Вопрос33. Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления. Приостановление действия правовых актов управления.

Момент вступления в силу правового акта является началом действия правового акта управления. Акт может действовать во времени, пространстве, по кругу лиц и т. д., сохраняя одну и ту же юридическую силу.

Вступление в силу правового акта управления предусматривает необходимость его предварительной регистрации, официального опубликования в установленном порядке.

Акты ПрезидентаРФподлежат официальномуопубликованиюв течение десяти дней после дняих подписания в Собрании Законодательства РФ и «Российской газете».

Акты Правительства РФ подписываются его Председателем. Датой их официального опубликования считается дата первой публикации текста акта в одном из официальных изданий РФ. Постановления Правительства РФподлежат официальному опубликованиюне позднее пятнадцати дней со дня их принятия,а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Официальному опубликованиюнормативных правовых актов должна предшествовать их государственная регистрация в Минюсте России.Гос регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;

б) устанавливающие правовой статус организаций: типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающих правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, т. е. содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

Не подлежат официальному опубликованию нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

По общему правилу, вступают в силу:

а) акты Президента РФ (указы и распоряжения), имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования;

б) постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, — не ранее дня их официального опубликования.Иные постановления Правительства РФ и его распоряжения вступают в силу со дня их подписания;

в) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, — по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

действие правового акта определяется не только егообязательным характером,но и пространственными и временными пределами,а также кругом субъектов, на которых оно распространяется.

Действие правовых актов управления в пространстве:

· акты Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90)

· Правительства РФ — обязательны к исполнению в РФ (ст. 115)

· Правовые акты управления субъектов РФ - на всей территории данного субъекта либо ее части, определенной в самих актах.

сфера действия:

· правовых актов Президента РФ и Правительства РФ могут быть изданы по любому вопросу их компетенции

· правовые акты ведомственных и межведомственных органов: а) имеющие исключительное ведомственное значение (многие из них не подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию); б) распространяющиеся на не подведомственные им предприятия, учреждения, организации, а также физических лиц, например, акты федеральных министерств обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами.

Действие правовых актов управления во времени: неопределенный и определенный срок действия, который может быть связан с наступлением тех или иных обстоятельств (отменой чрезвычайного положения и др.). правовые акты, облегчающие положение субъектов, на которых распространяется их действие, имеют обратную силу, а ухудшающие ее — не имеют.

Приостановление действия правовых актов управления-прекращение юридической силы правового акта до ее подтверждения либо отмены этого акта уполномоченным органом.

иногда орган приостанавливает акт в установленных законом случаях лишь потому, что он не вправе его отменить, в других — когда может возникнуть сомнение в его законности или целесообразности либо обоснованности.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (п. 2 ст. 85), Правительство - не только отменять, но и приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти без указания оснований его использования.

Таможенный орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решений, действия до принятия решения по существу жалобы, Суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда (п. 4 ст. 254 ГПК РФ).

Вопрос 34. Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (АП). (Дмитриева Елена)

Цели, виды, сущность, основания, субъекты и порядок применения мер определены главой 27 КоАп. Меры устанавливаются с учетом характера АП,

Цель мер: пресечение административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об Ап при невозможности его составления на месте АП, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об АП и исполнения принятого по делу постановления.

Общее для всех мер:

• Применяются в связи с предполагаемым АП

• По отношению к лицу, которое привлекается к ответственности (за исключением привода – тут можно и к свидетелям)

• Одна мера может применяться к разным АП, а к одному АП может применяться несколько мер

• Меры могут применять только уполномоченные должностные лица и в пределах их компетенции

• При совершении мер, в установленных КоАп случаях необходимы понятые или применение видеозаписи. Не нужны понятые пр доставлении, задержании, приводе.

1) доставление - принудительное препровождение физического лица в определенное место.

Цель: составление протокола об АП, если на месте его составить невозможно, и его составление является обязательным.

Осуществляется кругом должностных лиц, указанных в законе: ДЛ ОВД, РосГвардии, МВД, пограничники.

Место составления зависит от ДЛ, которое осуществляет доставление (чаще всего это служебное помещение ОВД, ОМС)

Срок: «Возможно короткий» - надо понимать, что это не ограничение свободы, а лишь срок, нужный для составления протокола.

Оформление: отдельный протокол или запись в протоколе об АП, об административном задержании

2) административное задержание – кратковременное ограничение свободы ФЛ (по сути – форма лишения свободы – Постановление КС №9 2009 г)

Цель: в исключительных случаях для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, исполнения принятого по делу постановления.

Срок: общий – до 3х часов, специальный – до 48 (если совершенное АП нарушает режим гос границ, миграционные, таможенные правила, совершено во внутренних, морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, искл экономических зонах РФ). А так же для лица, в в отношении которого ведется производство по делу и в качестве наказания может быть назначен административный арест. Срок исчисляется с момента доставления.

Порядок применения: содержание в специальных помещениях органов, осуществляющих задержание. Условия содержания определяются постановлением правительства №627 2003 года:

✓ По просьбе уведомляются родственники

✓ Площадь – не менее 2 квадратных метров на человека

✓ Разъясняются права и обязанности

✓ Обеспечиваются спальным местом

✓ Раздельно мужчины и Женщины.

Процессуальное оформление: отдельный протокол, где указываются мотивы задержания и др. Протокол подписывается лицом, оформившим его и лицом, в отношении которого он оформлен.

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

Досмотр - обследование, проводимое без нарушения конструктивной целостности вещи. При личном досмотре нельзя видеозапись, только понятые одного пола.

Цель: обнаружение орудий совершения либо предметов АП

Осуществляется: ДЛ, полномочным для составления протокола, доставления и задержания в присутствии 2х понятых или с использованием видеозаписи. Можно без понятых, если у ДЛ есть основания полагать о наличии при лице оружия или иных средств, используемых в качестве оружия.

4) изъятие вещей и документов - изъятие вещей, явившихся орудием совершения или предметом АП, а также документов, являющихся доказательствами по делу (это не конфискация). Водительское удостоверение теперь не изымается.

Цели: в КоАп прямо не названы, лектор сказал, что в целях составления доказательственной базы и исполнения принятого решения.

Производится: ДЛ, уполномоченным составлять протокол по делам об АП, а также ДЛ, уполномоченные осуществлять доставление, административное задержание и составлять протокол, если:

 Обнаружены вещи и доказательства на месте совершения АП

 При осуществлении личного др досмотра

Порядок изъятия:

-фото и видеосъемка

-изъятые вещи упаковываются и описываются

-Если надо изъять документы, то с них в течении 5 дней снимаются копии и документы отправляются обратно лицу.

Особенности:

- скоропортящиеся – отправляются на реализацию, если не соответствуют ГОСТу, то уничтожаются

- наркотические и психотропные – уничтожаются или перерабатываются

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; - устраняется до установления причин

Цель – пресекательная (сначала отстранение от управления ТС, потом обычное освидетельствование, потом (если есть основания) медицинское освидетельствование).

Когда?

✓ Достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии алкогольного опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, неустойчивая поза, резкое изменение цвета кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке – Приказ Минздрава 2015 года, Постановление правительства 2008 года)

✓ Совершение отдельных АП (управление водителем без документов, неисправности авто, при которых запрещено управлять)

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

Если есть основания полагать, что лицо в таком состоянии (см выше).

Важно проверить, какой прибор используется и когда он проходил проверку.

Кто уполномочен? ДЛ, которым предоставлено право надзора за безопасностью дорожного движения и эксплуатации ТС соответствующего вида. + в отношении военной техники – лицами военной автомобильной инспекции в присутствии 2х понятых.

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения –

Когда применяется?

✓ При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения

✓ При несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения

✓ При наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения

✓ В отношении водителя вынесено определение о возбуждении дела об АП по ст 12.24 (нарушении правил ПДД или эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего): при отсутствии необходимых документов, с заведомо неисправной рулевой, тормозной системой или сцепным устройством, водителем, не имеющим управления ТС (за искл учебной езды)

Где? В медицинских организациях, имеющих лицензию и специально оборудованных медпунктах.

Оформление: составление акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который прилагается к протоколу. Копии передаются лицу, в отношении которого они составлены.

7) задержание транспортного средства – исключение ТС из процесса перевозки людей и грузов посредством перемещения его при помощи другого ТС и помещение его в ближайшее отведенное охраняемое место, и хранение на специализированной стоянке до устранения причин задержания.

Снятие государственных регистрационных номеров теперь не производится!!!

Когда?

✓ Отказ от прохождения мед освидетельствования

✓ Серьезные неисправности ТС

✓ Водитель в состоянии опьянения

✓ Водитель не имеет документов на управление или лишен их

✓ При совершении лицом отдельных АП

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей – может применяться, если они послужили орудием совершения или предметом АП, но изъять их невозможно или их сохранность может быть обеспечена и без изъятия.

Суть меры: опись вещей и объявление лицу о запрете распоряжаться ими.

9) привод - применяется к ФЛ или руководителю ЮЛ, в отношении которых ведется производство по делу, законного представителя этого ФЛ или свидетеля, если производство по делу отложено в связи с тем, что участие этих лиц является обязательным в рассмотрении дела.

Кем и как? Полицией на основании определения судьи, органа, ДЛ, рассматривающих дело об АП в порядке, установленном Инструкцией о порядке осуществления привода (утв. Приказом МВД в 2003 г №43)

10) временный запрет деятельности – кратковременное, установленное на срок до вступления в силу постановления по делу об АП прекращение деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений ЮЛ, производственных участков, а также эксплуатации зданий и иных сооружений, прекращение работ и оказания услуг. Может назначаться в исключительных случаях для предотвращения опасности жизни и здоровью людей, эпизоотии и тд.

Может применяться, если за совершение АП может применяться наказание в виде административного приостановления деятельности.

Кем осуществляется? ДЛ, уполномоченным на составление соответствующего протокола.

Срок исчисляется с момента фактического прекращения деятельности названных объектов.

11) залог за арестованное судно (недавно возвращен в КоАп) состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 (это отсутствие лицензии, нарушение правил поведения судна, незаконное захоронение отходов), судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Цель – обеспечение постановления судьи о выдворении.

Лектору не нравится эта мера, сказал, что не ясно до каких пор содержать их там и куда деть этих лиц.

Вопрос 35. Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях (Дмитриева Елена)

Производство характеризуется множественностью и разнообразием субъектов, которых можно классифицировать по разным критериям:

• По компетенции

✓ Могут только рассматривать дела, но не возбуждать их (судьи)

✓ Могут только возбуждать, но не рассматривать (прокурор)

✓ Могут и возбуждать, и рассматривать (инспектор пожарного надзора)

• В зависимости от федеративного устройства

✓ Субъекты производства по делам, предусмотренным КоАп

✓ Осуществляющие производство по делам, предусмотренным законами субъектов

• По способу разрешения дел (индивидуальные и коллегиальные)

• По принадлежности к судебной или управленческой системе

Ст 22.1 КоАп

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав – они рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, а также связанные с заботой о них, уплатой алиметов и т.д.

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них.

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными ФОИВ, уполномоченным в соответствии с ФЗ на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Наши рекомендации