Правовые формы и методы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства – это специфические виды государственной деятельности. Они делятся на:
· правовые – формы деятельности государства, которые основаны на праве и влекут правовые последствия.
· организационные – текущая организационная работа по решению определенных задач; хозяйственная деятельность; идеологическая деятельность.
Признаки правовых форм деятельности:
1. они предусмотрены нормами материального права;
2. процедура их осуществления предусмотрена нормами процессуального права;
3. это деятельность по осуществлению полномочий и компетенции органов государства;
4. они связаны с использованием правил юридической техники;
5. эта деятельность влечёт правовые последствия;
6. результаты этой деятельности фиксируются в правовых актах.
Виды правовых форм осуществления функций государства:
1) законодательство (принятие правовых норм, обладающих высшей юридической силой);
2) управление (исполнительно-распорядительная деятельность);
3) правосудие;
4) контрольно-надзорная деятельность;
5) правоохранительная деятельность.
Методы осуществления функций государства – это способы, приемы реализации его функций. Они разнообразны. Например, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения; для реализации экономической функции – прогнозирование, льготное кредитование, инвестирование, государственное субсидирование; защита прав потребителей и т.п.
Среди правовых методов осуществления функций государства необходимо выделить:
1) правотворческие (разработка и принятие нормативных актов);
2) правоприменительные (деятельность компетентных органов по реализации норм права);
3) правоохранительные (осуществление правового контроля, реализация функций юридической ответственности).
– 3 –
Впервые системный подход был предпринят в политологии в начале 50-х годов ХХ века американским политологом Дэвидом Истоном. В специальной литературе нет единого мнения о понятии ПСО. Чиркин В.Е. считает, что ПСО носит универсальный характер, её элементы объединяют политическую сферу. М.Н.Марченко исходит из того, что ПСО – это совокупность государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. С.А.Комаров полагает, что ПСО – это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать самостоятельность и политическую активность индивидов в политическом процессе.
В специальной литературе, помимо категории ПСО, употребляется термин «политическая организация общества». Существует мнение (И.П.Ильинский), что политическая организация общества – это элемент ПСО. Н.Н.Разумович, наоборот, считает ПСО составной частью политической организации общества, а Ю.А.Тихомиров отождествляет эти понятия. Таким образом, все существующие точки зрения можно свести к двум основным подходам:
1. широкому: ПСО – это совокупность всех политических явлений, существующих в социально неоднородном обществе;
2. узкому: ПСО – это совокупность государственных организаций и общественных объединений, которые осуществляют борьбу за власть, принимают участие в её формировании и реализации.
ТГП исследует последний аспект политической системы, при этом используют следующие подходы:
- Институциональный – выделение формирующих ПС институтов, анализ ее структурных элементов.
- Регулятивный – функционирование ПС на основе правовых норм, корпоративных норм, политических традиций и обычаев, правил политической этики.
- Идеологический – изучение ПС на основе идей, представлений ученых.
- Коммуникативный – анализ ПС с позиций связей и отношений между различными её институтами.
- Функциональный – рассмотрение ПС с точки зрения её способов и средств воздействия на политическую жизнь страны.
- Личностный (С.А.Комаров) – первичным элементом ПС выступает человек как высшая социальная ценность.
Политическая система – это совокупность государственных организаций и негосударственных объединений, участвующих в осуществлении политической власти.
Признаки ПС:
- устойчивая взаимозависимость элементов;
- упорядоченность политических отношений;
- основывается на общих ценностях и убеждениях, выработанных участниками политического процесса;
- политический плюрализм (многообразие политических суждений);
- многопартийность;
- политический консенсус (преодоление политических конфликтов и противоречий).
Функции ПС:
- Обеспечение легитимации власти (ПС – это закрепленная нормами форма бытия власти).
- Регулирующая – поиск наиболее рационального варианта принятия политического решения.
- Формирование политической элиты.
- Политическая социализация – формирование политической культуры в сознании индивидов.
- Интегративная – гармонизация интересов различных социальных групп и слоев общества.
- Конфликтно-разрешительная – обеспечение порядка в обществе путем разрешения политических конфликтов и кризисов.
– 4 –
Основные элементы ПС:
1. Субъекты политики (человек, социальные группы).
2. Политические институты (государство, политические партии и общественные организации). В зависимости от степени участия в политической жизни они подразделяются на:
Ø собственно-политические: государство, политические партии и движения. Они непосредственно связаны с политикой и преследуют политические цели, воздействуя на отдельные группы и слои населения;
Ø несобственно-политические: профсоюзы (как органы социального партнерства между работниками и работодателями), кооперативы, творческие союзы и др. Они формируются для активной деятельности в других сферах жизни общества – экономической, духовной и т.д. По мнению М.Н. Марченко, отдельную группу составляют добровольные общества и ассоциации, которые, не являясь субъектами политической власти, оказывают влияние на нее путем участия в избирательных кампаниях.
Ø В юридической литературе спорным является вопрос о включении религиозных организаций и института церкви в ПС. Одни ученые (А.Петришин, НЮАУ) считают, что включение в состав ПС церкви неоправданно расширяет пределы политических отношений и способствует огосударствлению данного института, который является составной частью гражданского общества. Другие (Л.Морозова, Москва) исходят из того, что в клерикальных теократических государствах религиозные организации играют значительную роль в политической жизни.
Ø Некоторые ученые (Сырых В.М.) включают в ПС органы местного самоуправления. Они не входят в систему органов государственной власти, но активно участвуют в решении вопросов местного значения; а также преступные сообщества на том основании, что они оказывают влияние на все сферы жизни общества. Л.Морозова считает, что указанные сообщества не имеют права участвовать в политической жизни, поскольку они действуют вопреки закону.
3. Политические отношения – реализуются через конкретные политические действия участников политического процесса и отображаются в политическом сознании.
4. Политические нормы– это образцы, правила поведения, которым субъект политики следует на практике. Нормативной основой ПС выступают:
Ø корпоративные нормы – принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;
Ø политические традиции – существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей, лоббирование законопроектов. Однако они не предусматривают детальной регламентации;
Ø политические обычаи – выступают как конкретизированные нормы поведения, складывающиеся в силу многократного повторения фактических политических отношений (например, государственная служба в США первоначально сформировалась на основе политического обычая: Дж. Вашингтон создал свою администрацию первоначально без юридической основы, а также без практики предыдущих президентов);
Ø правила политической этики – отражают общечеловеческие ценности и связаны с нормами морали.
5. Политические принципы –закрепляют определенные устои, которых должны придерживаться участники политического процесса.
6. Политическое сознание –это система идей, представлений о политической власти, политических явлениях и процессах. Оно выражается в общественном мнении, в формировании которого важную роль играют СМИ.
7. Политическая культура –это совокупность ценностей, идей, убеждений, принятых участниками политического процесса.
8. Политическая деятельность – это разнообразные виды действий участников политического процесса, направленные на обеспечение функционирования и осуществления политической власти. Эта деятельность может носить как активный, так и пассивный характер (отрицание политики в целом).
– 5 –
Государство в ПСО занимает особое место, поскольку:
1. Оно в единственном роде является организацией всего населения страны в пределах государственной границы. Другие объединения организуются по интересам.
2. Только государство может принимать нормы права, обязательные к исполнению всеми субъектами политической системы. Иные субъекты политической системы принимают нормы, но они являются общеобязательными только для своих членов (корпоративные нормы).
3. Государство собирает налоги.
4. Государство – уникальная организация, обладающая суверенитетом.
5. Государство устанавливает правовой статус иных субъектов политической системы (регистрирует общественные объединения, контролирует законность их деятельности).
6. Государство выступает субъектом международного права, заключает от своего имени международные договоры, входит в состав международных организаций.
7. Государство имеет материальные основы власти (вооруженные силы), а общественные объединения не могут создавать военизированных формирований.