Г. Гегель о государстве и праве.
Написал «Конституция германии», «Философия духа», «Феноменология духа», «Философия права» и т.д. Философия права учение, в котором наиболее подробным образом изложено учение Гегеля о государстве и праве. Основная задача философии права- научное познание государства и права, а не указания на то, какими они должны быть. Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права, как царства реализованной свободы. Свобода- субстанция и основное определение воли. Понятие права употребляется в следующих значениях: а) право как свобода б) право как определенная ступень и форма свободы в)право как закон. А – свобода и право выражают единый смысл, отношение свободы и права опосредуются через диалектику свободной воли. Б – система права представляет собой иерархию особых прав. На вершине иерархии особых прав стоит право гос-ва. В- право как закон (позитивное право) является одним из особых прав. Превращение права в себе в закон путем законодательствования придаёт праву форму всеобщности и форменной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не всё, данное в форме закона, есть право, т.к. лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Закон- это конкретная форма выражения права. В законах отражается национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни.
3 три главные формы образования свободной воли, 3 основные ступени развития права: 1-е абстрактное право- первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это – право абстрактно свободной личности. В основе этого права лежит свобода отдельного человека. Личность подразумевает правоспособность. Свобода личности находит свою реализацию в праве частной собственности, люди равны как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственности. Преступление- это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии- поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание приводит к морали. 2-е мораль и абстрактное право являются двумя одностронними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в направленности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и гос-ва. В структуре гражданского общества выделяют три сословия: субстанциональное (земледельцы –дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, ремесленники и торговцы), всеобщее сословие, т.е. чиновники. Общество и гос-во соотносятся как рассудок и разум: общество – это внешнее гос-во, гос-во нужды и рассудка, а подлинное гос-во- разумно. Гос-во представляет собой идею разума, свободы и права, т.к. идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Хотя Гегель и признает возможность плохого государства, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящие из идеи государства, т.е. действительного разумного государства. Гегелевская идея гос-ва по которой оно будучи наиболее конкретным правом предстает как правовое гос-во. Свобода означает достигнутость правового гос-ва. Гегелевская идея гос-ва применительна лишь к разв-ым европейским гос-м. Гос-во д.б. конституционно оформленно. Гос-во- живой организм. Государство как идея свободы, как высшее право, как правовое образование, как конституционная монархия – являются взаимосвязанными сторонами единой идеи гос-ва. Концепция правового гос-ва представляет собой синтез полисного правления Античности с доктриной господства права. Идея гос-ва проявляется: 1-е как непосредственная действительность в виде индивидуального гос-ва (гос-венной строй, внутр. Гос. Право). 2-е в отношениях между гос-вами как внешнее гос-венное право 3-е во всемирной истории. Гос-во – есть индивидуальное гос-во, как действительность конкретной свободы. Такое гос-во в своем развитом виде представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей. Этими властями являются: власть государя, правительственная власть и законодательная. Гегель выступает за единство различных властей, которые должны объединиться в одно целое, т.е. являться его составными частями, а не враждовать между собой, противодействовать друг другу. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Судебную власть Гегель относит к правительственной, последнюю он определяет как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщие, задача ее выполнение решений монарха поддержание существующих законов и учреждений. Основную часть среднего сословия, которому присущи интеллект и правовое сознание, составляют члены правительства и гос. чиновники. Для борьбы против произвола и господства чиновников (бюррократии), Гегель указывает на контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу. Законодательная власть – это власть определять и устанавливать всеобщее. ЗС является двухпалатным: верхняя палата – формируется по принципу наследственности, состоит из владельцев майоратного имения; а нижняя- палата депутатов- выборами от остальной части гражданского общества, депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам, а не путем индивидуального голосования. В палатах собрания разрешен принцип публичности прений, свободы печати и публичных сообщений. Высший момент идеи гос-ва – идеальность суверенитета. Международное право- это долженствование общепринятых принципов во всем мире. Учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико –прававой мысли.