Вопрос29. Административно-правовой метод регулирования
По предмету не всегда четко можно отделить одну отрасль права от другой, тогда обращают внимание на отраслевой метод. Метод административного права - это совокупность правовых средств или способов воздействия на те общественные управленческие отношения, которые входят в предмет АП. Единой точки зрения по поводу метода правового регулирования не имеется. Одни ученые выделяют два метода правового регулирования: гражданско-правовой и административно-правовой. Другие считают, что каждой отрасли права присущ свой метод правового регулирования: метод уголовного права, метод гражданского права и другие. Третья точка зрения состоит в том, что существует единый, универсальный правовой метод регулирования, который может быть использован в большей или меньшей степени любой отраслью права.
Метод представляет собой способ административно-правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административного права как самостоятельной отрасли правовой системы РФ. Специфика его обусловлена тем, что административное право регулирует, главным образом, отношения, одна из сторон которых обладает юридически властными полномочиями. По своей сути - это правовой способ осуществления государственного управления и местного самоуправления.
Козлов говорит о том, что АП метод регулирования включает три юридические возможности воздействия на общественные отношения, которые входят в предмет АП, а именно:
а) предписание - это возложение прямой юридической обязанности на адресат выполнить те действия, которые предусмотрены нормой (например, необходимость явиться в военкомат для направления на военную службу, зарегистрировать купленный автомобиль, получить паспорт по достижении определенного возраста, свидетельство о рождении ребенка);
б) запрет - это тоже своего рода предписание, но это возложение юридической обязанности на адресат не совершать тех действий, которые предусмотрены нормой (при пользовании метрополитеном запрещается распивать спиртные напитки, спускаться на пути, провозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества);
в) дозволение - это возможность разрешения субъекту выбрать тот или иной вариант поведения либо отказаться от совершения определенных действий; отсюда Козлов выделяет два вида дозволения: «жесткий» и «мягкий» варианты дозволения; «жесткое» дозволение связано с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц, например, субъект, наделенный правом налагать административные наказания может либо наложить административное наказания либо ограничиться устным замечанием, но он обязательно должен совершить такие действия (сотрудник ГАИ обязан остановить автомобиль, движущийся с превышением скорости, и может либо составить протокол об административном нарушении, либо ограничиться устной воспитательной беседой); «мягкий» вариант дозволения связан с обыденной жизнью, например, при получении неудовлетворительной оценки на экзамене студент имеет право обжаловать действия преподавателя о необъективности либо может не делать этого;
Универсальность данного единого метода правового регулирования ученые видят в том, что АП регулирует общественные отношения при помощи предписаний и запретов, однако это не исключает и наличия дозволений, когда органы исполнительной власти, согласно правовой норме, могут поступить так или иначе; уголовное право регулирует общественные отношения в основном при помощи запретов, но вместе с тем предусмотрено и дозволение, например, в норме, закрепляющей право на необходимую оборону; гражданское право регулирует отношения в основном при помощи дозволения, но только в тех пределах, которые предусмотрены законом.
Таким образом, административно-правовой метод характеризуется следующими чертами:
а) односторонность, то есть одна сторона (орган исполнительной власти или должностное лицо) принимает решения в отношении другой стороны без согласования его с другой стороной, в одностороннем порядке (например, Правительство Москвы раз в год принимает решение о повышении тарифов на коммунальные услуги, никто не проводит опрос общественного мнения, не будут ли возражать этому решению москвичи);
б) властность, то есть одна сторона обладает властью по отношению к другой стороне;
Наиболее существенной особенностью административно-правового регулирования является то, что оно осуществляется методом юридического неравенства сторон управленческих отношений. Это может проявляться в том, что субъект юридически властного полномочия вправе в одностороннем порядке выбирать в пределах своей компетенции вариант поведения другой стороны, принимать обязательные для нее решения, а также обеспечивать и контролировать их исполнение, применять предусмотренные законодательством принудительные меры за их неисполнение. Другая же сторона в основном может лишь оспаривать решение в установленном порядке, а в случаях, допускаемых правовыми актами.
Властной сущностью публичного управления предопределяется то, что административно-правовое регулирование осуществляется, как правило, императивными нормами, а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях, например, правом на обжалование. Следует иметь в виду, что административно-правовой метод регулирования не исключает согласования решений, действий, сотрудничества сторон как условий нормальных управленческих отношений. Кроме того, в ряде случаев отношения в сфере управления оформляются административными договорами (соглашениями).