Б.Н. Чичерин о государственной организации и правовом регулировании.
Его произведения: «Курс госу-венной науки» и «Философия права». 1) о познаниях, которыми должен обладать законодатель. Законодателю не возможно довольствоваться лишь указаниями жизненной практики, которая полна разнообразных элементов. Надо руководствоваться общими началами, которые можно выявить выявив все отдельные науки, касающихся человеческих обществ, и найти в них общее и достоверное. Эти общие начала будут стоять на прочном основании всесторонне исследованных и логически связанных фактических данных. 2)о предмете философии права. «Правоведение – наука развивается в подробностях законодательства в приложении к жизненным отношениям, но и сводит к общим началам разнообразие постановлений. Положительное право развивается под влиянием теоретических норм, которые не имеют принудительного значения, но служат руководящим началом для законодателей и юристов. Отсюда рождается понятие о праве естественном в противоположность положительному. Это – не действующий, а потому принудительный закон, а система общих юр-х норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства. Она и составляет содержание философии права». 3)о понятии гос-ва. Если понятие гос-во рассматривать как система мест и лиц, стоящих над гос-вом. Гос-во с одной стороны – соединяющиеся лица, с другой система учреждений, которые служат ему органами. Гос-во – есть союз народа, связанного законом в одно юр-е целое, управляемое верховною властью. Существенный признак гос-ва, отличающих его от других союзов, все они подчиняются гос-ву, а оно владычествует над ними. 4) о невозможности договорного происхождения гос-ва. Нет сомнения что люди на новом месте не связанные никакими учреждениями поселиться и соединиться в политическое тело, установив тем самым гос-венное устройство. Вопрос в том насколько это можно назвать договором. Договор- составляет лица свободные и самостоятельные, они связываются (люди) взаимными правами и обязанностями. То эти установления не суть договорные, это не отношения устанавливаемые самостоятельных воль, а единение воль, подчиняющее отдельные лица целому. Поэтому сам акт подобный не договорной, а постановление соединенных воль, которые, образуя единое самостоятельное целое, составляют народ, облеченный верховною властью. 5) об условиях, необходимых для утверждения в обществе гос-венной власти. Условия бывают частично юридическим, а частично фактическими. Фактические - у кого больше силы, тот и становится во главе гос-ва. Но всё таки власть должна быть законной, а не только фактической. Власть может сделаться законною или по воле граждан, или по требованию общего блага. Воля граждан там где нет другой власти. Если фактическая власть успела утвердить законный порядок в гос-ве и прочным образом установить повиновение, то тем самым она доказала свое соответствие гос-венной пользе. Изданный ею закон получает силу во имя общего блага. 6) о неограниченности гос-венной власти и ее нравственной силе. Нравственная сила гос-ной власти состоит в том, что «последнюю добровольно признают и охотно ей подчиняются. Эта нравственная связь, соединяющая правителей и подчиненных, составляет самую крепкую и надежную опору власти. О неограниченности- власть не должна ограничивать естественных прав людей. 7) о социальной структуре политически организованного общества и вытекающим из нее требовании к форме правления. Когда невежественной толпе говорят, что она была ничем, а будет всем, то это может привести к разрухе существующего режима, эта самая опасность. Наличие гос-венной власти у тех или иных лиц зависит от реальных условий гос-венной жизни. Либеральные профессии- умственная аристократия, главные двигатели прогресса. По идее управление гос-вом должно принадлежать народу- т.е. демократия, но это отнюдь не последняя форма развития человеческого общества. 8) о политическом идеале. Идея гармонического соглашения элементов всегда лежит посредине между анархизмом и социализмом (крайности). И тут один элемент может преобладать над другими; в этом выражаются исторические особенности народов. Но чем более тот или иной элемент подавляется, тем более общественный быт удаляется от идеальных начал и тем более восстановление или водворение недостающего составляет существенную потребность развивающегося общества. 9)о классификации форм правления на правильные и извращенные. Говоря об этой классификации он ссылается на труды таких известных философов как: аристотель, монтескье, шталь. Исследуя их труды, он приходит к выводам, «все что можно сказать, это то, что чем менее монарх действует путем закона и чем менее уважаются права граждан, тем более правление приближается к деспотии». Он также считает, что деспотия представляет собой «только извращение неограниченной или чистой монархии; в обеих субъект верховной власти один и тот же». Вот почему деспотию нельзя признать за образ правления» отличный от монархии. Если под деспотией понимать- злоупотребление властью, то она может быть и в демократических гос-вах. В демократических республиках деспотизм большинства или господствующей партии, и это страшнее всякого монархического гнета. 10) о парламентском правлении. Парламентское правление – партии борющиеся, сменяют друг друга, реализуя различные цели и задачи гос-ва. Парламентское правление не ограждает подданных от беззаконий. Оно отдает правительственную власть в руки господствующей партии. Чтобы гос-ва не выходило за пределы закона, существует судебная власть. Которое осуждает правительство за беззаконие и права граждан в случае их ущемления со стороны правительства или другого лица. 11) о централизации и местом самоуправлении в госу-ве. Все его рассуждения по этому вопросу сводятся к следующим пунктам: относительно централизации и местного самоуправления, оно сводится к распределению определенных дел между органами местного самоуправления и цетральными (правительственные органы). Централизация проявляется в гос-ве в передаче местных дел на решение в утверждение центральной власти. Она включает: а) назначение центром местных властей и утверждение им выборных должностных лиц б)надзор из центра, за местными властями посредством, отчетов, ревизий, и т.п. в)направление деятельности местной власти из центра посредством, постановлений, инструкций и предписаний. Централизация может выступать как гарантия гражданам их прав от произвола местных властей «нет ничего выносимее местного деспота, на которого нет суда». 12)о пределах повиновения граждан гос-венной власти. Граждане должны повиноваться гос-ву, но лишь когда оно действует в соответствии с законом. Если нет соответствующего закона, и власть требующая повиновения, может действовать в уверенности, что она соблюдает правовые нормы.