Вопрос 2. гарантии законности
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности. Гарантировать законность – значит сделать ее незыблемой.
Гарантии законности — условия общественной жизни и меры, принимаемые государством для обеспечения режима законности и стабильного правопорядка.
Гарантии законности можно разделить на:
• общесоциальные;
• специально-социальные— юридические и организационные.
Общесоциальные гарантии законности:
1. Экономические — степень экономического развития общества, ритмичности работы хозяйственного механизма страны, роста производительности труда и объема производства; многообразие и равенство всех форм собственности, равенство экономических возможностей субъектов общественных отношений. Наличие экономической независимости субъектов права создаст объективные условия для их заинтересованности в законности.
2. Политические — степень демократизма конституционного строя, т.е. наличия развитой системы народовластия, демократических форм и институтов его осуществления; политического плюрализма, позволяющего личности свободно самоопределяться, объединяться в организации по различным интересам; соблюдение принципа разделения властей.
3. Идеологические — степень развития правосознания, комплекса нравственных и правовых представлений о необходимости законопослушного поведения, недопустимости совершения безнравственных поступков, которые одновременно являются противоправными; идеологический плюрализм, ненавязывание государством идеологии, а забота о правовом обучении, воспитании, правовой культуре. Существенное значение имеет широкая информированность населения, свобода прессы, мнений, что позволяет вести публичную борьбу с правонарушениями в любой сфере государственной и общественной жизни.
Экономические, политические, идеологические гарантии законности — это реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества.
Специально-социальные гарантии законности можно разделить на две группы:
Юридические— предусмотренная законом система специальных средств, посредством которых обеспечивается создание качественных законов, их соблюдение и исполнение;
Юридические гарантии законности по ближайшим целям:
1)превентивные (предупреждающие) — состоят в предупреждении правонарушений: предотвращение нарушений администрацией трудовых прав граждан, недопущение незаконного увольнения;
2) прекращающие (пресекающие) — направлены на пресечение выявленных правонарушений: задержание, арест, обыск, подписка о невыезде;
3) восстанавливающие — выражаются в устранении или возмещении негативных последствий правонарушений: принудительное взыскание алиментов, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения;
4) карательные илиштрафные— направлены на реализацию юридической ответственности правонарушителей: наказание лица, виновного в совершении правонарушения.
Юридические гарантии законности по субъектам применения:
— парламентские;
— президентские;
— судебные;
— прокурорские;
— административные (управленческие);
— контрольные;
— муниципальные (местные).
Организационные- мероприятия организационно-юридического характера, направленные на обеспечение режима законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. К ним относятся кадровая работа, организация условий для нормального функционирования юрисдикционных и судебных органов, их структурных подразделений с целью противодействия организованной преступности, борьбе с коррупцией.
Вывод:Гарантии законности — условия общественной жизни и меры, принимаемые государством для обеспечения режима законности и стабильного правопорядка. Гарантии законности можно разделить на: • общесоциальные; специально-социальные— юридические и организационные.
Вопрос 3. Правопорядок: понятие, сущность, содержание и принципы
В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений, закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства.
Правопорядок — часть общественного порядка. Общественный порядок — состояние (режим) упорядоченности социальными нормами (нормами права, морали, корпоративными нормами, нормами-обычаями) системы общественных отношений и их соблюдение. Понятие общественного порядка шире понятия правового порядка, поскольку в укреплении и поддержании первого важная роль принадлежит всем социальным нормам. Правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется специальными государственно-правовыми мерами.
Правопорядок - это фактическая упорядоченность общественных отношений, которая складывается в результате реализации требований юридических норм
Правовой порядок каждого общества раскрывается через его признаки, принципы.
Основные признаки правопорядка:
1) закладывается и правовых нормах в процессе правотворчества;
2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений;
3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности;
4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав;
5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;
6) требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение;
7) устанавливает строгую общественную дисциплину;
8) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;
Содержание правопорядка— система правовых и неправовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
Различают содержание правопорядка:
1.Материальное— система реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, юридических) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников — физических и юридических лиц, как результат их объективной потребности. В материальном содержании правопорядка выражается закономерность его возникновения, развития и функционирования в процессе взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой.
2.Юридическое (государственно-правовое)— система реализованных прав, обязанностей, ответственности граждан, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированное правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства.
Структура правопорядка— это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права.
Принципы правопорядка — отправные начала, непререкаемые требования, которые формируют правопорядок и являются основой его существования и функционирования.
К принципам правопорядка можно отнести принципы законности. Однако, учитывая то, что правопорядок является самостоятельной качественной определенностью, следует выделить его специфические принципы:
1.Принцип конституционности— подчинение нормативным положениям конституции и обеспечение ее реализации. Теоретическая конституция (то, что должно быть) призвана стать практической конституцией (то, что есть), то есть установленным порядком жизни;
2.Принцип законности— создание качественных законов и строгое их соблюдение. Законность — главное условие установления правопорядка;
3.Принцип системно-структурной организации— наличие целостности и структурности как необходимых свойств, позволяющих действовать слаженно всем элементам гражданского общества и правовой системы государства;
4.Принцип иерархической субординации и подчинения— проявляется в строгой соподчиненности органов государства, должностных лиц; нормативных актов по юридической силе, а также актов применения норм права и т.д., которые обеспечивают упорядоченность их связей;
5.Принцип социальной (в том числе правовой) нормативности— выражается в необходимости упорядочивающей деятельности общества и особенно субъектов правотворчества с помощью социальных, главным образом правовых норм. Правовая нормативность является основой и средством упорядочения;
6.Принцип справедливости и гуманизма— базирование на высоких нравственных устоях, уважении прав человека, его достоинства и чести;
7.Принцип подконтрольности— наличие повсеместного, всеобщего и универсального контроля, осуществляемого гражданским обществом, его структурами, государством в лице его различных органов, гражданам.
Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок".
Общественный порядок - это фактическая упорядоченность общественных отношений, которая складывается в результате реализации всей совокупности социальных норм и принципов, действующих в данном обществе.
Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).
Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.
Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:
1) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;
2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;
4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;
5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.
Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.
Вывод: Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированности и согласованности общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Законность представляет собой – принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).
Законность базируется на определенных гарантиях— условиях общественной жизни и мерах, принимаемых государством для обеспечения режима законности и стабильного правопорядка. Гарантии законности можно разделить на:
- общесоциальные;
-специально-социальные— юридические и организационные.
В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений, закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства. Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированности и согласованности общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности.
Использованная литература:
1. Варлен М.В. Реализация принципа конституционной законности в деятельности законодательных органов субъектов России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. - 5-е изд., стереотип. - М.: Омега-Л, 2008.
3. Винницкий И.Е. Роль справедливости и законности в обеспечении целостности и устойчивости системы принципов права // История государства и права. 2011. № 13.
4. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
5. Меняйло Д.В., Рязанова Н.А. Правомерность деятельности сотрудников органов внутренних дел как важный фактор в обеспечении общественного порядка // Вестник Бел ЮИ МВД России. 2011. № 1.
6. Солуков А.А. Законность в советский и постсоветский периоды: сравнительное исследование. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
7. Сумачев А.В. О «потерянном» принципе законности в законодательстве об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2012. № 12.
8. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.
9. Теория государства и права: учебное пособие: в 2 ч. Ч. II: Теория права / кол. авт.: Ю.С. Кожевникова, Р.А. Кузнецов, В.И. Леушин и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2007.
10. Якушева И.П. Формирование правового сознания российской молодежи как фактор совершенствования правопорядка // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 3.
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие связей и отношений между людьми в обществе позволяет говорить о двух разновидностях поведения – юридически безразличного, обусловленного действием обычаев, традиций, норм морали, норм религии, и юридически значимого, предусмотренного нормами права.