Кордно, лето 6448 от Сотворения Мира, серпень

Приходит вечер. И снова корчма заполнена до отказа. Отдыхает честной люд, расслабляется после дневных забот. Почему не пропустить по кружечке меда в дружеском кругу, да не узнать последние новости и своими не поделиться?

- Говорят, Угрюм, вы в этом году хрукт неведомый сажали, от русинов полученный?

- Картошка? Было дело.

- И как?

- Ты что, Первак, до сих пор ее не пробовал?

- Так где ж я попробовать мог? – удивляется собеседник.

- Тю! То в прошлым летом ее лышень Голодуповка да Волчья Сыть сажали. А нонешним - многие. И мы не дурнее других! Да хоть здесь! Красава! Принеси нам картошечки жареной!

- Мигом, дядя Угрюм!

Дочка Зубаря исчезает на кухне и возвращается с двумя тарелками, доверху наполненными светлыми ломтями с аппетитной поджаристой корочкой. Угрюм расплачивается, выкладывая по одной монетке на протянутую ладошку

- По две куны порция?! – удивляется Первак.

- Ешь, - усмехается Угрюм. – Угощаю.

- Разбогател, что ли? – не спешит бородач пробовать дорогущее блюдо. – С чего?

- Ну разбогатеть не разбогател, но с голоду не помрем. Ей, картошечке спасибо! Да князю и дружине русинской, что диво такое привезли, да нас, глупых, попробовать уговорили! Да ешь, говорю!

Первак осторожно отправляет в рот первый ломтик незнакомого яства…

***

- Нет, ну ты послушай, а! Я ж ему говорю, что ж ты, пигалиц малолетний, тятьке делом заниматься мешаешь! Видишь, посчитать надо, сколько зерна на посев оставить, а остальное на всё время поделить. Оттого ж зависит, сколько лебеды в хлеб добавить! А он мне, мол, то не дело, тятя, а так, на три мига развлечение. И ведь посчитал, паршивец. Я уж думал, придется вожжи брать, чтобы не хвастал понапрасну. А он и в самом деле за четверть части справился!

- Верно малец сосчитал, а Осока? Или ошибок напустил?

- Так в том и дело, что верно. Я ж до самого утра проверял да пересчитывал. Зернышко в зернышко! Это что ж получается, а? Яйца курицу учат? Разве дело то? Нет, ну хоть ты скажи, Зубарь, то дело?

Корчмарь неохотно поворачивается к спросившему:

- По мне, так и у мальцов поучиться не вредно, коли есть чему. Пригодится. А что княжьи люди детей учат, то дело хорошее, я тебе еще когда говорил. Только ты у нас ничему не веришь, все на зуб пробуешь. - Смотри, Осока, русины детей еще и бою оружному учат! Про вожжи забывать придется, а то сам промеж глаз схлопочешь. Впрочем, тебе же работы меньше!..

***

- Судиша, - ноет булгарин, - имей совесть, мы же старые товарищи! Сколько я тебе товара возил! И арабского, и византийского. И цены всегда честные давал! Что ж ты грабишь меня совсем?! Где это видано, куна за наконечник! Ты ж вдесятеро цену задрал!

- Ты говори, да не заговаривайся, - степенно отвечает купец, - те, что десяток за куну идет, нашим не чета. Почитай, такого железа и нет нигде больше. Мо-но-по-ли-я у нас! Слышал такое слово?

Торговый гость грустно качает головой. Судиша пренебрежительно машет рукой: «Темнота!» и продолжает:

- Ладно, тебе, как старому товарищу, отдам за девять кун десяток.

Булгарин идет пятнами:

- Ну хоть за пять! Я ж пустой уйду! Денег не хватит корабль набить!

- А ты картошки возьми, - советует купец. – Она, чай, подешевле будет. С большой выгодой продашь. Не знают ее в ваших краях.

- Какой картошки?

- От, темнота, - улыбается Судиша, - Красава!..

***

- Ты что, до сих пор не понял? Действо должно быть непрерывным! Иначе закозлишь домну, замучаешься чистить!

- Да понял я, понял! Меда налей! А лучше пива!

- Держи! Но чтобы такую сталь, как у русинов, делать, надо куда больше домну ставить и конвертер не такой.

- Фигню гонишь, там просто присадки другие. Нет их у нас.

- Присадки будут. А печи…

- Эй, петухи, - останавливает спор могучий кузнец. – Кончай шум! Вы лучше подумайте, как такой величины печи строить, да откуда те присадки добыть. Зря вас, что ли, в княжьем дворе учат!

- А что тут думать? - удивляется первый подмастерье. – Завтра у Прилука спросим!

- И что он ответит? – ехидно осведомляется второй. – То же, что мастер Мышата сказал: «Придумай!»

Шумит корчма… Гудит гулом голосов, звенит сталкивающимися кружками, шаркает десятками ног… Стучит кулаками по столу и ладонью об ладонь… Шумит корчма… Зеркало Кордно… Его настроение…

Книга

«Весна пришла, как всегда, неожиданно. Вроде только вчера завывал пронизывающий до костей ветер, гоняя поземку между двухметровыми сугробами, а уже текут ручьи по улицам и радостно перекликаются вездесущие воробьи.

Пришла и принесла с собой новые заботы. Близился Поход. Первое крупное военное мероприятие. К нему готовились два года.

Наверное, потомок, тебя удивит, зачем мы все затеяли. Можно ведь было и не развязывать войну, стоившую немало жизней, опустошившую огромные территории и стершую с лица земли несколько государств, если не цивилизаций.

Но в том-то и дело, что не было другого выхода. И не потому, что Игорь готовил поход на Царьград независимо от нас, и в нашей истории его осуществил, хоть и неудачно.

Киевский князь собирался всего лишь «пощипать ромеев». Наши мотивы иные, русам не чуждые, но и не главные. Осознание опасности с юга у них присутствовало на инстинктивном уровне. Мы же знали, чем и как всё должно закончиться..

История человечества – нескончаемая борьба идеологий. И, увы, выигрывают в ней не самые человеколюбивые. Побеждают наиболее агрессивные и лицемерные. Способные захватить сознание людей, подчинить его себе, и не стесняющиеся физически уничтожить тех, кто не поддался.

В этом веке основными идеологиями были религии. И на смену условно терпимому язычеству шли совсем другие учения. Нет, назвать родноверие или тенгрианство с митраизмом образцами гуманизма достаточно трудно. Некоторые обычаи вызывали если не тошноту, то оторопь. И всё же… С ними было проще. Собственно, эти религии идеологией в полном смысле слова не являлись, составляя лишь часть чего-то намного большего. Это «намного большее» нам нравилось. А предрассудки и вера в бросающегося молниями седоусого воина самостоятельно отомрут с ростом образованности народа.

Кроме того, многобожие подразумевало возможность существования других богов. Чужих. И достаточно терпимое отношение к ним.

Но набирали силу религии другие. Требующие жесткого подчинения, нетерпимые к другой вере, отрицающие любые отступления от жесткого канона. И готовые с мечом в руках карать иноверцев.

Но и это было не самым страшным. Каждую религию можно интерпретировать в свою пользу. Немного смягчить здесь, немного подправить там. Но каждую веру насаждали конкретные государства, далеко не дружественные язычникам-русам. А принять идеологию врага означало принять руку этих государств. Подчиниться им если не сразу, то несколько позже. Как и произошло в нашей истории.

Из подобных идеологий наибольшую угрозу представляли три родственные авраамические религии, захватившие все древнейшие очаги цивилизации и успевшие сцепиться в драке за сферы влияния. Там, в двадцать первом веке, нам казалось, что этих идеологий две. Мы не считали врагом иудаизм, религию, замкнутую на родстве по крови и направленную внутрь самой себя.

Здесь оказалось иначе. Хазары не были иудеями по происхождению, учение они приняли извне, подправив под себя. В свое время хан Булак тоже понял, что нельзя пускать к себе идеологию врага. С тем же успехом он мог принимать хоть митраизм, хоть буддизм. В хазарских руках любое мировоззрение приняло бы агрессивный характер.

Но именно судьба этой, неразвившейся в мировую, религию, показывала путь к решению проблемы. Князь Святослав, наш маленький «Славик» через четверть века пройдет огнем и мечом по городам каганата, вырезав агрессивную ветвь иудаизма вместе с ее носителями. Так было у нас. Так можно сделать и здесь.

Но оставалось два претендента на мировое господство.

Ислам переживал тяжелые времена. Арабский Халифат разваливался на части. Тюрки, персы и арабы всё чаще схватывались друг с другом и между собой. Независимые и полузависимые государства возникали из ниоткуда, а через год или десять отправлялись обратно в небытиё. Если бы не огромные территории, захваченные мусульманами в первые века хиждры, на исламе можно было ставить крест. В любом случае, «исламский» вопрос не горел.

А вот вопрос креста – горел. Христианство уже вовсю вело наступление на север, в первую очередь, на Русь. Уже была успешная попытка обращения Аскольда и Дира, уже существовали христианские общины в крупных городах. И многие дружинники вешали на шею крестики рядом с перуновыми оберегами: пусть будет еще один бог-защитник. Не помешает… И идеология врага понемногу вползала в русские души. Через четыре года будет убит Игорь, и возмездие за несовершенное преступление настигнет древлян. Не всех, языческую часть, уже начавшую осознавать опасность. Придет к власти княгиня Ольга, которая не Ольга и не Преслава, а неизвестно кто. Отвалятся от складывающейся державы вятичи и западные сивера. А в 972 убьют Святослава, последнюю надежду Руси, и череда религиозных войн обрушится на страну. Государство соберется очень нескоро. И это будет другое государство. Совсем другое.

Вопрос христианства надо было решать срочно. И радикально. Потому и решили использовать поход Игоря, коренным образом изменив результат. Но план был совсем не так прост, как можно подумать. Впрочем, ты, потомок должен быть осведомлен о течении данного похода. О каждой его мелочи. А в те годы о том, куда и как направлен удар не догадывался никто. В одно прекрасное утро из городов и весей Руси выступили дружины. На конях, лодьях и пешим порядком. И двинулись на юг, обрастая по дороге присоединявшимися союзниками. Сиверами, сполами, оросами, печенегами. Великий поход начался…»

Наши рекомендации