Политическое учение Фомы Аквинского.

В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в госу­дарстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребнос­ти не может. По этой естественной причине и возникает поли­тическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Цель государственности — «общее благо», обеспечение усло­вий для достойной, разумной жизни. Реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облечен­ных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сосло­вию — правителям, олицетворяющим собою государство. Стремясь доказать превосходство духов­ной власти над светской, Аквинат ввел различение трех следу­ющих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущно­сти, 2) формы (происхождения), 3) использования. Сущность власти — это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху чело­веческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Не исключает Аквинат и ситуаций, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею. Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда, когда правитель либо приходит к кормилу власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо. Правитель, который властвует вопреки законам бога и основоположениям морали, который превышает свою компетенцию - тот превращается в тирана, поэтому народ может восстать и свергнуть его. Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которуюоцени­вал как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам. Во-первых, ввидуеесходства с мирозданием вообще, устроенным и руководимым одним богом, а также из-за ее подобия человеческому организ­му, разнообразные части которого объединяются и направляют­ся одним разумом. Во-вторых, вследствие показаний историче­ского опыта, демонстрирующего (как был убеждентеолог)устойчивость и преуспеяние тех государств, где властвовал, один, а не множество. Причем он выделял две разновидности монархичес­кого устройства — абсолютную монархию и монархию полити­ческую. В сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом несомненных преимуществ. В ней весомую роль играют крупные феодалы (светские и духовные, «князья церк­ви»). Власть государей тут зависит от закона и не выходитза егорамки. Он разработал особую теорию закона - все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный за­кон — универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему. Естественный закон отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естес­твенный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение — силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избе­гать зла и достигать добродетели. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми, образует «право народов». Специ­фическое в них интегрируется в «право граждан» каждого отдельного государства. Фома Аквинский отрицал значение человеческого (позитивного) закона именно как закона. Наконец, еще один вид закона — божественный. Он необходим по двум причинам.Во-первых, человечес­кий (позитивный)закон не способен полностью истребитьзло.Во-вторых,из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его и призвано такое авторитетнейшее в глазах христиан руководство, как Библия. Аквинат построил и концепцию права - сфера правды, справедливос­ти. Он считал справедливостью постоянное стремление воздавать каждому свое. Правовым чело­веческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. В 1323 г. его причисляют к лику святых, а в 1879 г. схоластическая система Фомы объявляется папой Львом XIII «единственно истинной философией католицизма».



Наши рекомендации