Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности
Внутренние факторы влияющие на состояние национальной безопасности
Под системой факторов национальной безопасности понимается взаимосвязанная в процессе жизнедеятельности совокупность природных, климатических, социальных, политических, экономических, экологических, научно-технических, информационных и других условий, под воздействием которых развиваются все основные процессы в стране.
Часть факторов существует объективно и независимо от социального начала. Это, прежде всего, природные условия и ресурсы, а также зафиксированные на историческом этапе развития страны результаты предшествующей деятельности объектов безопасности с различными качественными и количественными оценками.
Природно-климатические факторы объединяют топливно-энергетические, минерально-сырьевые, лесные, водные, земельные и биологические ресурсы, а также физико-географические факторы – климатические условия, рельеф, состав почв и т.п.
Факторы, синтезирующие влияние экономических и природных условий – формы общественной организации производства, направленность политики государства, совокупность мероприятий и целенаправленных воздействий по сохранению и воспроизводству природных условий и ресурсов, а также элементов экономической системы, обеспечивающих необходимое качество среды обитания человека, производственных процессов добычи и переработки ископаемых.
Социально-политические факторы обусловливают формирование систем расселения, а также выравнивание уровней экономического развития различных субъектов Российской Федерации, решение национальных и культурных задач, охрану здоровья, оборонные задачи и т.п.
4.
В современном мире доминирующей тенденцией является так называемая глобализациякак процесс непрерывно возрастающей взаимозависимости стран и народов во всех сферах материальной и духовной жизни. Глобализация сопровождается растущим навязыванием государствам западных стандартов поведения как единых общемировых в экономической, политической, военной, информационной и культурной сферах, что подрывает национальные устои и традиционные ценности незападных стран. При этом наблюдается характерное увеличение различного рода неправительственных организаций, транснациональных корпораций (ТНК), финансовых бирж в качестве новых субъектов международных отношений. Сейчас число ТНК превысило 53 тыс., численность их дочерних филиалов в разных странах - 450 тыс.
Глобализация ведет к росту зависимости процесса реализации национальных интересов тех или иных стран от действий и решений, принимаемых далеко за пределами их территории другими субъектами международных отношений, а также к обострению противоречий между основной функцией государства по обеспечению собственного суверенитета и вышеуказанной зависимостью при принятии политических решений от ситуации в мировом сообществе в целом. Даже в ООН вызывает тревогу и серьезное беспокойство практика глобализации мировых процессов в ее нынешнем виде.
Информационные факторы – размах и время циркуляции информационных потоков, направленность их движения, эмоциональная окраска информации, способы производства, защищенность тайн и секретов.
Общественно-политические факторы – уровень развития государства, общества, культуры, политических движений и партий, негосударственных институтов и подсистем обеспечения безопасности.
Военно-политические факторы – военная мощь, военный потенциал, военная политика, а также боеготовность Вооруженных Сил, уровень милитаризации и т.п.
Научно-технический прогресс можно рассматривать в качестве комплексного фактора, так как его воздействие распространяется на все перечисленные группы факторов.
Национальные интересы
Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.
Они носят долгосрочный характер и определяет основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Национальные интересы России включают:
§ интересы личности;
§ интересы общества;
§ интересы государства.
Интересы личности состоят в:
§ реализации конституционных прав и свобод;
§ обеспечении личной безопасности;
§ повышении качества и уровня жизни;
§ физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в:
§ упрочении демократии:
§ в создании правового, социального государства;
§ достижении и поддержании общественного согласия;
§ духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в:
§ незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;
§ политической, экономической и социальной стабильности;
§ безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;
§ развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики.
Национальные интересы России состоят из интересов в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в:
§ сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
§ обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка;
§ завершении процесса становления демократического общества;
§ нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются в:
§ обеспечении суверенитета;
§ упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
§ развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (прежде всего СНГ);
§ повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Доминирующие ценности
В числе аксиологических установок, характерных для современного российского общества, участники исследования – эксперты и акторы молодежных фокус-групп – указали следующие ценности (ранжируются по принципу нисхождения отмеченной значимости):
1. Материальное благополучие.
2. Ценность «Я» (индивидуализм).
3. Карьера (самореализация).
4. Семья.
5. Стабильность.
6. Свобода.
7. Уважение к старшим.
8. Бог (вера в Бога).
9. Патриотизм.
10. Долг и честь.
бóльшая часть населения декларирует коллективистские ценности (рис. 1), преимущественно нематериальную мотивацию деятельности (рис. 2) и выражает стремление к помощи ближнему (рис. 3).
Что касается отношения россиян к традиционным ценностям, то большинство склоняются к их поддержке (и их доля постепенно увеличивается), а не к ценностям инициативности и предприимчивости.
Нравственные ценности, укорененные в национальном менталитете, традиционно связываются с религией. Большинство россиян считают себя верующими и относятся к ведущей конфессии — православию. По данным опросов Левада-Центра, проведенных в 2009–2012 гг., количество людей, относящих себя к православным, в среднем составляет 77%. Религия для россиян — это скорее национальная традиция и свод нравственных правил, чем собственно вера.
При этом религиозность россиян носит поверхностный характер: для того чтобы участвовать в религиозной службе, посещают церковь только 11% россиян; для того чтобы исповедаться и причаститься — 7%
Угрозы
В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида:
Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.
Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.
Классификация внутренних угроз национальной безопасности, их сущность:
*попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
*планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
*создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
*незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
*широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
*деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Внутренняя безопасность рф
Основные направления обеспечения внутренней безопасности России сейчас — это решение следующих задач: принятие всех возможных мер для выхода России из кризиса, что имеет решающее значение для ее возрождения как мировой державы;
успешное осуществление рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; недопущение обострения социального и политического противостояния, создающего опасность политических кризисов, могущих перерасти в военные конфликты; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; надежная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека, создание достойных условий его существования, а также условий существования и развития семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка; повышение эффективности и уровня образования в России.
Одним из самых ключевых и трудных направлений политики внутренней безопасности в настоящее время является борьба с преступностью.
Российское государство отличается обширностью территории. Отсюда важным направлением политики внутренней безопасности, обеспечивающим устойчивое демократическое развитие России, является сбалансированная региональная политика, оптимальное соотношение интересов центра и регионов, республик и областей, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях. С этой точки зрения особую угрозу стабильности в стране представляет большой разрыв в уровне жизни отдельных регионов страны многие регионы практически существуют только за счет дотаций из средств федеральной власти.
Защищенность национального достояния, национальных интересов, национальных цен-ностей и образа жизни от угроз, исходящих из внешней среды, способность государства противостоять давлению зарубежных сил.
В. б. г. может быть нарушена как военным путем, так и иными способами, например незаконным ввозом и вывозом через границу сырья, ресурсов, продукции, валюты, художественных и других ценностей, проведением промышленного и другого шпионажа, духовной экспансией, распространением подрывной информации и т. д. Основные внешние угрозы Российской Федерации порождают следующие факторы: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации. Проявлением и одновременно условием обеспечения В. б. г. являются суверенитет, целостность и неприкосновенность территории государства, ее оборона, экономическая самостоятельность и др. Рассматривая защиту интересов личности, общества и государства как высший приоритет внешнеполитического курса России, Концепция внешней политики РФ в качестве одной из главных целей международной деятельности провозглашает обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы.
В. б. России основывается на признании приоритетности принципа международной коллективной безопасности и обеспечивается активной внешнеполитической и иной деятельностью, в том числе и военной по отстаиванию и при необходимости защите национальных интересов на международной арене. Защита от внешних опасностей достигается совокупным потенциалом страны, но в зависимости от характера и направленности угроз преимущество отдается тем мерам и средствам, которые им адекватны.
18. Система обеспечения национальной безопасности — это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.
Под механизмом обеспечения национальной безопасности понимается единство организационно оформленных государством специальных органов, которые решают задачи обеспечения безопасности страны и в этих целях осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности.
Отсюда система обеспечения национальной безопасности включает в себядве взаимодействующие подсистемы:государственную СОНБ и общественную СОНБ.
Государственная СОНБ — совокупность госорганов:
§ защищающих личность, общество и государство от внутренних и внешних противников;
§ обеспечивающих требующиеся условия для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей.
Общественная СОНБ — это общественные структуры различного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции:
§ предупреждение о возникновении источников социальной опасности и назревании кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий; борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией; развитие гражданского самосознания; реализация общественного контроля за деятельностью органов власти и исполнением их решений.
§ отстаивание прав и свобод граждан и интересов общества:
§ формирование общественного мнения и воздействие на него:
§ привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия.
Основные функции системы обеспечения национальной безопасности:
§ выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению;
§ поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности:
§ управление силами и средствами обеспечения безопасности;
§ осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций.
Основу системы обеспечения национальной безопасности составляютсилы и средства обеспечения национальной безопасности1. Силы обеспечения безопасности — это вооруженные силы страны, спецслужбы, силы поддержания правопорядка. Что касаетсясредств, то национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении средствами: дипломатическими, военными, экономическими, информационными и т.д.
В целом система обеспечения национальной безопасности включает три основных направления деятельности:
§ обеспечение обороноспособности страны (военная организация государства);
§ обеспечение государственной безопасности — противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (обеспечивается спецслужбами);
§ обеспечение общественной безопасности (правоохранительные органы, общественные организации).
Таким образом, национальная безопасность — это система взаимодействующих элементов — государства и граждан, создающих систему обеспечения безопасности для противодействия угрозам, которые повышают риски при достижении национальных целей, препятствуя таким образом удовлетворению национальных интересов.
23. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.
Наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед.
В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:
- органы местного самоуправления;
- негосударственный (частный) нотариат;
- адвокатура;
- негосударственные охранные службы и детективные агентства;
- общественные объединения и отдельные граждане.
Общественные объединения граждан в зависимости от организационно-правовых форм их создания можно разделить на следующие виды:
- общественные организации (функционируют на основе членства и совместной деятельности для защиты общих интересов объединившихся граждан);
- общественные движения (состоят из участников без членства и преследуют социальные, политические и иные общественно-полезные цели);
- общественные фонды (не имеющие членства общественные объединения, цель которых заключается в накоплении имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно-полезные цели);
- общественные учреждения (не имеют членства, ставят своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям);
- органы общественной самодеятельности (не имеют членства; целью ставят совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы);
- союзы и ассоциации (создаются на основе учредительных договоров группами вышеуказанных общественных объединений).
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные, местные.
Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления; вносить предложения по улучшению работы органов государственной власти и т.д.
Старейшей формой общественного объединения граждан являются профсоюзы. Статус профсоюзных организаций определяется Законом Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 1996 г. Закон определяет, что профсоюзы представляют собой добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социальных прав и интересов.
Однако уже сегодня можно выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:
- методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;
- проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;
- борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;
- обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;
- непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;
- предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;
- разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;
- участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;
- страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;
- формирование общественного мнения граждан, способ-ствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;
- развитие творчества, инициативы, подвижничества, чувства патриотизма у граждан;
- популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;
- вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;
- участие в реализации международных программ безопасности;
- выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам.
24. общественные структуры имеют свою специфику в каждой сфере жизнедеятельности. Они возникают в различных юридических организационных формах — организаций, фондов, ассоциаций, союзов, научно-исследовательских и информационных центров, акционерных обществ, консорциумов, товариществ с ограниченной ответственностью, школ, клубов, служб, групп и отделов, добровольных обществ, органов общественного самоуправления и т.д.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность перечисленных выше и других негосударственных структур, действующих в различных сферах жизнедеятельности общества и имеющих свои задачи. Возникновение многочисленных общественных структур происходит, как правило, стихийно и является реакцией граждан на реальное или вероятное возникновение угроз жизненно важным и просто важным интересам личности, социальной группы, общности и общества в целом. Тем самым общество осознанно включает дополнительные механизмы обеспечения национальной безопасност
Однако уже сегодня выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:
— методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;
— проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;
— борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;
— обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;
— непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;
— предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;
— разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;
— участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;
— страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;
— формирование общественного мнения граждан, способствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;
— развитие творчества, инициативы, сподвижничества, чувства патриотизма у граждан;
— популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;
— вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;
— участие в реализации международных программ безопасности;
ля устранения многих имеющихся сложностей в отношениях двух систем необходимо сделать их взаимодействие добровольным и взаимовыгодным. Цель такого сотрудничества должна заключаться в том, чтобы государственная и негосударственная системы функционировали как союзники, дополняя усилия друг друга в деятельности по обеспечению национальной безопасности страны.
Необходимо осознать, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации — это дело не только государства, но и всего общества и каждого гражданина в отдельности. Только при выполнении этого условия возможно успешно решить весь сложнейший комплекс проблем по обеспечению национальной безопасности России в XXI в.
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» — базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработанный и принятый в 2009 году как основа для взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений Российской Федерации в области защиты национальных интересов и обеспечения безопасности личности, общества и государства[1]. Был утверждён Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537[2], сменив утратившую силу «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации»[3].
В «Стратегии национальной безопасности» было представлено официальное видение стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определявших на тот период состояние национальной безопасности России и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» рассматривалась как документ, находящийся во взаимосвязи с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (обновленного её варианта «Стратегия 2020»). Основная задача «Стратегии» состояла в формировании и поддержании внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов России.
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» 2009 года состояла из 6 разделов и 112 статей:
I. Общие положения.
II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.
III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
IV. Обеспечение национальной безопасности:
1. Национальная оборона.
2. Государственная и общественная безопасность.
3. Повышение качества жизни российских граждан.
4. Экономический рост.
5. Наука, технологии и образование.
6. Здравоохранение.
7. Культура.
8. Экология живых систем и рациональное природопользование.
9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.
VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.
«Стратегия национальной безопасности» 2009 года имела ряд преимуществ перед «Концепцией национальной безопасности», которую она сменила.
Во-первых, в «Концепции» формулировалось лишь направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточнялся порядок выявления угроз. В «Стратегии» же в первую очередь определялись стратегические национальные приоритеты, формировался механизм реализации совместных усилий государства и общества и давалась оценка их результативности[6]. В результате, главным отличием «Стратегии» стало то, что в ней были сформулированы критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации.
Во-вторых, в «Стратегии» была определена цель политики России — возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета.
Во-третьих, «Концепция» не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, чёткое распределение деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязь жизненно важных интересов личности, общества и государства, отсутствовал анализ роли и места России в современном мире[6]. Непроработанность Концепции придавала ей декларативный характер и препятствовала эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности.
В-четвертых, в «Стратегии» признавалось использование Россией её энергетических ресурсов в качестве орудия политического влияния и допускалось возникновение военных конфликтов у её границ, при этом отмечалась незавершённость оформления государственной границы. Документ объединил внешнюю политику, политику в области безопасности и военную политику с вопросами внутреннего развития — это подтверждалось положением о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
В-пятых, особенностью «Стратегии» является её выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования.
Правовое обеспечение НБ
К сожалению, нормативно закрепленного опре- деления национальной безопасности на уровне федерального закона пока не имеется.
нести отношения, обеспечивающие: • конституционные права и свободы, качество и уровень жизни граждан; • суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации; • оборону страны; • безопасность государства. Соответственно, обеспечение национальной без- опасности представляет собой систематическую де- ятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан, направленную на защиту личности, общества и государства от вну- тренних и внешних угроз. Таким образом, с нашей точки зрения, в ка- честве предмета правового обеспечения следует признать отношения в сфере национальной без- опасности, выражающие состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое раз- витие Российской Федерации, оборону и безопас- ность государства.
Под объектом правового регулирования в юриди- ческой литературе обычно понимается та сфера обще- ственной жизни, область социального пространства, в которой действует право.
Стратегия НБ
http://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=28053
Профилактика
Предупреждение
Устранение – ликвидация
Минимизация
Причина всех проблем – отсутствие национально-ориентированной ЭЛИТЫ!
Система обеспечения национальной безопасности — это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.
Отсюда система обеспечения национальной безопасности включает в себядве взаимодействующие подсистемы:государственную СОНБ и общественную СОНБ.
Государственная СОНБ — совокупность госорганов: