PR и проблемы управления общественным мнением
Свобода конкуренции в борьбе за общественное мнение — одна из основ демократии. За мнения людей PR-службы подчас ведут ожесточенную войну, недаром в социально-психологической науке было выработано соответствующее понятие —психологическая война. Назначение и суть психологической войны — противодействовать пропаганде противника и опровергать ее, разбить оппозицию на легко подавляемые группы и привлечь их на свою сторону.
Общественное мнение как социально-психологический феномен.
Для того чтобы успешно воздействовать на общественное мнение, надо знать принципы его формирования, которые отчасти представляются и как законы его функционирования. Наиболее важными в теории PR признаются следующие:
• Мнение в большей степени, чем словами, определяется событиями, если только сами слова не являются событиями.
• Степень влияния события зависит от его важности и конкретности (близости к проблеме).
• Суть события (сообщения), цель которого — повлиять на общественное мнение, должна быть предельно ясной — без этого оно не может быть убедительным.
• Общественное мнение может сформироваться в условиях дефицита информации.
• Для формирования общественного мнения всегда нужен лидер.
• Люди меньше сопротивляются принятию важных решений руководством, если они чувствуют, что принимают какое-то участие в этом процессе.
• Людям легче сформировать мнение относительно целей (что надо делать), чем относительно методов достижения этих целей (как надо делать).
• Люди более благоприятно относятся к идеям, которые сопровождаются планом конкретных действий.
• Следует использовать принцип поэтапности в формировании общественного мнения: приняв определенную точку зрения, люди стараются ей следовать и далее.
• В формировании общественного мнения действует принцип взаимности, или «услуги за услугу» («вы нам пенсии, мы вам — свои голоса»).
• Принцип деликатности: отношение к проблеме может меняться в большей мере в результате меньшего общественного воздействия.
• Кампания, на проведение которой тратится слишком много денег, может вызвать подозрение и неодобрение.
• Повторение сообщения до трех-четырех раз повышает внимание к нему, однако очень частое повторение сообщения без достаточных для этого оснований снижает внимание к событию.
• Единичные и необычные сообщения запоминаются лучше.
• Мнение может быстро меняться и не стабилизируется до тех пор, пока событие или его последствия не станут более или менее очевидными.
• Довольно часто общественное мнение выражает убеждения, основанные не на фактах, а на субъективных и эмоциональных оценках этих фактов.
• Психологически мнение определяется личной заинтересованностью. Если появилась личная заинтересованность, то изменить мнение очень сложно. В этом случае в демократической среде общественное мнение будет доминировать над официальной политикой.
• Мнение людей по конкретному вопросу во многом зависит от того, как им преподнесен этот вопрос, и от обстоятельств, в которых они находились в это время.
• Люди будут поддерживать ту идею, которая может положительно повлиять на их будущее.
• Люди склонны одобрять узнаваемые идеи, исходящие из знакомого для них и надежного, с их точки зрения, источника.
• Обычно люди склонны верить больше тем, кто на них похож или на кого они хотят быть похожими.
• Заставить людей во что-то поверить проще, чем заставить их чему-то не верить.
Наиболее общими и важнейшими характеристиками общественного мнения являются состояние оптимизма или пессимизма.
Оптимизм — (от лат. optimus — наилучший) означает представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро, а существующий мир — это лучший из миров. Оптимизм — всегда состояние действия, когда людям понятно, что, как и ради чего надо делать. Считается, что именно оптимистические настроения лежат в основе успеха индивида и общества в целом: успех приходит к росту оптимизма в обществе, т.е. может формировать мечты и заряжать ими людей. Всегда более эффективными оказываются те политические деятели, которые излучают оптимизм и в состоянии вести за собой общество. Распространение и укрепление оптимизма в обществе — важнейшая задача PR-служб.
Пессимизм (от лат. pessimus — наихудший) — представление о том, что в мире преобладает отрицательное начало, царят хаос, зло и несправедливость. Пессимист, для которого характерны настроения безысходности и неверия в будущее общества, делает акцент на негативных аспектах ситуации.
Распространению пессимистических настроений в обществе может способствовать определенный тип мышления и мироощущения, для которого характерна склонность к крайностям, мышление типа «все или ничего», восприятие мира только в черно-белых тонах. Человек с пессимистическим мироощущением склонен принимать на себя ответственность за негативное событие, над которым в принципе не могло быть полного контроля, и даже временную неудачу он будет воспринимать как постоянное и неизбежное явление и провал всей жизни. Отдельное негативное событие способно заслонить для него все остальные положительные. Общий итог такого подхода — человек живет во враждебном мире.
Основой общественного пессимизмастановится, прежде всего, пренебрежение органами власти интересами населения. В том случае, если власть не проявляет должной заботы о людях — не обеспечивает их безопасность, не желает или не способна удовлетворить их материальные потребности, не вникает в различные проблемы жизни общества, неизбежным следствием станет распространение пессимистических настроений. Общество, для которого характерен пессимистический настрой, взрывоопасно. Следовательно, преодоление пессимизма является важнейшей задачей в системе управления общественными отношениями. Практическую роль в этом могут и должны сыграть PR-службы.
Для решения этой задачи существуют определенные методы.Система воздействия PR-служб на общество как целевую аудиторию должна быть построена таким образом, чтобы состояние беспокойства и ожидания перешло к желанию действия и обретению чувства уверенности в том, что решение проблем возможно. Таким образом, главная PR-задача — убедить человека и общество, что ситуация находится под контролем. Если люди чувствуют, что способны влиять на ситуацию, они с оптимизмом воспринимают ситуацию. Считается, что важнейшим средством преодоления пессимизма являются правильно подобранные, а именно достижимые,цели, реализация которых приносит успех.Кроме того, надо давать обществу конкретную информацию о конкретных достижениях, успешно работающих структурах и организациях, людях, которые уже достигли успеха в каких-то областях, показывать многообразие окружающего мира, воспитывать интерес к нему. В этом плане большие возможности имеет социальная реклама.
В основе управления общественными отношениямилежит метод убеждения.
Процесс убеждения состоит из определенных этапов и всегда, начинается с привлечения внимания аудитории. Для этого необходимо предпринять меры к тому, чтобы взять под контроль поток информации и трансформировать его таким образом, чтобы данная аудитория начала ассоциировать свои интересы с деятельностью организации, проводящей PR-акцию. Действия PR-служб должны состоять в том, чтобы донести до слушателя необходимую информацию. Третья стадия процесса убеждения — понимание, когда требуется организовать передачу информации слушателю таким образом, чтобы он воспринял суть сообщения. Понимание сообщения можно считать критическим моментом в процессе убеждения. Это связано с тем, что любая передача информации начинается с ее кодировки: сообщение предстает как речь, жесты, символы. Затем следует ее раскодировка той аудиторией, для которой она предназначена. При раскодировке может происходить как потеря информации, так и ее искажение. Например, если это относится к устному сообщению, то, услышав одни и те же слова, разные люди будут вкладывать в них разный смысл, поскольку у каждого «своя правда». Поэтому главная задача следующего этапа убеждения — добиться согласия с предлагаемой информацией. С этой целью подбирается определенный речевой модуль, т.е. соответствующая (под конкретную аудиторию) речевая установка в тексте, а из речевых модулей собирается нужная речь. После этого требуется обеспечить сохранение (запоминание) информации и ее распространение. Заключительным этапом процесса убеждения должны стать действия людей в соответствии со сформированным у них общественным мнением.
Убеждение может быть личным и безличным. Личное убеждение осуществляется через действия какого-то конкретного, известного человека. Безличное убеждение, осуществляемое через рекламные объявления или статьи в СМИ, обладает меньшей силой.
Основными составляющими метода убеждения, используемыми в PR-работе, являются утверждение и повторение. Они неразрывно связаны между собой: утверждение оказывает реальное воздействие лишь тогда, когда оно повторяется часто и, по возможности, в одних и тех же выражениях — следует «говорить в один голос». «Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что, в конце концов, она принимается уже как доказанная истина»[50].
Так как общественное мнение часто меняется, важной задачей PR-служб является его измерение и оценка, что достаточно сложно. Существуют разные методики исследования общественного мнения, но единой последовательной системы измерения и оценки этого явления до сих пор нет.
Информационные процессы в обществе и управление ими
Управление общественными отношениями в определяющей степени основывается на доступе к информации и регулировании информационных потоков. Известная формула «информация — это власть» имеет достаточное обоснование. Именно информация играет все большую роль в жизни людей и определяет темпы и характер развития современного общества — недаром оно получило статус информационного. В конце XX в. виртуальный информационный мир и мировое информационное пространство стали реальностью.
Соответственно, изменился статус информации: резко возросла роль профессий, которые связаны с ее созданием, сбором, обработкой, хранением и использованием. Право человека на получение информации определяется как одна из основных гражданских свобод наравне с другими фундаментальными правами — такими, как право на частную жизнь, свободу слова, собраний, вероисповеданий.
Для управления общественными отношениями важен не только доступ к информации, но и возможность ее использовать для достижения определенных целей. Тот, кто владеет информацией, всегда будет стараться контролировать ее распространение. Такой контроль подразумевает принятие решения относительно того, «что, кому и как сказать». В понятие «контроль над информацией» входит и управление новостями, т.е. организация текущих информационных потоков таким образом, чтобы происходящее расценивалось обществом как событие, заслуживающее внимания, и целенаправленное привлечение внимания к аудитории к определенным фактам.
Контроль над информацией невозможен без выбора конкретного средства информации для освещения данного события. Это связано с тем, что выбор информационного канала, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки, часто имеет решающее значение для представления сообщения обществу. PR-специалисты должны знать эти особенности и учитывать их свойства.
Если фундаментом для здания общественного мнения являются массовая культура, народные традиции, национальный менталитет, процессы и события, происходящие в стране и мире, а «строительной бригадой» выступают PR-службы, то их важнейшим инструментом являются средства массовой информации. Занимаясь формированием общественного мнения, PR-службы работают в непосредственном контакте со средствами массовой информации (СМИ). Именно СМИ, создавая и организуя информационное пространство, играют особую роль в формировании общественного мнения. Событие имеет для публики смысл только тогда, когда о нем становится известно. Как правило, о событии сообщают СМИ, воздействуя, таким образом, на общественное мнение, власть, политиков, конкурентов.
PR в ряду других дисциплин. PR как профессия
До сих пор не совсем ясно, где расположить PR как науку с академической точки зрения и какое место должна занимать учебная дисциплина, существующая в учебных программах под различными названиями, но объединенная общим понятием PR (public relations).
Предлагаются различные варианты — рассматривать и преподавать PR как прикладную общественную науку, относящуюся к управлению, а также разрабатывать курсы PR в составе программ по специальности «журналистика» или «массовые коммуникации». Такая неопределенность в значительной степени объясняется еще и тем, что предмет PR вошел в учебные планы зарубежных и российских университетов недавно и опыта преподавания этой дисциплины недостаточно для однозначного решения методологических вопросов.
Осознание того, что обществом в значительной степени управляют путем «внутреннего принуждения», привело к тому, что на Западе появились новые направления общественных наук, которые принято обозначать как науки о консенсусе. К ним помимо PR относятся теория переговоров, конфликтология, теория коммуникаций. Теория коммуникаций базируется на ряде новых научных дисциплин — паралингвистике, кинесике, проксемике, и, в свою очередь, является основой для таких дисциплин, как пропаганда, контрпропаганда, реклама и пр.
PR, конфликтология и теория переговоров. Теория PR активно использует основные положения конфликтологии, в которой конфликты рассматриваются не как социальная патология, а как норма любой развивающейся системы. Задача PR-служб, таким образом, заключается в том, чтобы их правильно разрешать. Предложенные конфликтологией способы разрешения конфликтов — па уровне интересов, на уровне силы, на уровне права — активно используются в практике PR. Теоретическим и практическим продолжением конфликтологии является теория переговоров. Переговоры, призванные согласовать интересы конфликтующих сторон, входят в арсенал средств PR-специалистов.
Теория информации (или теория сообщений) — раздел кибернетики, в котором математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в сообщении, способы ее передачи, показано, как происходит принятие решения в зависимости от поступления новой информации. Согласно теории информации слишком большой объем информации, так же как и ее недостаток, сам по себе может стать причиной принятия неверного решения.
Паралингвистика. Специалисты по PR активно используют наработки паралингвистики, которая изучает передачу информации с помощью голосовых характеристик — через интонации, скорость речи, тембр голоса, высоту звуков, акцент. Нередко именно эти особенности речи оказывают большое влияние на исход переговоров.
Риторика — наука об ораторском искусстве и наиболее эффективных способах словесного воздействия на сознание человека — содержит сведения о литературных стилях (высоком, среднем и низком), помогает в отборе именно тех слов и использовании таких стилистических приемов, которые могли бы быть наиболее эффективны в данной ситуации. На законы риторики опираются спичрайтеры.
Пропаганда и контрпропаганда. Пропаганда — преднамеренная и энергичная попытка убедить людей думать и действовать определенным образом. Контрпропаганда — меры, направленные против данной пропаганды. Методы пропаганды и контрпропаганды широко применяются PR-службами при организации выборных кампаний. Кинесика изучает совокупность телодвижений, жестов и мимики, применяемых в процессе человеческого общения, выявляет закономерности несловесного поведения и дает расшифровку поз и жестов. Так, установлено, что существуют позы мужества, трусости, покорности. При проведении акции PR следует учитывать рекомендации специалистов об оптимальных или неприемлемых позах и жестах в конкретной ситуации.
Проксемика — молодая наука, исследующая личное и общественное пространство человека и то, как оно используется для достижения конкретных целей. Специалисты выделяют четыре основные пространственные зоны человека — от интимной до общественной. Они пришли к выводу, что при организации PR-мероприятий необходимо учитывать пространство.
Есть еще более молодые науки, которые еще не выделились из других направлений и не получили пока общепринятого названия. Примером такой науки может быть «взглядоведение». В рамках данной дисциплины анализируются, в частности, такие вопросы: как влияет на собеседника взгляд прямо в глаза; как воспринимается взгляд в сторону или на переносицу; как воспринимаются очки, в том числе темные, на публичных мероприятиях. Близкая к этому наука — физиогномика.
Имиджелогия объединяет все эти отрасли знаний. Имиджмейкеры займутся прической, подберут тип очков, костюм, набор жестов, отрепетируют выход к публике, расскажут, как правильно застегивать и расстегивать пиджак, — это может трактоваться как уверенность в себе; как вести себя, чтобы не выдавать волнения. Имиджмейкеры исходят из того, что одежда передает колоссальный объем информации о том, кто ее носит. Общественный и профессиональный статус, национальность, консерватизм или новаторство в характере, вкус, стиль — все это можно передать во внешнем облике. Персональный имидж — личная реклама, реклама способностей, компетентности, ценностей. Имидж любого человека исключительно важен — мы принимаем решение о человеке, посмотрев на него всего лишь несколько секунд. Многие люди потом практически не в состоянии изменить первоначальное впечатление от данного человека.
Теория массовой культуры важна потому, что позволяет проследить многие закономерности массового сознания, а также исследовать причины успехов и провалов различных передач в средствах массовой информации, которые отражают многие скрытые характеристики массового сознания.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) изучает и разрабатывает пути воздействия на человека сразу по нескольким каналам. Теория НЛП утверждает, что у каждого человека существует доминирующий канал восприятия информации — визуальный, слуховой, тактильный, используя который можно добиться максимальных результатов в регулировании общественного мнения в целом и поведения конкретного человека в частности. Специалисты по НЛП признают, что внушение может быть не прямым, а косвенным, через опосредованные образы.
PR близок и в то же время отличается от ряда других смежных сфер деятельности — от рекламы, маркетинга, журналистики.Деятельность в области PR включает агитацию в печати, популяризацию, общественную деятельность, исследования, дизайн, рекламу, маркетинг.
Если стратегия PR — стратегия, которая побуждает верить сообщению, то стратегия рекламы заключается в том, чтобы вызвать желание приобрести продукцию. Для маркетологов важно знать преимущественно две вещи — востребованы ли товар или услуга, а также кому и в какой форме они могут быть предложены. Исследования в сфере мерчандайзинга должны ответить на вопрос, какие скрытые эмоции играют роль в восприятии товара, какой цвет привлекает наибольшее внимание людей, какое оформление витрин и интерьеры нравятся покупателям.
Все эти сферы знаний способствуют исследованию общественного сознания и массового социального поведения, и, следовательно, их рекомендации могут быть применены в практике PR.
Личные качества, необходимые специалисту поPR. Спрос на PR-специалистов быстро растет. У этих специалистов непростое предназначение — всегда быть в центре событий, вращаясь между заказчиками, клиентами, менеджментом и служащими организации. Многообразие функций PR предъявляет к ним весьма высокие требования.
Специалист в области PR должен быть хорошим аналитиком, т.е. уметь мыслить логически, схватывать суть событий, выявить проблему, анализировать ее, прогнозировать результаты, рекомендовать возможные пути решения и проверять результаты.
PR-специалист должен владеть навыками общения с людьми, что предполагает наличие у него умения понятно интерпретировать события, выслушивать собеседника и воспринимать чужую точку зрения. Чрезвычайно ценно владеть приемами убеждения и внушения, уметь входить в доверие. Приветствуются организаторские способности и умение ладить с людьми — начальником, подчиненными, коллегами, клиентами, прессой, для чего необходимы ораторские данные и соответствующая внешность. PR-специалисты должны уметь хорошо писать и владеть множеством стилей, причем применительно ко всем видам СМИ.
PR-специалист будет значительно более успешным, если он обладает интуицией, имеет богатое воображение и способен быть предельно внимательным к деталям — иногда именно они решают исход кампании.
Зная цену времени, он должен быть в состоянии заниматься разными проблемами одновременно, демонстрируя находчивость и гибкость, а также обладать способностью быстро обучаться, не останавливаться на достигнутом.
Важными и необходимыми качествами для успешного PR-специалиста являются здравый смысл и честность, адекватное восприятие действительности, невозмутимость и твердость характера, уверенность в себе и способность сохранять спокойствие в сложной ситуации. Наконец, PR-специалист также должен быть справедливым и обладать мужеством для признания своих ошибок. Итак, очевидно, что только человек, разносторонне одаренный, может квалифицированно справляться со всеми видами деятельности, входящими в сферу PR.
Задачи отдела PR. Высокие требования, предъявляемые к PR-специалисту, вытекают из широкого круга его обязанностей. В повседневной работе специалисты отдела PR обеспечивают все внешние связи организации, выполняют функции пресс-секретаря, организуют и проводят пресс-конференции, презентации. Такая деятельность включает написание текстов выступлений, подготовку соответствующей аудио- и видеоинформации. PR-отдел часто готовит печатные материалы и обеспечивает их распространение. PR-отдел осуществляет задачи и следовательского центра, проводящего разнообразные социологические и политические исследования. На PR-отдел может быть возложена обязанность проведения телемостов, видеоконференций и ежегодных собраний работников организации.
PR-служба может выполнять функции отдела кадров. В этом случае одна из задач PR-отдела — способствовать улучшению морального климата. В организациях, где PR-работе не уделяется должного внимания, нередко наблюдаются конфликты в отношениях между коллегами.
Меняя общественное мнение, работники PR-служб остаются открытыми для его ответного влияния: оно нередко оказывает столь сильное и даже решающее воздействие на PR-специалистов и их собственное восприятие данной проблемы, что делает невозможным их эффективную деятельность. Кроме того, постоянно прислушиваясь к мнению своих клиентов, PR-специалисты могут потерять способность выносить и поддерживать собственные независимые суждения, что снижает качество их профессиональной деятельности. Нередко возникает дефицит информации, необходимой для точной формулировки проблемы; саму проблему может быть чрезвычайно трудно оценить «объективно», еще труднее — «объективно» представить ее в глазах других.
Также существуют трудности во взаимоотношениях служб PR и заказчика. Для некоторых организаций характерна недооценка роли служб PR: заказчик считает, что он сам неплохо разбирается в данной проблеме, многое может сделать самостоятельно, и произвольно вмешивается в работу PR-специалиста.
Возможны ситуации, когда заказчик полагает, что специалисты по PR в своих интересах предлагают включить в перечень, слишком большой круг работ, пытаясь делать «сразу все», что нереально и необоснованно увеличивает стоимость PR-кампании. Основанием для критики работников вобласти PR также может быть недостаток у них определенных профессиональных знаний. Действительно, для достижения высоких результатов PR-специалистам надо знать не только конкретные приемы PR -работы, но и специфику сферы деятельности заказчика — финансы, бизнес, политику. Важным фактором, определяющим реакцию заказчика на результаты PR-работы, является корпоративная культура организации. Закономерность здесь такая: чем сильнее корпоративная культура, тем меньше гибкости проявляет организация при проведении в жизнь неординарных решений.
Серьезной проблемой может стать давление на PR-специалиста со стороны недобросовестных клиентов, которые могут быть заинтересованы в предоставлении обществу неверной информации, препятствовать ее сбору и распространению. В этом случае PR-специалист будет поставлен перед выбором — выполнить заказ клиента и получить соответствующее финансовое вознаграждение или отказаться, следуя правилам, сформулированным в кодексах профессиональной этики.
Проблемой, затрудняющей деятельность в области PR, могут стать и взаимоотношения PR-специалистов. Для успешной PR-акции важно правильно строить отношения работников как внутри PR-агентства или отдела, так и с коллегами из других агентств. Большинство PR-специалистов обучены технике общения с клиентами и публикой, но между собой они очень часто общаются гораздо менее эффективно и доброжелательно.
Известны случаи, когда PR-специалисты из разных агентств, работая вместе для решения поставленной PR-задачи, оказывались не в состоянии ее выполнить. Причинами этого, как правило, бывают взаимное недоверие и конкуренция. Для того чтобы этого избежать, надо заранее четко распределить роли и доли участия каждого, согласовать сроки и графики выполнения работ. Специалисты в области PR-теории не рекомендуют приглашать коллег из других PR-агентств на подготовительные информационные мероприятия.
Теория PR как универсальная система. Специфика применения методов PR в развитых странах.
Теория PR — одинаковая во всех странах, а ее практическое применение — различно, так как в значительной степени зависит от местных традиций, языка, культуры, религии, политики, национальных методов ведения бизнеса.
Западные PR-агентства нередко объединяются с национальными в других странах для решения конкретных задач. Такая тактика помогает избегать трений из-за разных культурных принципов и традиций. Это, прежде всего, касается положения женщин и детей, процесса приема на работу, когда учитываются такие характеристики, как пол, возраст, принадлежность к определенной социальной группе (касте). Особенно сложными оказываются ситуации, в которых затрагивается религиозная принадлежность. Так, если целью PR-акции является продвижение продукции клиента в Иране, то кампанию следует строить таким образом, чтобы в рекламе не было ни изображения женщин, ни западных шуток, ни малейшего намека на секс или Америку; не приветствуется также использование английского языка.
Кроме того, PR-специалисту следует учитывать и другие особенности национальных культур. Немаловажно знать язык жестов, так как многие жесты воспринимаются по-разному в разных культурах. Например, известный жест «О.К.» (когда большой и указательный пальцы соединены в кружок) в США считается дружеским жестом, во Франции и Бельгии рассматривается как оскорбление («ты полный ноль»), в Южной Италии трактуется как «задница», в Турции — как оскорбительное и вульгарное сексуальное приглашение. Есть жесты уникальные, принятые только в данной культуре. Примером может служить немецкий жест пожелания удачи — два кулака с зажатыми внутри большими пальцами, как бы постукивающие по воображаемому столу. Есть жесты, общие для многих народов, — например, утвердительный кивок головой — он почти везде означает «да», но не у всех — у болгар все наоборот.
Разные народы по-разному оценивают манеру собеседника говорить и смотреть — кто-то будет смотреть собеседнику прямо в глаза, другие предпочтут отвести взгляд в сторону, смотреть мимо лица. Также по-разному определяются зоны, на которые делится личное и общественное пространство человека; при этом каждый человек стремится следовать тем установкам, которые свойственны его культуре. Известно также, что разные цивилизации поразному относятся ко времени, в том числе к тому, допустимо ли лидеру (и прочим) опаздывать, в том числе на PR-акции.