Вопрос42. Административное принуждение: сущность, виды.

Правовая норма действует тогда, когда к ее исполнению возможно принудить.Для сферы государственного управления характерно использование мер административного принуждения. Применение принуждения часто связывают с применением ответственности. В АП принуждение имеет более широкие пределы, чем ответственность.

Административное принуждение осуществляется уполномоченными государством органами и лицами в целях предупреждения и пресечения правонарушений, наказания лиц, совершивших административные проступки, обеспечения общественной безопасности, восстановления нарушенных правил, порядков в сфере государственного управления, а также и для профилактики правонарушений.

Случаи и порядок применения мер административного принуждения, а также характер их строго регламентированы законом. Они применяются органами государственного управления или должностными лицами главным образом во внесудебном порядке. В предусмотренных законом случаях они могут применяться также судами, судьями, представителями общественных организаций.

Все меры административного принуждения подразделяются на: а) административно-предупредительные меры; б) меры административного пресечения; в) административные взыскания, некоторыми учеными называемые мерами административной ответственности и г) административно-восстановительные меры. Административно-восстановительные меры, такие как снос самовольно возведенного строения, одни ученые признают самостоятельным видом административного принуждения, другие считают, что это меры административного пресечения правонарушения.

Мерами административно-предупредительными являются:

• закрытие участков границы для борьбы с эпидемиями;

• воспрещение отдельным лицам въезда и выезда, ввоза и вывоза багажа;

• осмотр прибывающих из-за границы грузов, багажа и транспортных средств;

• личный досмотр;

• вхождение работников милиции в жилые помещения для проверки соблюдения паспортного режима;

• меры при стихийных бедствиях;

• реквизиция, то есть возмездное отчуждение или временное изъятие имущества при определенных условиях (например, при военном положении автомобиль как транспортная повинность) уполномоченными на то органами в силу государственной необходимости.

Общей характерной особенностью административно-предупредительных мер является отсутствие на этой стадии административных действий административного правонарушения.

На стадии совершающегося административного правонарушения применяются меры административных пресечений. Это средства принудительного прекращения (пресечения) противоправных действий, предотвращения их вредных последствий и обеспечения возможности привлечь виновного к ответственности. Они могут применяться как к гражданам, так и к юридическим лицам.

К ним относятся:

• требование прекратить нарушение закона, обращенное в устной или письменной форме к правонарушителю;

• административное задержание гражданина на срок не более 3 часов (ст. 240, 242 КАП РСФСР);

• задержание имущества, изъятие документов у лиц или организаций, неправомерно владеющих ими (например, автомобиль на улицах и дорогах, права и путевой лист);

• снос самовольно возводимых строений;

• принудительное лечение граждан, страдающих опасными для окружающих заболеваниями (например, венерологическими)

• временное отстранение от выполнения определенных работ (нетрезвого);

• приостановление работ (технический инспектор, если неисправны транспорт, котлы);

• административное выселение злостных нарушителей паспортного режима;

• применение физических мер воздействия к нарушителям (например, приема самбо);

• применение специальных средств: дубинки, слезоточивого газа, ежей, наручников, красящих средств и т.д.;

• применение оружия уполномоченными лицами к злостным нарушителям общественного порядка или оказывающим сопротивление представителям власти.

При применении к лицам, совершившим административные проступки административной ответственности, для наказания этих лиц и предупреждения новых правонарушений предусмотрены следующие виды взысканий: 1)предупреждение 2) административный штраф, 3)конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения 4)лишение специального права 5) административный арест 6) Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства 7) дисквалификация 8) административное приостановление деятельности 9) обязательные работы 10) Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

Взыскания делятся на основные и дополнительные. За одно правонарушение может быть применено только одно основное взыскание или одно основное и одно дополнительное. Административные взыскания, в отличие от других мер административного принуждения, имеют карательный характер.

Вопрос 43. Органы управления строительством и жилищно-коммунальных хозяйством

Строительство представляет собой одну из важнейших отраслей экономики страны, призванную обеспечивать производственное, жилищно-коммунальное, дорожно–транспортное развитие РФ. В этой сфере сходятся интересы РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Вопросы строительства сосредо­точены в руках различных федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления. При этом в руках органов мес­тного самоуправления в значительной степени находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Вопросы строительства и жилищно-коммунального хозяй­ства регулируются рядом федеральных законов и подзаконных актов, среди которых можно назвать следующие:

· «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. (в ред. 2011),

· Градостроитель­ный кодекс РФ

· Жилищный кодекс РФ

· Положение о государственном учете жилого фонда в РФ, утвержденное Пра­вительством РФ в 1997 г. (ред. 2013)

· Правила пре­доставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Правительством РФ в 2006 г. (ред. 2012), и др.

·

Градостроительный Кодекс и ЖК РФ субъектами регулируемых ими отношений признают РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Кодексы установили открытые перечни основных полномочий органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в соответствующих облас­тях. Так, к полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительства относятся:

· утверждение документов по планировке территории для капитального строительства фе­дерального значения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:

· утверждение документов по планировке территории для капитального строительства регионального значения

К полномочиям органов местного самоуправления:

· подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утвер­ждение правил землепользования и застройки поселений.

Переч­ни полномочий органов местного самоуправления установлены применительно к видам муниципальных образований (поселе­ний, муниципальных районов, городских округов).

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) — федеральный орган исполнительной власти, образованный указом Президента Российской Федерации 1 ноября 2013 года.

На Министерство возложены функции:

· по выработке и государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;

· по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе, в жилищном фонде и др.

· по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;

Компетенция Министерства закреплена в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2013 (в ред. 2014).

К ведению Минстроя России относитсяопределение состава и содержания проектов планировки территории и требований к их составлению; определение порядка разработки сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капительного строительства; определение порядка подтверждения пригодности новых технологий, применяемых в строительстве.

В пределах своей компетенциионо организует и проводит государственную экспертизу проектной документации строительных объектов, выдает разрешение на их строительство и ввод в эксплуатацию; занимается техническим регулированием в области строительства; устанавливает требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Также онопринимает правила пользования жилыми помещениями; определяет порядок государственного учета жилищного фонда; утверждает требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.

Другие важные функции Минстроя:

мониторинг использования жилищного фонда и его сохранности; мониторинг и анализ состояния жилищной сферы в субъектах РФ; реализация государственно политики и эффективности нормативно-правового регулирования в сфере его деятельности; координация реализации региональных программ стимулирования развития жилищного строительства; методическое обеспечение государственного жилищного надзора; координация органов государственного жилищного надзора и др.

Федеральным органом исполнительной власти в области строительства являетсяФедеральное агентство специального строительства (Спецстрой России),подведомственное Минобо­роны России.В соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ 2004 г. (ред. 2014 г.), онорешает задачи:

· строительства объектов специального и про­изводственного назначения, обеспечивающих оборону и безо­пасность государства, правопорядок;

· жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры для ВС РФ, ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, общественных объединений и организа­ций;

· строительства автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог обще­го пользования, осуществляемого в качестве подрядчика и т. д.

Данной сферы касается и деятельность Федеральной антимонопольной службы РФ.

Она определяет порядок взаимодействия ОИВ субъектов РФ, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с ОМСУ, осуществляющими на своем уровне регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.

Также она устанавливает предельные индексы максимального или минимального изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую населению, другим потребителям ЖКХ энергоснабжающими организациями и т.д.

Свои задачи, функции и полномочия имеют органы управления строительством и ЖКХ субъектов РФ. На органы управ­ления строительством и ЖКХ субъектов РФ возложе­но:

· проведение государственной политики в области градостро­ительства и архитектуры;

· утверждение и реализация градостро­ительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов РФ;

· определение порядка выдачи раз­решений на строительство объектов недвижимости;

· принятие решений о строительстве объектов недвижимости субъектов РФ;

· осуществление государственного контроля за соблюдением за­конов и иных нормативных правовых актов в области градостро­ительства;

· государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий

· в пределах компетенции решают споры в области градостроительной деятельности и т.д.

Наши рекомендации