Этнополит к-ты на территории СССР, РФ, стран Ближ Зарубежья 1986-2013гг.(лекция)
Одним из первых значительных ЭПК второй половины 1980-х гг. стало выступление казахской молодежи в декабре 1986 г. (г.Алма-Ата). Казахская молодежь вышла на улицы, возражая против замены бывшего секретаря ЦК Компартии Казахстан Д.Кукаева на Г. Колбина. Задержано 8,5 тыс чел. 300 студентов отчислено из ВУЗов.
Многие из конфликтов были связаны с советским прошлым. При малейшей либерализации режима эти конфликты проявлялись.
В 1987 г. вновь оживилось движение за возвращение крымских татар в Крым, протесты жителей прибалтийских республик, связанные с ликвидацией независимости стран Балтии в 1940 г. Особенно длительными и тяжелыми по своим последствиям были «замороженные конфликты» на Кавказе (проблема Абхазии и Нагорного Карабаха).
Нагорно-Карабахская область была образована в составе Азерб. ССР в 1923. Армяне составляли большинство населения. Армяне хотели относиться к Армянской ССР в 1987 писали петиции, а в ответ были насильственные действия. В конце 1987-начале 1988 – массовый сбор подписей жителей НКАО с просьбой передать НКАО в состав Армении. Армения это поддержала. 27-29 февр 1988 – первый армянский погром в Сумгаите(азер). Начинаются этнические чистки. 2 сент 1991 карабахские армяне провозгласили создание нагорно-карабахской респ-ки. 10 дек 1991 была провозглашена независимомть НКР и началась война НКР с Азербайджаном до 1994. Победили армяне. К-т был заморожен. НКР сохранила самостоятельность.
К этим проблемам добавлялись проблемы депортированных народов, в первую очередь ингушей. Ингушам не вернули часть территории их республики (ликвидированной в 1944 г. и восстановленной в 1957 г.), что привело к осетино- ингушскому конфликту 1992 г. В 1990-1992 гг. почти все национальные республики СССР (от Эстонии до Таджикистана) превращаются в «дугу напряженности».
В 1991-1992 гг. вспыхивают межэтнические и региональные войны (война между Молдовой и Приднестровьем, между Абхазией и Грузией, междуЮж. Осетией и Грузией, между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, внутритаджикский конфликт). Большинство этих войн были сравнительно недолгими. Эти конфликты и по сей день продолжают находиться в законсервированном состоянии. Относительно прочное урегулирование достигнуто лишь в Таджикистане (хотя там конфликт не носил этнического характера). Это означает, что конфликт может возобновиться (как и произошло на Кавказе в августе 2008 г.).
25. Урегулирование этнополит к-тов.(методичка Сергеева)
Стратегия управления конфликтом исходит из необходимости эффективного влияния на конфликт с целью корректировки его развития в нужном направлении. В процессе управления конфликтом в зависимости от ситуации используются нормативный, принудительно-переговорный, эмоционально-психологический, силовой и интегративный подходы.
Нормативный подход предполагает разрешение конфликтов с помощью определенного набора правовых или моральных норм. В данном случае важно наличие согласия между сторонами конфликта относительно приемлемости этих норм. Если согласие отсутствует, то возникает необходимость его навязывания. Здесь решающее значение может иметь авторитет государства и все его политические и экономические ресурсы воздействия на конфликтующие субъекты.
Принципиальным моментом при использовании принудительно- переговорного подхода к разрешению этнополитических конфликтов служит понимание конфликта как проявление врожденного (или приобретенного в обществе) стремления человека или группы к доминированию. Поскольку доминирующие позиции может занимать только одна сторона, постольку господствующая группа навязывает свои «правила игры» тем, над кем она осуществляет господство. Данный подход не позволяет обеспечить стабильность внутри общественной системы, и даже его сторонники считают, что мира между конфликтующими сторонами недостижим, а возможно лишь временное урегулирование проблем.
Эмоционально-психологический (или идеалистический) подход применим тогда, когда все заинтересованные стороны независимо от их статусных характеристик, ресурсов и политических стратегий устанавливают взаимоотношения, устраивающие всех участников конфликта. В качестве исходной позиции урегулирования стороны принимают как аксиому положение о том, что конфликт однозначно невыгоден всем сторонам и все стороны несут те или иные потери в результате его эскалации. Согласование интересов происходит без явного или скрытого принуждения, что обеспечивает прочность урегулирования и успешный поиск эффективных путей разрешения конфликтных ситуаций.
Существуют и другие подходы, среди которых наиболее распространены индифферентный и силовой.Индифферентный подход типичен для авторитарных режимов, которые, как правило, игнорируют конфликты и равнодушны к требованиям групп, вовлеченных в конфликт. Этот подход может отложить решение конфликтных ситуаций, но «отложенный конфликт» неизбежно проявит себя при изменении политической ситуации, накопленный потенциал конфликтности лишь осложнит его разрешение.
Другой способ воздействия на конфликт - силовой. Он применим тогда, когда более сильная сторона навязывает слабой стороне свои условия разрешения противоречий, которые, по сути, не разрешают конфликтной ситуации, а лишь заставляют слабую сторону снять свои претензии к сильной стороне. Однако большинство специалистов-конфликтологов согласны с тем, что наилучшим способом разрешения конфликтов является компромисс. Но при этом практика доказывает, что успешное урегулирование конфликтов (независимо от избранной стратегии) возможно лишь в рамках определенных процедур. Первая из них — институционализация конфликта, т.е. установление четких правил урегулирования отношений сторон, их взаимодействия. В этом случае конфликт становится прогнозируемым и управляемым, претензии сторон даже в случае их нарастания будут укладываться во вполне предсказуемые нормы поведения. Неинституционализированный конфликт неуправляем, а потому опасен. В этом случае недовольство сторон может выливаться в деструктивные формы взаимодействия. Под институционализированным механизмом понимается не только установление строгих юридических актов или регламентов, но и весь спектр возможных регулирующих норм — законодательные акты, протоколы, меморандумы, устные договоренности. Важна не форма, а наличие добровольного согласия строить отношения и вести переговоры в рамках определенных правил. Другая важная задача, которую необходимо решить при урегулировании конфликтов, состоит в выделении структурированных конфликтующих групп. Враждующие стороны должны определить, кто правомочен представлять их интересы и осуществлять диалог с противостоящим участником конфликта и посредниками. В этой связи органы государственной власти должны быть объективно заинтересованы в том, чтобы этнические общности и группы формировали свои партии, движения, организации, которые могли бы представлять их интересы и выполняли консолидирующую роль. Неорганизованные сообщества более опасны и непредсказуемы, чем организованные на время всех вовлеченных в переговорный процесс сторон. Причем, как подчеркивает У. Юри, именно разрешение разногласий в ходе переговоров является важнейшим завоеванием демократии, а не выборы или возможность обратиться в судебные органы.
Обобщая опыт урегулирования этнических конфликтов, У. Юри предложил свою технологию возможных действий, состоящую из десяти различных вариантов.
Ученый сравнил этнический конфликт с пожаром и поэтому назвал в качестве первой задачи предотвращение конфликта. Пока есть возможности не допустить столкновений на этнической почве, следует их использовать в полной мере.
Вторым необходимым действием заинтересованных в разрешении конфликтов сторон он назвал организацию дискуссий. Сама возможность конструктивного обсуждения проблем уже способствует снижению напряженности. Но для полноценной дискуссии необходимо, чтобы были представлены все имеющиеся точки зрения, включая самые радикальные, и чтобы обсуждение велось в рамках определенных правил, принятых сторонами. Важнейшими из них служат требования не обвинять оппонентов и избегать личных нападок.
Третий способ действий состоит в том, чтобы способствовать высказыванию обид в контролируемой обстановке, что предполагает при обсуждении конструктивных планов на будущее анализировать и прошлые обиды. Следующим необходимым шагом названо содействие процессу совместного решения проблем. Оно предусматривает согласование интересов, выход за рамки жестких позиций и обращение к мотивировкам, лежащим в основе позиций сторон. Затем важным действием является определение общей цели; чтобы процесс переговоров был продуктивным, общая цель не должна замыкаться только на проблемах самого конфликта. Далее существенное значение имеет содействие взаимному проявлению доброй воли.
Необходимой в процессе переговоров и совместного разрешения конфликта являетсявыработка проектов взаимных соглашений. Важное прикладное значение имеет институционализация процесса решения проблем и переговоров. Она имеет особое значение в связи с тем, что решить сразу все конфликты невозможно, они будут возникать вновь и вновь. Поэтому не обходимо создать институты, которые содействуют поиску решений и процессу переговоров. Существенную помощь в урегулировании конфликтов может оказать привлечение внешних ресурсов для формирования стимулов к сотрудничеству. Под внешними средствами понимаются не только финансовые ресурсы, но неправительственные организации, университеты и фонды, у которых накоплен опыт урегулирования этнических конфликтов.
Наконец, У. Юри призывает: «Учите других тому, что узнали сами». Решение конфликтных ситуаций требует широкого сотрудничества и использования всего арсенала имеющихся средств, позитивного опыта, накопленного различными специалистами и странами. Такой опыт имеется, и его надо использовать и совершенствовать в соответствии с требованиями времени.
главная функция государства должна состоять в том, чтобы способствовать поиску решения конфликтов, в том числе предлагая и развивая институт независимых посредников и специальных кризисных менеджеров. Но есть так называемых глубокие или тяжелые вооруженные конфликты, в которых имеют место крупные потери людских жизней, страдания гражданского населения, огромные разрушения и в которые вовлечены самые разные внешние силы, включая наемников, идейно-религиозных фанатиков и международных террористов. Разрешение таких конфликтов требует прямого и чаще всего силового вмешательства государства с целью покончить с насилием и восстановить власть в зоне конфликта.
26. Этнополитика (этноконфессиональная политика) в рос. Империи
РИ (1721-1917) – многонациональное полиэтничное гос-во.
1913 – великороссы (рус) – 44%, восточные славяне (хохлы, белорусы) – 65%.
Говорить о этнополитике РИ сложно, потому что
1) империя была сословнымгос-ом, до 1905 года – абсолютная монархия, нет равенства поданных
2) при определении статуса индивида или группы лиц главная роль конфессионального принципа, а не этно.
Дискриминация также проводилась по конфес. признаку:
· Православные
· Инославцы (христиане других конфесий)
· Иноверцы (другие религии)
Среди них существовали
· Терпимые (лютеране и армянские христ (92 млн -1897г) , муслимы и буддисты (оба свыше 14 млн)
· Непризнанные терпимые (староверцы)
· Непризнанные и нетерпимые (христ. секты как духаборы, молокане, хлысты)
Православные!
· Большинство русских и грузин,
· белорусы, украинцы испытывали соц гнет
Лютеране!
· Немцы, эстонцы, латыши
· Де-факто пользовались правами, которые были правосл. ( как армяне – монофизиты?)
ФИНСКИЙ ВОПРОС
Вел княжфинляндское (1809 – 1917) – огромная автономия РИ. Имеет собственный парламент (сейм), денежную единицу (марку), гос язык до 1863г – шведский, позже – финский.
С 1900г после введения русского языка, ущемление полномочий сейма и призыва в армию – в финляндии начинается национальное движение.
1905г – указы, ограничивающие автономию, отменены.
1906г – вводятся всеобщие выборы.
МУСЛИМСКИЙ ВОПРОС
По отношению к мусульманам ( татары, башкиры, средняя азия, сев кав) и буддисам ( калмыки, буряты) проводилась политика ГЕТТОИЗАЦИИ:
· Жили как хотели
· Большинство (кроме татар-башкир) не призывались в армию
· Не допускались к должностям
ЕКАТЕРИНА II (1762-1796) – политика ВЕРОТЕРПИМОСТИ к иноверцам.
1917-1864 гг – россия воюет на сев кав. Часть горцев (адыги, черкесы) переселяются к туркам после окончания войны.
В 1914г создана ДИКАЯ ДИВИЗИЯ (служили добровольцы из народов сев кав.
ИУДЕИ И КАТОЛИКИ
Католицизм в РИ исповедовали поляки и литовцы.
Дискриминация поляков усиливается после восстания 1831 и 1864гг. после 1831г – урезана польская автономия (упразднен сейм и введен рус яз). 1865 г – употребление русяза обязательно, автономия ликвидирована.
Иудеями считали евреи, исповедующие иудаизм (аж по законам!).
НО! На иудеев другой религии дискриминация не распространялась.
ХОТЯ! 18 в. – елизавета 1 издает указ о выселении евреев из россии. Потом при кате 2 – евреев в россии свыше 1 млн человек. В связи с чем принимаются указы в черте оседлости.
ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ – граница территории, за пределами которой запрещалось проживание иудеев. Окончательно оформлена в 1835г. (украина кроме харькова, молдова, белоруссия, литва и латвия):
· Купцы 1 гильдии
· Лиц с высшим образованием (позже + среднее)
· Ремесленники
Этот бред отменен после 1917 г!
ПРОЦЕНТНАЯ НОРМА при приеме в средние и высшие учеб заведения (1886 по 1917). В пределах черты оседлоти 10%, империи – 5%, столицы – 3%)
С 1880 г и в нач. 20 века в россии расцветает национализм:
«союз рус народа»
«палата михаила архангела» (черносотенцы)
27. этнополитика (нац политика) в СССР
Первое время нац политика советов – отрицание нац политики империи.
Принципы:
· Пролетарский интернационализм
· У рабочих нет отечества
· Никакихпривелегий, никакой нации
· Самоопределение трудящихся
Документ: «Декларация прав народов россии» 1917 - право всех народов на самоопределение до отделения и образования собств государства.
Правительство ленина признало независимость финов, других этно окраин (помогло большевикам в борьбе с белыми, выступающими за единую россию)
Конец 1920х - большая часть РИ большевитская.
2 модели создания советов: