселились 3,6 млн. человек (при этом почти для половины Россия стала страной транзита). Всего же в 1990-е гг. в Россию переехали около 8 млн. человек, в т.ч. 1,6 млн. – беженцы и вынужденные переселенцы. Этниче-ский состав мигрантов: 65 % – русские, 5,4 % - татары, 7 % - армяне, 6,6 % - украинцы, белорусы. Больше всего потерял Казахстан – 812 тыс. человек. Ми-грационный прирост населения России составил 4,6 млн. человек (1,7 млн. че- ловек уехали из РФ). С 1997 г. поток гуманитарных мигрантов в Россию стал уменьшаться, а после начала в 1999 г. экономического подъема в страну хлынул поток трудо-вых мигрантов. Численность трудовых мигрантов в России поддается лишь приблизительной оценке. По разным оценкам, в 2000-х гг. в России работало от 6 до 15 млн. граждан стран «ближнего зарубежья». Наибольшее количество ми- грантов – из Азербайджана, далее (по убывающей) - Украина, Китай, Таджики- стан, Узбекистан, Молдова. По данным Пограничной службы ФСБ РФ, количе-ство зарегистрированных фактов пересечения государственной границы страны снизилось с 25 млн. в 2007 г. до 23,5 млн. в 2008 г. За 2006-08 гг. на территории РФ «осело» более 5 миллионов приезжих. Столь масштабная миграция влечет за собой ряд экономических, социаль-ных, демографических, политических и криминальных эффектов. 75 Важнейшие социально-экономические эффекты миграции: - Рост производства товаров и услуг, экономический рост в целом. При- влечение мигрантов иногда рассматривается как условие экономического роста и как вынужденная необходимость в тех отраслях, где не хотят работать мест- ные жители. - Для работодателя трудовые мигранты – возможность сократить издерж-ки на зарплату. Но в то же время широкое использование дешевого малоквали-фицированного труда означает снижение стимулов к повышению производи- тельности труда, автоматизации производства. Тем самым наличие мигрантов выгодно для квалифицированных работ-ников, на их рабочие места мигранты не претендуют, а цены на товары и услуги снижаются. Но это не очень выгодно для работников неквалифицированных, т.к. оплата за их труд остается на низком уровне. Финансово-экономический эффект миграции: перевод денег за рубеж. Крупнейшие получатели денег в ближнем зарубежье – Таджикистан, Кыргыз- стан, Украина, Молдова. При этом крупнейшие получатели денег мигрантов в мире — Индия и Китай, на долю которых в 2013 г. пришлась почти их треть — $131 млрд. В пятерку также входят Филиппины ($26 млрд, или более 10% ВВП), Мексика ($22 млрд) и Нигерия ($21 млрд), и эта пятерка не меняется дол- гие годы. Демографические эффекты: убыль населения в 1990-е гг. и позже воспол-нялась за счет мигрантов. Опасения: «азиатизация» России, изменение культу-ры, понижение уровня культуры. Криминальный эффект: рост преступности (дискуссионен). Политические эффекты: - снижение политической и социальной напряженности в странах- донорах; - риск повышения социальной и политической напряженности в странах- реципиентах, появление антимигрантских организаций.
30.Миграционная политика в Российской Федерации в 2000-е гг., ее из-менения. Выделяется несколько моделей миграционной политики. Мягкая миграционная политика – нет преград или они формальные, при-нимают всех или почти всех. Такая политика может сочетаться с политикой добровольной ассимиляции («плавильный котел»), но на практике при больших объемах миграции это неосуществимо. Поэтому мягкая миграционная политика сочетается сейчас в ряде стран с мультикультурализмом. Это, в свою очередь, вызывает недовольство местного населения. Миграционная политика может варьироваться по степени жесткости. Наиболее жесткая – изоляционизм (никого не принимают). Менее жесткая (се-лективная) – принимают мигрантов только определенного этнического (расово- го) происхождения или владеющих определенными профессиями. Российская Федерация столкнулась с проблемой миграции, не имея ни со- ответствующей институциональной и нормативной базы, ни достаточных ре- сурсов. В 1992 г. на базе Комитета по делам миграции населения при Мини-стерстве труда и занятости создана Федеральная миграционная служба. В мае 2000 г. она была упразднена, а ее функции переданы Министерству по делам федерации. С 2001 г. миграционная служба подчинена МВД. Нормативная база: закон «О гражданстве РСФСР» (действовал с 1991 по 2000 гг.) обеспечивал облегченный порядок получения гражданства РФ для всех граждан СССР. В 1993 г. приняты законы «О беженцах» и «О вынужденных пе-реселенцах», определявшие статус и меры государственной поддержки бежен- цев и вынужденных переселенцев. С 15 января 2007 г. вступили в силу федеральные законы «О миграцион- ном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федера- ции» и «О правовом положении иностранных граждан». Были введены имми-грационные карты, регистрация мигрантов по месту жительства стала носить уведомительный характер, усилена ответственность за использование труда не- легальных мигрантов. Эта политика способствовала уменьшению нелегальной миграции (хотя таковая не исчезла). 77 Периодически возникают дискуссии о введении визовой системы с рядом постсоветских государств, введении депортационного депозита (своеобразный залог, который вносится мигрантом), о проведении миграционной амнистии, за- прете обучаться в школе детям нелегальных мигрантов и т.п.
31. Основные вызовы этнонациональной политике в современной РФ.Эт-нонациональную политику современной России пришлось создавать в начале 1990-х гг. практически на пустом месте, в обстановке множественных этниче- ских конфликтов. Главными проблемами этнических отношений в России, со- гласно Концепции национальной политики Российской Федерации 1996 г., это: развитие федерализма, развитие национальных культур и языков народов РФ, политическая и правовая защита малочисленных народов и национальных групп, достижение стабильности, прочного мира на Северном Кавказе и под- держка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии. Реализация Концепции государственной национальной политики Россий-ской Федерации 1996 г. способствовала сохранению единства и целостности России. В результате мер по укреплению российской государственности, приня-тых в 2000-е гг., удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию националь- но-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (эт- нических) общностей в сферах образования и развития национальных языков. Вместе с тем в сфере межэтнических отношений имеется ряд нерешенных проблем, связанных с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, 88 этнического и религиозного экстремизма, терроризма. На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы: а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, регио-нальной экономической дифференциации; б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации; в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпирован- ность отдельных представителей власти; г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам раз- личной национальной принадлежности в правоприменительной практике; д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества; е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов; ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координа-ции в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации; з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, со-циального и демографического развития страны, интересы работодателей и рос- сийского общества в целом; и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная ми- грация, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, 89 международная организованная преступность. Основными вопросами государственной национальной политики Россий-ской Федерации, требующими особого внимания государственных и муници- пальных органов, по-прежнему являются: а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.