Проблема социального обмена во властных отношениях

Критерием позитивного социального обмена является сотрудничество людей, нарушение которого вызывает дисбаланс социальных связей и отношений. В процессах данного обмена образуются формы социальных ассоциаций — сплоченность, интеграция, соглашения и противостояния, конфликтность, несогласие. Они создают сложные социальные структуры (институты, организации) и подструктуры. Структура социальных ассоциаций имеет корни и в таких социальных процессах, как привлекательность, одобрение, взаимность и рациональное поведение. Общие ценности выступают в этих процессах посредниками и делают возможным прямые и косвенные обмены, координируя таким образом действия в социальных общностях, группах и легитимизируя социальный порядок. Желание удовлетворить группы интересов лежит в основе любой ассоциации.

В рамках социального государства люди вступают в социальные связи и объединения в ожидании того, что это вознаградится, и поддерживают их, если находят эти действия полезными - реально вознаграждаемыми. Подобный обмен приносит практическую пользу и подкрепляет социальные связи между участвующими в социальном обмене сторонами. В частности, удовлетворение на основе «обменных сделок» групп интересов ожиданий общественности обусловливает источник и динамику использования власти и авторитета. Получая выгоду от того способа, каким управляют административные структуры, люди коллективно одобряют те преимущества, которые они предоставляют им. В результате развивается общее чувство лояльности и положительная оценка тех, кто облечен правом управлять. Общественность вознаграждает властно-управленческие структуры за полученные выгоды от существующей системы управления тем, что оказывает политическую поддержку институциализированным социальным нормам и ценностям. Власть, в свою очередь, на основе общественного доверия и ценностного консенсуса организует и укрепляет социальный порядок. Наоборот, в случае неполучения того, что люди предполагали, у них развивается недовольство против существующих властно-управленческих структур. Ощущение угнетения чрезмерными требованиями подталкивает людей к обмену недовольствами и организации оппозиционных движений.

Многие аспекты общественной жизни отражают интерес в получении выгоды от социального взаимодействия, и люди стремятся обрести вознаграждение в своих ассоциациях (общественных движениях, профсоюзах и т.п.). При этом если сотрудничество является для них вознаграждаемым, то участие в социальном (некоммерческом) обмене способствует реализации людьми личных интересов и предполагаемых выгод. Таким образом, интерес в сотрудничестве структурных элементов общества зависит от ожидания ими собственного вознаграждения. Этим создаются социальные обязательства и ответственность.

Не выполняющий своих обязательств тем самым лишает других стимула продолжать с ним дружеские отношения. Он также будет обвинен в неблагодарности: люди ожидают взаимности за добровольно оказанные услуги. Наоборот, «власть -партнерство», действующая в интересах общественности, зарабатывает ее благодарность и уважение - репутацию, авторитет, имидж, которые обещают принести ей выгоды в будущем. Социальное признание, политическая поддержка и кредит - дело более предпочтительное, чем наличие социального долга.

Государственная власть получает эксклюзивное право на управление жизнедеятельностью общества в обмен на принятие на себя обязательств удовлетворять потребности общественности в их услугах. Общее ожидание взаимопонимания граждан и органов власти, лиц, их представляющих, создает основу для социально значимого взаимодействия, сотрудничества, перерастающего в социальное партнерство. Пренебрежение же своими социальными обязательствами отвращает людей от власти и вызывает негативное к ней отношение - недоверие, сомнение в бескорыстности, осуждение. В этом аспекте создание уз долга и доверия как необходимой основы сотрудничества между властно-управленческими органами и их общественностью является главной функцией социального обмена, обеспечивающего высокую степень консолидации усилий между ними в общественных отношениях.

Тема 3.Социальное партнерство в общественных отношениях.

Во второй половине XX в. в демократических массовых обществах наступает эпоха социального партнерства ключевых социальных сил - государства, капитала и труда. Ее развитие связано с реализацией социальной идеи единства интересов (community interest) - добровольного сотрудничества всех общественных групп во имя социального мира и порядка как основы прогресса и процветания общества. Социальное партнерство является новым рыночным механизмом человеческой консолидации, достижения общественного согласия в долгосрочной перспективе. Это обусловливает сложную проблему достижения компромиссных отношений государства, капитала и труда, социального партнерства предпринимателей, акционеров, работодателей, наемных работников в условиях частной собственности, конкуренции и неравенства. Ее разрешение наполняет социальное пространство отношениями взаимного спроса, взаимовыгодного его удовлетворения и сотрудничества.

Решение проблемы социального партнерства связано с ответом на вопросы:

- какова природа и главная цель социального партнерства при наличии функциональных групп интересов;

- какова конструктивная основа социального партнерства как системы цивилизованных общественных отношений;

- какова регулирующая роль социального государства в развитии социального партнерства;

- как реализуется принцип социальной справедливости в партнерских отношениях;

- в чем смысл трипартистского механизма эффективного функционирования социального партнерства и др.

Отсутствие в российском обществе традиций социального партнерства с особой остротой ставит вопрос концептуально-теоретического осмысления условий и механизмов привлечения субъектов социальных действий к продуктивному социальному диалогу в рыночных отношениях, направленному на агрегирование групп интересов и добровольные социальные согласительные (консенсусные) решения.

Наши рекомендации