Технология идеологического процесса.
Функционирование идеологии — это сложный путь ее трансформации, последовательного протекания от одной формы к другой с опорой на структуру гетерогенных элементов - процессов производства, распространения, усвоения и реализации. Идеологическое содержание (истинное или ложное) придает им качественную определенность и отличает от других процессов духовной жизни: познавательного, художественного, психологического и др. Данный подход отражает концептуальную идею - в понимании идеологического процесса идти от деятельности (способа преобразования) и отношений (способа соединения, связи), выступающих как причины (основания) и порождающих одно следствие, к процессу (потоку, смене состояний).
Идеологический процесс функционирует на коммуникативно-информационной основе, и его синхронный срез обретает форму социальной технологии. Последняя алгоритмизирует его единичный цикл: рационально разделяет на отдельные процессы (этапы) с адекватными процедурами, системами средств и методов для достижения проектируемых целей и др. Технологию идеологического процесса можно представить в виде системной модели. Последняя хотя и не отражает все нюансы его протекания, но в то же время позволяет наглядно представить порядок взаимодействия структурированных данным образом процессов производства, распространения, усвоения и реализации идеологии, а также то, чему они служат в рамках целого. Вместе с тем алгоритмизация идеологического процесса, имея прагматическую ориентацию реализации практических рекомендаций, включенных в систему управления и регулирования его протекания, не отменяет вопроса проявлений в искусстве идеологического общения и убеждения людей, индивидуальных усилий, инициативы и творческого начала.
Повседневный жизненный мир
Идеологические образования своими корнями связаны с социальной средой, практически ставшей системой общественных отношений. Они составляют повседневный жизненный мир, в котором осуществляется рутинное жизнетворчество обыденного человека, его духовно-практическая деятельность. В силу того, что данный мир включает государственную и негосударственную сферы, люди одновременно выступают как граждане и частные лица (обыватели), связь между государством и обществом усложняется.
Повседневностьэто жизненный мир, протекающий: в рамках здравого смысла и человеческой субъективности для определенного (одного) культурного уровня и представляющий собой привычное, упорядоченное, близкое, известное, ожидаемое, то есть то, что переживается каждый день. Она является непосредственной социальной данностью, в которой живет и мыслит обыденный индивид («одномерный человек») со своими стремлениями, желаниями, чувствованиями, наличным запасом знаний, жизненно-практическим опытом, образцами поведенческих реакций. В повседневном (феноменальном) жизненном мире действия людей имеют субъективный смысл, ориентированы на действия других, зависят от объектов, воздействующих на них и, в свою очередь, подвергающихся воздействию со стороны людей. В нем образуются смыслы и формируются правила, социальная память и традиции, обычаи, необходимые для выживания.
Основой повседневной жизнедеятельности является интерсубъективность — «сотворимость» общего для всех социального мира наличными целями взаимодействующих субъектов. Поэтому повседневность предстает как донаучный мир уверенностей, смыслов, стереотипов, очевидностей обыденного опыта, которые в человеческой жизни принимаются в качестве безусловно значимых и практически апробированных. Данный самоочевидный (непосредственно очевидный) мир является предпосылкой и условием существования всего остального знания: научные социальные, идеологические знания зависят от повседневного жизненного мира. Духовно-идеологические образования возникают, разворачиваются и закрепляются в нем, наполняя ценностным смыслом социальные действия. Данный смысл становится объектом понимания и интерпретации, воплощающихся в идеальное - идеологическое содержание (истинное или ложное), позволяющее людям, социальным общностям, группам и организациям духовно определяться, осознавать (идентифицировать) себя в качестве субъекта-участника общественных движений и исполнителя социальных ролей в общественных отношениях в условиях конкуренции функциональных групп интересов.