Способы замещения должностей.
Ректор МГУ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, при этом определяется срок его полномочий, который не может превышать 5 лет. Они могут быть переназначены на новый срок и досрочно освобождены Президентом.
По достижении ректором предельного возраста, установленного для замещения должности ректора государственного высшего учебного заведения, Президент вправе дважды продлевать полномочия ректора на новый срок, каждый раз в пределах срока, и не превышающего 5 лет.
Руководители юридических лиц, входящих в состав университета, назначаются на должность и освобождаются от должности ректором по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Реализация образовательных программ.
МГУ реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований.
Однако требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в самостоятельно устанавливаемые стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации, устанавливается Правительством РФ.
Право университета проводить дополнительные вступительные испытания,профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программ подготовки специалистов по направлениями, определяемым университетом.
Право университета выдавать лицам, завершившим обучениепо реализуемым ими образовательным программам и прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации с символикой РФ, заверяемые печатью университета.
Эти документы дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации
При федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования создаются учебные военные центры, факультеты военного обучения, военные кафедры.
Понятие, виды, принципы государственной службы.
Понятие.
Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Именно посредством государственной службы государство реализует в жизнь свои функции и решает те задачи, которые стоят перед государством. Несмотря на то, что среди огромного количества служащих в СССР подавляющее большинство среди них было государственными служащими (выделялись служащие партийных, общественных организаций), в советские времена фактически отсутствовала нормальная правовая база государственной службы, не было специального закона, посвященного государственной службе. Государственные служащие Советского Союза осуществляли свою деятельность в соответствии с дисциплинарными отраслевыми уставами, положениями о дисциплине труда, в соответствии с советскими законами.
В широком смысле слова под государственной службой понималась деятельность государственных служащих в государственных организациях: в органах государственной власти, на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях. В советские времена в широком смысле слова к государственным служащим относили врачей, учителей школ, преподавателей в университетах, министров и других. В узком смысле слова под государственной службой понималась деятельность государственных служащих в органах государственной власти.
Ельцин стал первым, кто своим Указом от 22 декабря 1993 года утвердил Положение о федеральной государственной службе. Данный Указ не распространялся на всех государственных служащих, но заслуга Ельцина была в том, что, издав данный Указ, он подтолкнул законодателя к работе по разработке соответствующего закона. Буквально через 2 года (в 1995 году) был принят ФЗ «Об основах государственной службы в РФ». Важность данного закона состояла в том, что он впервые дал законодательное определение государственной службы, под которой понималась служебная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти.
В 2003 году был принят ФЗ «О системе государственной службы в РФ», в 2004 году приняли ФЗ «О государственной гражданской службе», то есть пошел процесс создания правовой базы государственной службы. Но с принятием ФЗ «О государственной гражданской службе» утратил силу ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» 1995 года.
На сегодняшний день официальное (легитимное) понятие государственной службы дано в Законе о системе государственной службы в РФ. Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности, установленные Конституцией и законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Закон о системе государственной службе не распространяется на лиц, замещающих государственные должности, установленные Конституцией и законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, то есть не являются государственными служащими Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры, депутаты законодательных органов, главы субъектов федерации. До сих пор непонятно, кем они являются и кому служат.
Из данного определения можно выделить признаки государственной службы:
а) государственная служба осуществляется на профессиональной основе (для значительной части граждан РФ государственная служба становится профессией);
б) государственная служба - это служебная деятельность, которая проявляется в том, что она направлена на обеспечение исполнения полномочий органов и лиц, указанных в законе (Администрация Президента, руководители департаментов);
в) государственная служба направлена на обеспечение исполнения полномочий большого и разнообразного кргуа субъектов;
г) государственными служащими признаются лишь те граждане, которые замещают должности именно по государственной службе;
Виды
1. ФЗ «О системе государственной службы РФ» закрепляет систему гос. службы РФ:
а) государственная гражданская служба- профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий гос. органов и лиц, замещающих должности РФ и субъектов (Президент, председатель пр.)
б) военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в ВС РФ.
в) правоохранительная служба – профессиональная служебная деятельность на должностях правоохранительной службы в гос. органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка и т.д.
2. Гос. служба может быть подразделена на виды также в зависимости от федеративного устройства:
а) федеральная гос. служба
б) служба субъекта РФ
ФЗ о системе гос. службы на федеральную службу и службу субъекта подразделяет только гражданскую службу.
3. В зависимости от принципа разделения властей различают гос. службу в органах :
а) законодательной
б) исполнительной
в) судебной власти