Г. Кельзен о государстве и праве.
Ганс Кельзен «Основные проблемы государственно-правовой науки, развитые с точки зрения учения о принципе права» (постулаты чистого учения о праве).
«Чистое учение о праве» (нормативизм превращается в стройную концепцию и обретает полемическую направленность по отношению к прошлым и современным доктринам).
«Право Объединенных Наций» (проблема соотношения международного и национального права).
«Коммунистическая теория права» (идейная борьба с последователями марксизма).
Происхождение государства. (-).
Характеристика государства (определение государства).
Государство- единство внутреннего смысла всех правовых положений (персонификация правового порядка; урегулированная, упорядоченная, нормативная система принуждения).
Теорию государства сводит к государственному праву (отрицает дуализм публичного и частного права).
Государство - высшее понятие в смысле нормативного господства (не является предметом социологического изучения; его истинную сущность составляют нормативный смысл государства и заключенная в нем собственная закономерность).
Соотношение между национальным правом отдельных государств и международным правом (двоякое решение - подчинение национального права международному или признание основой международного права принципов одной системы национального права; позднее приходит к выводу - чтобы не отказаться от принципа юридического равенства государств, необходимо признать единственно возможным первенство международного права и рассматривать его в качестве исходных норм всякого национального права).
Коллизии между международным правом и внутригосударственным(рассматриваются как конфликт между высшей и низшей нормами.
Государство - орган международно-правовой общности.
Суверенитет- независимость одной правовой системы от другой.
Критикует марксистское понимание сущности государства (содержание государственного принудительного порядка влияет на подчинение одной группы другой, переход от одной формы производства к другой).
Аппарат принуждения - основное социально-техническое средство для различных целей (может также служить охране общей собственности на средства производства).
Формы государства (идеальное государство). (-).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Правоведение должно освободиться от идеологии и увлечения другими науками, перестать заимствовать у них ложные для юриспруденции методы и обратиться к формально-догматическому подходу, изучая объективное, а не субъективное право (последнее вторично по отношению к первому).
Использование позитивистской методологии позволило ему создать основы чистого учения о праве как теории позитивного права, отличной и от социологической теории права, и от учения о естественном праве, переводящего в этическую область.
Позитивизм в неокантианском варианте (противопоставляет науки о сущем (исходя из закона причинности, связывают явления как причину и следствие - науки о природе, социология, история, психология, этнология) и о должном (исследуют нормативный порядок человеческих отношений, который принадлежит сфере должного - этика, юриспруденция)).
Абсолютизация формально-логического подхода вела к изоляции юриспруденции от политики, других социальных наук (позволяла частично решить проблему деидеологизации, превращая правоведение в надклассовую и надпартийную дисциплину).
Право - совокупность норм, находящих подтверждение в самих себе (исходный пункт - только юридические нормы, только объективное право).
Совокупность всех норм образует систему права в виде их единства на базе координации и субординации, подчинения низшей нормы высшей (иерархия различных норм образует правопорядок, юридическим основанием которого провозглашается основная норма (занимает высшую ступень)).
Основная норма - априорное гипотетическое понятие, родственная категорическому императиву Канта (ее существенное отличие от него состоит в отсутствии какой-либо определенности) (рассматривается как правовая база конституции, которая определяет полномочия государственных органов, процедуру законодательства и содержание будущих законов).
Общие нормы (устанавливаются законодателем или вытекают из обычая; образуют следующий, нижестоящий по отношению к конституции, уровень иерархии права; подлежат применению судами и административными властями) (функция - должны определить орган, который может их применить, и процедуру их применения, а также определить содержание правоприменительного акта).
Индивидуальные нормы (нижняя ступень; судебные решения и распоряжения администрации по конкретным делам).
Общие нормы отождествляет с применением права (создание правовой нормы - применение высшей нормы, регулирующей ее создание, а применение высшей нормы - создание низшей нормы, определенное высшей нормой).
Ступенчатость права преследует цель представить любую норму права и любое распоряжение государственного органа или должностного лица как вывод из конституции и даже из постулируемой основной нормы (право проистекает только из права).
Чистая и ступенчатая концепция устраняет традиционный правовой дуализм (понятие субъекта права интерпретируется как персонификация комплекса юридических норм; обязанность и субъективное право (в техническом смысле) сводятся лишь к норме, которая связывает санкцию с определенным человеческим поведением и ставит ее исполнение в зависимость от соответствующего иска) (преодолевается волюнтаризм в праве, его толкование с точки зрения одной из сторон).