Разновидности корпоративизма.

Возрождение корпоративизма (неокорпоративизма) в последней трети XX в. связано с многогранностью его проявлений. В зарубежной и отечественной литературе существуют разные подходы к выявлению разновидностей корпоративизма:

— Ф. Шмиттер в зависимости от политического режима выделяет: а) социеталъный корпоративизм в плюралистических (либеральных) системах как позитивную инкорпорацию групп интересов в управленческие и политические процессы; б) государственный (антилиберальный) корпоративизм, тяготеющий к тоталитаризму и представляющий социальную опасность.

— Дж. Лембрух на этой же основе выделяет: в.) либеральный неокорпоративизм в демократических системах; б) этатический в авторитарно-тоталитарных режимах; в) традиционный в средние века - цеха, гильдии и т. п.

— СП. Перегудов выделяет: а) демократический корпоративизм в форме конструктивного трипартистского взаимодействия; б) бюрократический с засилием коррупционно организованных интересов.

Кроме того, в концептуально-теоретическом плане выделение либеральной, демократической его разновидности дополняется: а) страновым подходом (Дж. Лембрух) — выделением стран сильного (Австрия, Швеция, Нидерланды), среднего (Дания, ФРГ, Британия), слабого (США, Франция) корпоративизма; б) уровневым подходом (А. Коусон) — выделением общенационального (макро-), отраслевого, компанейского (мезо-), отдельного предприятия (микро-) корпоративизма. Теперь последний предстает более рассредоточенным и специализированным, получившим развитие в большинстве западноевропейских стран.

Современное представление о корпоративизме отражает многогранность его проявлений, которую можно классифицировать, используя критерий его продуктивности - антипродуктивности. На этой основе правомерно выделить два типа корпоративизма — позитивный (продуктивный) и негативный (антипродуктивньй), которые, в свою очередь, имеют соответствующие разновидности.

1. Негативный корпоративизм — это форма корпоративных отношений, ориентированная на принудительное объединение групп интересов и навязывания другим (сообществу, обществу) сугубо эгоистических интересов какой-либо социальной группы, организации под видом общих или общенациональных.

Он выступает насильственным средством формирования корпоративных антипродуктивных порядков авторитарного (тоталитарного) и олигархического толка. Отсюда вытекает жесткий дискредитационный смысл негативного типа корпоративизма, и вопрос проявления в нем культуры является дискуссионным, связанным с проблемой антикультуры.

Тоталитарный корпоративизм — это форма принудительного представительства интересов субъектов социально-экономических отношений при решающей (монопольной) роли государственных (партийно-государственных) структур, способствующая установлению порядков авторитарно-тоталитарного толка.

Бюрократический корпоративизм - это форма представительства бюрократически организованных интересов, навязывающих правила игры, конкретные хозяйственно-политические решения и механизмы контроля в корыстных целях.

Олигархический корпоративизм (квазикорпоративизм) — это форма навязывания другим (сообществу, обществу) эгоистических клановых интересов соперничающих политико-финансово-промышленно-медийных групп с использованием закулисного (нелегитимного) лоббирования и прямого подкупа чиновников, политических лидеров: патрон-клиентарные связи бизнеса с государством.

Данные разновидности корпоративизма не имеют полноценной трипартистской, бипартистской инфраструктуры и выступают насильственным средством формирования корпоративных антидемократических порядков авторитарного (тоталитарного) толка. В них государство односторонне определяет участников взаимодействия и «правила игры», следуя установке, что «государственная политика и строгая честность несовместимы». Нарушение «культурных эталонов» в рамках негативного (тоталитарного, бюрократического, олигархического) корпоративизма вызывает антисоциальные - антикультурные (псевдокультурные) проявления на основе действий по принципу «цель оправдывает средства». Данный корпоративизм предстает как антидемократическая процедура подавления требований самостоятельности ассоциаций и общественных объединений, движений.

       
  разновидности корпоративизма. - student2.ru
 
 
- социетальный - демократический - административный  
 
- тоталитарный - бюрократический - олигархический  




2. Позитивный корпоративизм — неокорпоративизм — это форма корпоративных отношений, ориентированная на добровольное, легитимное согласование групп интересов и достижение сотрудничества, социального партнерства участников равноответственного социального взаимодействия на взаимовыгодных условиях. Он выступает ненасильственным средством формирования корпоративных продуктивных порядков, вписывающихся в более широкий демократический спектр интересов на разных уровнях жизнедеятельности общества. Именно позитивный тип корпоративизма порождает новую культурную форму — корпоративную культуру.

Социальныйкорпоративизм — это форма добровольного и легитимного представительства интересов больших социальных групп в рамках государства с плюралистическими (либеральными) традициями, когда в обществе отсутствуют доминирующие группы как основы различных форм диктатуры.

Демократический корпоративизм — это форма представительства групп интересов, основанная на традициях компромисса и консультаций («консенсусная демократия»), ориентированная на достижение согласия и социального партнерства участников социального взаимодействия на взаимовыгодных условиях, по преимуществу в области экономики, когда «баланс интересов» вписывается в более широкий демократический спектр интересов.

Административный корпоративизм - это форма функционального представительства бизнеса, профсоюзов, общественных движений в системе специализированных консультативных комитетских структур на уровне исполнительной власти (министерства, ведомства, комитеты, советы и т.п.), которые инициируют, согласовывают и разрабатывают идеи, проекты, ложащиеся затем в основу законопроектов.

Таким образом, неокорпоративизм как новый способ социальных отношений с доминированием согласительных и партнерских взаимодействий организованных групп интересов является формой позитивного (продуктивного) корпоративизма, эталоном которого является социальное партнерство, основанное на механизмах социального обмена. Данный тип корпоративизма корреспондирует с социальной культурой, на основе чего возникает новая культурная форма (субкультура) — корпоративная культура как фактор формирования цивилизованных корпоративных отношений.

Наши рекомендации