Понятие, юр. природа и система мирных средств разрешения межд. споров.

комплекс установленных международным правом процедурных способов и практических мер, которые могут быть предприняты субъектами международного права (в основном государствами) для урегулирования возникших между ними несогласий. Правовой фундамент для использования указанных средств составляет принцип мирного разрешения международных споров,закрепленный, в частности, в Уставе ООН.

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН, госу-дарства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию между-народного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем "переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к ре-гиональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору". В приве-денной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров. Не упомянуты лишь "добрые услуги

Институт мирных средств разрешения международных споров — межотраслевой. Его нормы содержатся и в праве международной безопасности, и в праве международных организаций, в ряде других отраслей международного права. Основными источниками данного института являются: Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г., Пересмотренный общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в ред. 1949 г.), Устав ООН, уставы региональных организаций, Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи.
Под обследовани-ем Устав ООН имеет в виду следственные комиссии, то есть следственную процедуру, а под примире-нием - согласительные комиссии.
Переговоры. Это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения спо-ров, играющее ведущую роль среди других мирных средств. Это обусловлено тем, что конкретные це-ли, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равно-правной основе. Независимо от предмета переговоров они должны начинаться и протекать без каких-либо предварительных ультима-тивных условий, принуждения, диктата и угроз.
Позитивный исход переговоров может выразиться либо в непосредственном разрешении спора по существу, либо в достижении договоренности о применении иного мирного средства разрешения спора. Однако если переговоры не привели к определенному соглашению, стороны обязаны продол-жить поиск путей взаимоприемлемого урегулирования разногласий.
Консультации сторон. Как средство мирного урегулирования споров стали применяться после второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодич-ность встреч, создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций способству-ют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сто-рон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о при-менении других средств урегулирования. Можно считать, что консультации являются разновидностью переговоров.
Обследование. Это - средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, ко-гда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или привед-ших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т. д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.
Примирение (согласительная процедура). Как средство мирного урегулирования споров прими-рение, в отличие от обследования, включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и вы-работку конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комис-сию, которая и вырабатывает свои рекомендации.
Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, то есть не являются юриди-чески обязательными для сторон, участвующих в споре. Наиболее подробно порядок создания и функ-ционирования согласительной комиссии изложен в Акте о мирном разрешении международных споров 1928 года, пересмотренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 году.
Добрые услуги. В качестве действий не участвующей в споре стороны (государства, междуна-родной организации, известного общественного или политического деятеля), направленных на установ-ление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соот-ветствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Предложение добрых услуг не должно рассматриваться в качестве недружелюбного акта по отношению к спорящим сторонам. Оказывающий добрые услуги в самих переговорах по разрешению спора непо-средственного участия не принимает. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.
Посредничество. Оно предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разре-шении спора. Участвуя в переговорах спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера. Регламентация порядка осуществления посредничества содержится в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов.
Международный арбитраж. Будучи одним из старейших средств мирного разрешения междуна-родных споров, международный арбитраж представляет собой добровольно выраженное согласие спо-рящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение ко-торой является обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегули-рования споров.
Существуют два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж и арбитраж ad hoc. Важную роль в развитии института арбитража сыграли Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов. В соответствии с этими конвенциями в 1901 году была учреждена По-стоянная палата третейского суда (ППТС) с целью "облегчить возможность обращаться без замедления к третейскому суду в случае международных споров, которые не могли быть улажены дипломатиче-ским путем" (ст. 41), которая существует до сих пор. Постоянно функционируют только Администра-тивный совет и бюро (канцелярия) палаты во главе с генеральным секретарем. Каждое из участвующих в конвенциях государств (их в настоящее время около 80) назначает четырех компетентных лиц из чис-ла своих граждан в качестве членов палаты (арбитров). Россия - член палаты, и четыре ее юриста-международника образуют национальную группу палаты. Из общего списка членов палаты стороны в споре и выбирают арбитров. За время своего существования палата рассмотрела 26 дел. Местопребыва-ние палаты - Гаага.
Арбитражи ad hoc создаются для рассмотрения конкретного спора между государствами.
Можно выделить три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбира-тельство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специ-альное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитраж-ные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж). Стороны нередко оговаривают, что ар-битражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон. В качестве третьей стороны при разрешении спора могут выступать единоличный арбитр (обязательно посторонний для спорящих государств), группа арбитров из третьих государств, группа арбитров на па-ритетных началах от государств, участвующих в споре, при нейтральном председателе-суперарбитре. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.
Судебное разбирательство. В основе своей судебное разбирательство сходно с третейским. К наиболее существенным факторам, обусловливающим сходство между судом и арбитражем, следует отнести окончательность выносимого решения и его юридически обязательный характер для сторон в споре. Различие между арбитражем и международным судом заключается главным образом в порядке их образования и касается преимущественно способа формирования, численного и персонального со-става, функционирования и т. д.
Первым постоянным международным судом стала Постоянная палата международного правосу-дия, статут которой был принят Собранием Лиги Наций в 1920 году. Палата прекратила свое существо-вание в 1946 году. В настоящее время основным судебным органом международного сообщества явля-ется Международный Суд ООН. Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международ-ного Суда (Статут - неотъемлемая составная часть Устава ООН), а также Регламента Суда. Существо-вание Международного Суда ООН не исключает возможности создания специальных международных судов на основе других международных соглашений. В связи с этим следует упомянуть Суд Европей-ских Сообществ, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Суд Восточно-Африканского сообщества.





В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека); трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).
Эффективность функционирования системы международно-правовых средств мирного урегули-рования международных споров, представляющей собой совокупность норм материального и процессу-ального характера, может быть обеспечена лишь в результате надлежащего правоприменения и про-грессивного развития указанных норм с учетом специфики современного этапа развития международ-ных отношений, требующего нового политико-правового подхода к обеспечению международного мира и безопасности.

Наши рекомендации