Критерии оценки политико-правовых доктрин
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ДОКТРИН
Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное — не-истинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии
Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой, прогностическая функция которой очень сомнительна. Политико-правовые докторины выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе(методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы),присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву
Закономерности политической организации общества в произведениях Гомера.
В поэмах «Илиада» и «Одиссея» , приписываемых древнегреческому поэту VIIIв. до н.э. Гомеру, сформулирован ряд закономерностей полит-й организации общества. Их характеристика дана самими героями поэм. Особенно выразительные высказывания гомеровских персонажей об основных этих закономерностях:
1)сосредоточение сил каждого члена полит-й организации общества на том виде человеческой деятельности, к которому он больше всего способен. Так в «Иллиаде» Полидамас обращается к Гектору, пытавшемуся достичь совершенства в ряде сфер общественной жизни: «смысл- бог одарил каждого своим предназначением и т.т.».
2) взаимообразный характер отношений между людьми (Ахил завоевал город в награду от своих ахейцов девушка, царь Агемемнон забрал - гнев жесток, но Агемемнон в ответ дал много богатств, чтобы тот простил)
3) те кто, больше получают от полит-й организации общества, должны больше и давать ей. В этом, в частности, убежден троянский герой Сарпедон.
4) Критерий оценки качества полит-го руководства - степень удовлетворения потребностей людей в полит-й организации общества.
5. Древнегреческий поэт VII в. до н. э. Гесиод о качествах образцового политического руководителя и правилах примерной жизни в государстве.
В поэме «Теогония» Гесиод характеризует наилучшего полит-го руководителя. 1-е, это хороший оратор 2-е Образцовый полит-й руководитель умеет примирить людей. 3-е в состоянии обеспечить законность и справедливость и мир. Правила примерной жизни в политически организованном обществе изложены Гесиодом в поэме «Труды и дни».
Основные из этих норм автор поэмы сформулировал так:
1)Будь справедлив, правдив, не лги, не советуй плохого, не замышляй на другого зла
2) усердно работай
3) давай только дающим
4)знай меру во всём
5) соблюдай порядок и точность, беспорядок- вред.
Иммануил Кант
В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права;
Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Он был влюблён в Руссо (J). Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права). Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек принадлежит эти 2-м мирам и человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, Ю этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен Ю поведение непредсказуемо Ю мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства, должного. Т.к. нет закономерностей в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления – такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив лежит в основе учения Канта о государстве и праве. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах:
1. действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом Ю протест против сословного неравенства в Германии;
2. действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели;
3. действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом Ю выражает свою приверженность идее народного суверенитета. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы) .
Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон».
Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (признание собственности по закону в лице судьи; основная её задача – защита собственности).
Источник установления законов – ограниченный круг людей. Исполнительная власть всецело подчиняется суверенному правителю. Она назначается магистратами, распоряжается через декреты (распорядительные акты, подчинённые закону).
Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода Ю антагонизм (т.е. различные
Заметки федералиста»
«Заметки федералиста» агитировавшие народ за принятие конституции. Аргументация – принятие концепции естественных прав, защита свободы, предпринимательства, коммерческого духа, возможности защиты меньшинства от произвола большинства. «Кто владеет страной, тот ей и правит»,-основной постулат федералистов.
Признавалось, что люди изначально поделены на социальные группы. Критерий деления – собственность, неделимая и неотчуждаемая без воли собственника. Федералист отделил общество от мнения народа, то есть общество не всегда выражает мнение народа; мнение народа – абстракция, квинтэссенция естественных прав, оторванная от реальности. На первом месте богатство, меньшинство всегда могло заблокировать мнение бедного большинства.
38. Основы полит. теории И. Бентама.
Б. Относился к либералам, разделял концепцию невидимой руки. Создал сист. Полит. взглядов. Ряд положений этой сист-ы: 1). Говоря о соотношении инт-ов личных с общегос. Отмечал, что гос-во есть некое фиктивное тело, а его инт-сы-это абстрактное выражение, в то вр. как личный инт-с это действительно существующий инт-с. Гос-во сост. из индивидуумов. Часто ущемление инт-ов отдельных лиц болезненно для них и мало ощутимо для остальных. Нужно принимать во внимание инт-сы всех, а не отдельно взятых личностей. Если нарушаем инт-сы 1-го можно нарушить и инт-сы др- это практика. 2). Поведение чел-ка: акты направленные на себя и направленные на др. Для каждого хар-но свое пр. регулирование. Для 1-ого оно должно существенно сдержанное (частная жизнь), для 2-ого- когда индивид причиняет вред др. гражданам. Сист. Гос. органов должна защитить каждого. 3). Цель законодателя – счастье общ-ва. Есть еще 4 второстепенных цели: безопасность, ср-ва к существованию (суть самой гос. вл), довольство и равенство ( это украшение гос. вл.). Гл. цель (по Бентаму)-безопасность. Если гарантированна безопасность личности и им-ва, то идет стихийные непрерывные процесс к равенству ( не только перед законом, но и при распределении матер. и дух. ценностей). Также законодателю следует обеспечить соот-ие законов ожидание народа от закон-ва. Ряд условий: нужно чтобы законы предшествовал ожиданиям; должны быть известны адресату. З.- должны быть писаны и простой язык изложения, соот-ть естественным ожиданиям, последовательно изло жены: последовательность основана на пользе для граждан, должен казаться обязательным для исполнения, необходимо буквальное пони мание норм права. 4)Собственность человека чвл. Созданное законом обладание внешним объектом. Пр. соб-ти нельзя нарушать. Каждый может свободно распоряжаться тем, что ему принадлежит. Говорил о том, что нельзя считать, что большие состояния приобретены нечестным путем ( а значит их нельзя отбирать и отдавать общ-ву). Возможно лишь 2 случая, когда можно ограничить пр. соб-ти: богатые должны часть своих ср-в отдавать охранительному аппарату, необходимо установить налог в пользу бедных (не должен превышать суммы необходимой для покупки предметов 1-ой необходимости).5). Отриц. относится к коммунисти ческим замыслам, ведь нет ничего хуже, чем неопределенной общ-ти им-ва, когда оно никому не принадлежит. А сист. им-ого равенства снижает побуждение к труду. Богатство народа- это сумма богатств его индивиду умов, коммунизм уменьшает это богатство.
Политические идеи Спенсера
Учение о праве Г. Харта.
Для Герберта Харта правом является то, что провозглашается таковым в соответствии с «правилом признания»(«rule of recognition»). «Правило признания» представляет собой основной и окончательный критерий действительности всех норм и правил, относящихся к системе. Поскольку это правило обладает особым статусом первого правила, то его действительность не может быть выведена из какого-либо иного стандарта или правила (что означало бы, что последние оказываются более фундаментальными), но базируется на всеобщем конвенциональном признании членами данного сообщества. Здесь, конечно, имеет место скрытое противоречие, поскольку то, что не вписывается в единую иерархию, согласно Харту, не может считаться элементом права. Это замечание, однако, никак не может служить отправной точкой для критики, так как с логической точки зрения указанное противоречие не является неразрешимым.
Право - формально-логическая система “первичных” и “вторичных” правил, восходящих к так называемой высшей норме признания (Концепция права. 1961)
Первичные правила - законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (т. е. парламентом) и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности, обязательства и правомочия.
Вторичные правила (трех разновидностей: правила признания, правила изменения и правила вынесения судебного решения (правила, которыми используются в процессе применения или толкования закона.
Правила изменения - согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе. Правил признания - их роль очень важна, составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права. Правовая система может действовать эффективно, когда 'существует реальное сочетание первичных и вторичных правил.
Во всех сообществах существует частичное взаимопроникновение в содержании между правовым и моральным обязательством; однако атрибуты правовых правил являются при этом более специфическими и окружены барьером из более детализированных оговорок, нежели другие сопоставляемые правила (т. е. моральные правила).
Отсутствие вторичных правил - признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ДОКТРИН
Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное — не-истинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии
Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой, прогностическая функция которой очень сомнительна. Политико-правовые докторины выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе(методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы),присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву