Л.Дюги о закономерностях политического властвования
1) О силе как основе политической власти. Индивиды, более сильные, чем остальные, хотят и могут сделать свою волю обязательной для других. Более" сильные подчиняют своей воле более слабых. Правящими всегда были, есть и будут наиболее сильные фактически. Сильные "объявляли себя как бы делегатами на земле некой сверхъестественной власти. Сила правящих эта увеличивается благодаря добровольному принятию управляемыми власти правящих.
2) Об участии народа в управлении государством. для охраны от произвола со стороны правящих лиц надо привлечь как можно большее число индивидов к осуществлению государственной власти или к контролю над нею.
3). О системах республиканского правления. возможно несколько вариантов организации верховной власти в республике. когда индивид или индивиды, исполняющие функции республиканского правительства, представляют собой только агентов или служащих парламента и не могут ни созвать, ни распустить этот орган. Парламент имеет возможность в любой момент уволить этих лиц. В стране лучшими средствами являются создание из правительства представительного органа и противопоставление правительства и парламента , один другого ограничивающих. Парламент и правительство по необходимости в различной форме участвуют в функциях государства. Парламенту и правительству присуща определенная мера участия в законодательной власти и исполнительной . При выражении парламентом порицания политике кабинета последний "должен удалиться, если только он, найдя одобрение у главы государства.
4). О режимах государственного регулирования человеческой деятельности. Существуют два таких режима - правовой и полицейский. Правовой режим предполагает, что физическая, умственная, моральная и религиозная деятельность может свободно проявляться без какого-либо предварительного ограничения. При полицейском режиме закон дает публичной власти особые полномочия, которые называются полицейскими. Они позволяют государственным органам выступить раньше, чем какое-нибудь правонарушение совершено. В гос-ве должен быть правовой режим, но в виде искл. присутствует и режим полицейский. Законодатель должен установить полицейский режим, когда правовой режим оказывается бессильным возместить социальный или индивидуальный ущерб. Административная власть всегда должна выступать в полицейской сфере лишь в случаях и при условиях, определенных законом.
5) Об обязательных условиях охраны индивидуальной свободы в государстве. Для того, чтобы индивидуальная свобода была признана и защищена законом", требуется: 1) Необходимо, чтобы индивид мог быть арестован и подвергнут заключению лишь в случаях, указанных законом.2) Нужно, чтобы арест и заключение индивида могли произойти лишь по приказу чиновников, представляющих особые гарантии независимости. Их представляют лишь судебные должностные лица. 3) Следует обеспечить, чтобы чиновники, допускающие, приказывающие или утверждающие незаконные аресты, подвергались ответственности.
6) О светском символе веры. Нужно, чтобы свобода верить была настолько же полной, как и свобода не верить.
7) О всеобщем и равном избирательном праве. чтобы соблюдать принцип равенства, нужно было бы каждому дать равное участие в политической власти сообразно его способностям. 8) Об обязательном труде граждан государства. Недопустимо, чтобы член общественного целого ничего не делал, и недопустимо, чтобы государство не обязало его делать что-либо.
9) О справедливости налогообложения. Налог не должен более тяжело давить на один класс граждан, чем на другой. Законно, чтобы люди несли повинности сообразно своим средствам".
10) О собственности в государстве. Право собственности не принадлежит к числу священных и неприкосновенных прав, но является правом беспрерывно меняющимся, которое должно согласовываться с социальными потребностями. Собственник должен выполнять определенную полезную общественную роль. Объем принадлежащего ему права собственности следует определять законодательством и применяющей его судебной практикой соответственно этой роли. Вот почему государству нужно охранять имущество собственника лишь в той степени, в какой последний использует свое достояние на благо общества. сопротивлении граждан государственной власти. Различаются три вида подобного сопротивления - пассивное, оборонительное и наступательное. Пассивное состоит в невыполнении" несправедливого закона, пока нет