Имеются общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства.

Общие формы трудоустройства — это самостоятельное или с помощью органов занятости трудоустройство.

К специальным формам трудоустройства относятся:

1) организованный набор рабочей силы в отъезд на предпри­ятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы из трудоизбыточных районов, но ныне он мало применяется;

2) направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства мо­лодых специалистов и молодых квалифицированных рабочих;

3) направления органом службы занятости в счет установлен­ных органами местного самоуправления для работодателей квот(количества бронируемых мест) по приему инвалидов, несовер­шеннолетних и других нуждающихся в особой социальной защите
граждан.

Как общие, так и специальные организационно-правовые формы трудоустройства входят в понятие трудоустройства. Та­ким образом, трудоустройство охватывает всю систему органи­зационно-правовых мер по обеспечению занятости.

При трудоустройстве вузком смысле поступление на работу происходит при бесплатном посредничестве органов службы за­нятости. В этом им могут помогать такие органы, как военкома­ты (для демобилизованных и жен мобилизованных в армию), милиция (для лиц, вернувшихся из мест заключения), комиссия по делам несовершеннолетних при местном органе самоуправле­ния (для несовершеннолетних) и др.

Работодатель при увольнении работника не по его вине обя­зан быть для него трудоустраивающим органом, т. е. обязан пред­ложить ему перед увольнением другую имеющуюся у него работу.

Работодатель обязан также не менее чем за два месяца довести до органа службы занятости информацию о предстоящем высвобо­ждении каждого конкретного работника с указанием его профес­сии, специальности, квалификации и размера оплаты его труда.

Значение трудоустройствав том, чтооно:

а) оказывает граж­данам помощь в реализации права на труд, устройстве на рабо­ту;

б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу;

в) сокращает потери рабочего времени почти в 3—4 раза при подыскании новой работы;

4) право граждан на бесплатную консультацию по профори­ентации, на профессиональную подготовку, переподготовку, а также на получение от органа службы занятости необходимой информации о наличии вакантных мест. Это право имеют как впервые ищущие работу, так и ранее работавшие, нуждающиеся в переподготовке, повышении квалификации для получения новой работы через службу занятости;

5) Имеются общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства. - student2.ru право граждан на профессиональную деятельность за гра­ницей. Ныне в России в связи с безработицей наблюдается зна­чительный отток на работу за границей высококвалифицирован­ных специалистов и ученых. В соответствии с Законом о
занятости им предоставлено право на профессиональную дея­тельность за границей на основе контракта (на 2—5 лет). Однако наша страна несет от такого оттока как материальный, так и мо­ральный ущерб;

6) право граждан на обжалование неправомерных действий (бездействия) органов службы занятости, их должностных лиц по обеспечению занятости, трудоустройству в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.

Гарантии реализации права граждан на трудявляются и га­рантиями занятости. Они закреплены ст. 2 Закона о занятости. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации:

а) свободу выбора вида занятости, в том числе работу с раз­личными режимами труда (например, с неполным рабочим вре­менем);

б) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федерального органа занятости;

в) предоставление организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений на период не менее трех лет;

г) бесплатное обучение новой профессии (специальности),повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

д) компенсацию материальных затрат в соответствии с зако­нодательством при направлении на работу в другую местность по предложению органа службы занятости;

е) возможность заключениясрочных трудовых договором на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

ж) правовую защиту от необоснованного увольнения.

Таким образом, указанные правовые, экономические и органи­зационные условия (т. е. гарантии) обеспечения занятости, реали­зации права на труд закреплены законодательством. Ряд норма­тивных актов предусматривает дополнительные гарантии обеспе­чения занятости, трудоустройства, т. е. реализации свободы труда, права на труд для некоторых категорий граждан, особо нуждаю­щихся в социальной защите.

Так, Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г. предусматривал:

установление квоты для приема на работу инвалидов для ор­ганизаций независимо от их форм собственности;

обязанность организаций при несоблюдении ими приема на работу по этой квоте платить в фонд занятости определенные суммы;

лицензирование деятельности организаций независимо от форм собственности по осуществлению профессиональной реаби­литации и обеспечению занятости инвалидов;

создание при Министерстве труда и социального развития РФ и Министерстве общего и профессионального образования РФ (ныне Министерство образования РФ) специализированных под­разделений (групп) по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;

определение приоритетных профессий и специальностей (по регионам), овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын­ках труда.

Указом был намечен ряд мер по подготовке и переподготовке инвалидов, а также по трудоустройству инвалидов, высвобождае­мых из организаций, признанных банкротами, и расширению на­домного труда инвалидов, стимулированию организаций, приме­няющих их труд.

Положения Указа Президента РФ от 25 марта 1993 г. были за­креплены и расширены в Федеральном законе «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.1, который предусмотрел обеспечение занятости инвалидов, в том числе квоты приема их на работу, резервирование рабочих мест по наиболее для них подходящим профессиям, создание условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабили­тации (ст. 20—24). Для признания инвалида безработным ему нужно представить в орган службы занятости наряду с положен­ными документами указанную программу реабилитации.

Наши рекомендации