Д.С.Милль о формах правления
Д.С.Милль – английский обществовед, классик полит. науки. Теоретические положения:
1)Форма правления должна определяться правящими здесь соц.силами при учете обстоятельств: а)«если народ возмущается казнью, но не негодует на убийство, - то этому народу необходимо правит-во с более широкими полномочиями; б)«различные материальные трудности служат непреодолимой преградой к установлению известных форм правления»; в)В гос-ве «большинство часто подчинено меньшинству», несмотря на то, что на стороне первого «может быть перевес и богатство, и интеллекта»; г)«отличительна черта людей, рожденных рабами, - выполнение только того, что им приказывают, и только тогда, когда приказывают», поэтому для обеспечения быстрого соц.прогресса «народа рабов нужен патриархальный деспотизм или аристократия, вроде сен-симоновского социализма».
2)При представительной форме – допускается гласность и свобода слова всему народу сразу, «полная свобода критики всякого чиновника, всякого действия» чиновника и всякой правительственной меры.
При деспотической форме – некоторые классы лишены возможностей влиять на принятие политических решений, «их интересы лишены обеспечения, данного интересам других.
3)Высшее достоинство» формы правления «заключается в развитии» её учреждениями народа в умственном, нравственном, волевом и практическом отношениях.
4)О представительной форме правления как наилучшей. Если нет безусловной необходимости введения либо представительного, либо деспотического правления, то в гос-ве следует установить именно представительное правление. Т.к человеч.интересы обеспечиваются лучше тогда, когда человек сам заботится о них; представит.правление процветает, если недовольные им люди стремятся его изменить. « прогресс- результат деят-сти недовольных». Предст. правление укрепляет нравственность граждан. Предст. форма правления является средством произвести с помощью умственного развития и честности, нравственных качеств лучших и умнейших людей, непосредственное давление на правительство.
5)Основополагающий принцип предст.правления – то, что «единственная цель, оправдывающая вмешательство отдельных лиц или общ-ва в свободу действий любого человека, есть самозащита», принуждение «может быть справедливо применено» по отношению к человеку только ради «предотвращения вреда для других людей».
6)Обязанность представительного собрания заключается в наблюдении за тем, чтобы люди, решающие указанные вопросы, были наиболее для этого пригодными. В зак.деят-сти, собрание должно выбрать, кому именно предоставить роль подготовки законопроекта. Когда же он будет выработан, собранию следует либо санкционировать его, либо отвергнуть. Обязанность представительного собрания составляют «разговоры и прения».
7)(недостаток интеллектуальных качеств у народных представителей и невежество), - Бороться с указанной опасностью нужно путем развития интеллектуальных и моральных способностей народных масс.
47. Политическое учение Иеринга (реалистическая школа)
Иеринг (1818-1892). Создатель теории, которую назвал реалистической.
Право – результат борьбы, оно возникает в борьбе, развивается и осуществляется в борьбе. И. определяет право в различных аспектах. Право –совокупность действующих в государстве принудительных норм. Право – совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых государственным принуждением. Право – защищаемый государственный интерес индивида. В такой трактовке И. усматривает реалистический подход к праву.
Создатель реалистической теории. Право – результат борьбы, оно возникает в борьбе, развивается и осуществляется в борьбе. Иеринг определяет право в различных аспектах. Право – совок-ть действующих в государстве принудит норм. Право – совок-ть жизненных условий общ-ва, обеспечиваемых гос принуждением. Право – защищаемый гос интерес индивида. В такой трактовке И. усматривает реалистический подход к праву. Нет разграничения права и закона. Он ратует за независимость и несменяемость судей, за их отв-ть только перед законом. Он – за твердую дисциплину и законность в общ-ве, за строгий и стабильный порядок в нем, поскольку только при этих посылках возможно цивилизован общ-полит устройство, нормальное правовое общение, справедливость. Законом гос власть сама себе связывает руки, сама ограничивает свободу собств действий. Иеринг полагает, что забота о самосохранении вынуждает власть подчиняться праву. Он скептически относится к идее правового гос-ва. Там, где обстоят-ва заставляют гос власть делать выбор между общ-вом и правом, «она не только уполномочена, но и обязана пожертвовать правом и спасти общ-во».
1)Право – результат борьбы, оно возникает, развивается и осуществляется в борьбе.
2)И. определяет право в различных аспектах. *Право –совокупность действующих в гос-ве принудительных норм. *Право – совокупность жизненных условий общ-ва, обеспечиваемых гос-енным принуждением.*Право – защищаемый -енный интерес индивида. В такой трактовке И. усматривает реалистический подход к праву.
3) о гос.власти и анархии(наихудшая, люди выберут любого, кто против)
4) о главенстве гос.органов перед др: только гос.органы могут применять физ.принуждение.
5) о соблюдении законов: граждане- потому что боятся кары прав-ва.
6) о гос.службе: принадлежность к гос-ву дает большой почет. Иногда гос-во засталяет нести гос.слубжу( армия, работы и т.п.)
7) о невозможности единой прав.системы(=Милль), пример: врач и одно и то же лекарство.
Политические идеи Спенсера