Вопрос39. Основы административно-правового статуса общественных объединений.
(Существуют след виды ОО : общественная организация, о.движение, о.фонд, о.учреждение, орган о.самодеятельности, союзы (ассоциации) ).
Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами: права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.
Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Оно лишь определяет требования к содержанию устава, т. е. к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т. п.
Во всех случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Форма взаимодействия между ними — согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов.
Полномочия общественных объединений:
· вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др.
· не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию общественных объединений. общественное объединение вправе не регистрироваться-> не приобретает прав юридического лица.
Орган юстиции запрашивает у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направляет своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.
Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.
Общественное объединение может быть ликвидированопо решению суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; при нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Политическая партия — общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В Законе отражены определенные аспекты административно-правового статуса политической партии: закреплен принцип взаимного невмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий; Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать свое должностное положение в интересах политических партий; Структуры политических партий не могут образовываться в государственных органах.
государство контролирует создание политических партий в форме их государственной регистрации, осуществляемой в настоящее время органами юстиции.
Государство осуществляет финансирование политических партий, а их финансовая деятельность контролируется налоговыми органами.
Деятельность политической партии может быть приостановлена, а партия ликвидирована лишь по решению суда.
Профсоюзы — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны.
Профсоюзы могутактивно влиять на правотворчествопо вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Так, предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитываться федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т. п.
Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или прекратить их деятельность возможно только в судебном порядке.
Вопрос40. Правовые акты управления: понятие, виды.
Правовой акт – это письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права (гос. органом, МСУ, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязат. силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.
В числе форм управленческой деятельности исполнит органа называют: издание НПА, индивидуальных актов управления, заключение договоров, осуществл организационных действий, выполнение материально-технич операций, применение мер админ принуждения.
Акт управления характеризуется след качествами:
· Это предписание
· Разновидность управленческого решения в интересах реализации задач и функций исполнит власти (властно-организующее содержание)
· Издается только полномочным субъектом исполнит власти
· Юридически властное волеизъявление
· Одностороннее юридич властное волеизъявление
· Издается от имени гос-ва
· Обязательны для исполнения
· При необходимости обеспечиваются мерами гос принуждения
· Является подзаконным