Социальное партнерство как вид общественных отношений
Общество является изотропной иерархизированной системой. Проблема заключается в том, что состав участников разных уровней социальных взаимодействий многообразен и каждый из них выбирает (делает выбор), что и как делать: принимает решение и примиряется с его последствиями. В целом участники руководствуются при этом противоречивыми ценностями одновременно, что создает ситуации: 1) противоборства (конфликта) интересов; 2) конкуренции (соревнования); 3) социального неравенства Эти явления составляют универсальные свойства социума, и потому задача заключается в том, чтобы научиться «жить вместе» и управлять социальными процессами в этих условиях.
Формирующееся при этом социальное самочувствие есть динамическое образование, в котором в концентрированном виде выражены чувства и умонастроения людей (удовлетворенность - неудовлетворенность) по поводу актуальной жизненной ситуации, их материального и духовного благополучия. Активные массовые настроения, имеющие поведенческую компоненту, возникают, когда имеет место расхождение (согласование) двух факторов: притязаний (экспектаций) людей и возможностей их удовлетворения. В результате в социальной среде имеет место веер состояний от сотрудничества до противоборства (нейтральность выражает состояние невмешательства).
Неодинаковость людей, социальных групп в своих интересах и убеждениях обусловливает потребность поиска истины «жизни вместе». Нужен баланс интересов - некий социальный вектор, содержащий в себе примиряющие и сближающие начала, ведущие к сотрудничеству и социальному партнерству в обществе. Обладание механизмами регулирования и контроля данных социальных взаимодействий открывает возможность гармонизации социальной среды и осуществления эффективного управления. Для сотрудничества характерно социальное взаимодействие партнеров на основе взаимной выгоды по достижению общей цели и решению единых задач. Оно обладает чертами согласия, взаимопонимания и доверительных отношении.
Наоборот, для противоборства характерно социальное взаимодействие, сопровождающееся столкновением противоположных интересов и принуждением. Оно обладает чертами разногласия, соперничества и конфликта. Последний представляет собой резкое столкновение противоположных интересов и ценностей. Особенностью здесь является то, что он рождается из взаимной зависимости сторон, когда в зонах их деятельности существует возможность преднамеренного блокирования действий другой стороны. Чего, скажем, нет в конкуренции или соперничестве.
Основными путями разрешения конфликтов являются консенсус (согласие) и конвергенция (взаимопроникновение) на основе прагматического здравомыслия, терпимости к инакомыслию, уважения к его носителям как партнерам по поиску истины Вопрос заключается в том, каким способом должны достигаться консенсус и конвергенция, их критерии и мера, форма и границы и т.п. Одним из механизмов является компромисс как добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели. Тем самым снижается (снимается) конфронтационная возможность развития конфликта: образующийся баланс интересов составляет социальный вектор, содержащий в себе примиряющие и сближающие начала.
На компромиссной основе достигается сотрудничество, переходящее в социальное партнерство (фр. partenaire - участник совместной деятельности) - это цивилизованная форма общественных отношений, которая является легитимной добровольной согласованностью противоположных интересов, координация (защита) усилий различных социальных групп, их общественных объединений, организаций и властных структур в решении определенных социально-экономических проблем, достижении единой позиции (социального консенсуса) путем переговоров, взаимных консультаций и заключения соответствующих соглашений (договоров)[9].
Идея социального партнерства дает духовную основу и жизненный стимул общественным отношениям.
Субъектами социального партнерства выступают: а) представители государства - исполнительные органы власти; б) представители капитала - предприниматели, акционеры, работодатели и их общественные объединения; в) представители труда — наемные работники и их многообразные профессиональные объединения; г) негосударственные некоммерческие организации, способствующие удовлетворению нематериальных потребностей граждан (групп населения), нуждающихся в социальной защите. Признание и уважение партнеров является предпосылкой их социальной общности. Социальное партнерство опирается:
а) на законодательные акты, выработанные с участием всех договаривающихся сторон;
б) на социальные институты, посредством которых достигается общее согласие — трехсторонние согласительные комиссии, коллективные договоры;
в) на равную ответственность сторон, способных обеспечивать взятые договорные обязательства.
Генеральное направление социального партнерства — это полноценное представительство функциональных групп интересов, создание единого социокультурного пространства и уход в общественных отношениях из сферы классовых конфликтов. Без этого нельзя трансформировать социальный конфликт в организационный и погасить его в пределах регионов, отраслей производства, предприятий, социальных групп и т.п. Соглашательская идеология[10] как раз и утверждает партнерские нормы, приоритеты гражданского согласия, консесуального компромисса, социального договора, демократического порядка на базе общих прав (правил) и ответственности участвующих сторон, невзирая на различие интересов.
Социальное партнерство характеризуется следующими чертами:
1. Наличие у взаимодействующих сторон «групп интересов» (корпоративизма), которые преследуют не только противоположные, но и совпадающие цели.
2. Отношения взаимодействующих сторон ориентируются на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путем соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию»
3. Цивилизованное решение спорных вопросов (конфликтов) при непосредственном и равноправном участии тех, кого это касается.
4. Обязательность и равная ответственность сторон за исполнение добровольно принятых решений (соглашений, договоров и т.п.).
5. Полномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию.
6. Наличие правовой базы для ведения переговоров и контроля за исполнением принятых соглашений, обязательств.
Перечисленные черты отражают взаимную заинтересованность участвующих сторон в создании социального партнерства (социальные группы, организации, государство), в формировании атмосферы взаимопонимания, согласия, сплоченности и стабильности Они обеспечивают социальный порядок, устойчивое социально-экономическое развитие и цивилизованное решение жизненных общественных проблем во имя благосостояния и благополучия всех. Данное сотрудничество социальных сил может носить принудительный или добровольный характер. Последний формируется на основе выгоды: люди связывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно. В этом заключена суть социального обмена как обязательного компонента социального партнерства.
Некоммерческая деятельность. Одна из разновидностей социального партнерства связана с деятельностью некоммерческих организаций (non profit) - НКО, действующих в социально-культурной сфере и заменяющих бюджетные учреждения, финансируемые в сметном порядке. Деятельность НКО направлена на оказание социально значимых услуг благополучателям не с целью получения экономической прибыли, а осуществления с альтруистическими мотивами благотворительных акций, медицинской помощи, поддержки образовательных программ, защиты окружающей среды и т.п. Для властных структур это завидный партнер, берущий на себя заботы по адресной социальной помощи определенным группам населения с использованием внебюджетных средств.
Главной проблемой для НКО является поиск необходимых средств для своей добровольческой общественно полезной деятельности. При этом имеет место сочетание финансово-материальных источников. С одной стороны — это поиск сильных спонсоров (франдрайзинг) как в структурах бизнеса, различных фондах, так и среди физических лиц, добровольцев, осуществляющих бесприбыльные вложения или собственные усилия (до 50%) в деятельность НКО. С другой - это организация собственной деятельности, приносящей доход (до 50%). Полученные финансово-материальные средства обеспечивают достижение специальных уставных целей, стоящих перед конкретными НКО (80%), а также их стабильное развитие (20%).
Некоммерческий вид социального партнерства приносит взаимные выгоды. Во-первых, НКО как социально ориентированные общественные организации оказывают помощь населению и госструктурам (социальный эффект): члены организации при достижении своих целей получают моральное удовлетворение в поведенческом отклике тех, кому оказаны социально значимые услуги. Во-вторых, структуры бизнеса (добровольцы) за спонсоринг деятельности НКО получают выигрышные для себя социальные характеристики - репутацию, престиж, авторитет в общественном мнении и отношении к ним со стороны общественности: это является добавленной стоимостью в общей стоимости бизнес-единицы и ее продукции. В-третьих, наиболее универсальный метод государственной поддержки НКО и все тех, кто финансово-материально поддерживает их деятельность, — это льготы по налогообложению и неналоговым сборам (таможня, использование государственного имущества и др.). Они предоставляются при условии соблюдения требований к распределению доходов от деятельности, прямо направленной на достижение спонсорских целей. Данное средство платежа государство предоставляет за некоммерческую деятельность для того, чтобы ее субъекты, достигая своих целей, одновременно способствовали реализации гражданских прав и свобод человека и выполнению им своих соответствующих социальных обязанностей.
Таким образом, главная цель социального партнерства заключается в необходимости учета многообразия (разницы) функциональных групп интересов и их согласования (сбалансированности), а не нивелирования. Ее достижение является важнейшим условием жизнеспособности и устойчивости политической системы, развития социально-экономической сферы, формирования гражданского общества.
Социальное партнерство как новое явление общественной жизни активно развивается и утверждается с 50-х годов XX в. при регулирующей роли социально-правового государства[11]. Последнее формирует новые представления о социальной справедливости в условиях частной собственности, стремления человека к повышению личного благосостояния легитимным путем.