Государственное управление и государственная служба
Государственное управление и государственная служба
Государственное управление
Государственное управление –это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью её упорядочения, сохранения или преобразования.
Государственное управление занимает особое место среди всех видов управления. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.
В соответствии со статьёй 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную, судебную.
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ, тесно взаимодействующую с другими ветвями. Её функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определённая часть государственно–властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной власти.
Государственное управление или практическая реализация исполнительной власти по своей юридической сути регулирующая деятельность.
Система государственного управления включает деятельность государства в целом и охватывает широкий спектр функций – от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов до поддержания экономических и правовых условий развития экономики. Иначе говоря, это властное, политическое управление делами всего общества, которое имеет в своей основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Проблема эффективности государственного управления приковывала к себе внимание на всех этапах развития общества, и ей отводилось ведущее место в системе взглядов Конфуция, Платона, Аристотеля, Гегеля, Канта, Маркса, Ленина.
Современные западные теоретики не прекращают спор по проблеме масштабов государственного участия в социально-экономическом развитии общества. Сложились две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая из них связана с именем английского учёного Дж. Кейнса (кейнсианство), другая – американского экономиста М. Фридмана (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают данные научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в рыночную экономику, а другая школа, монетаристы, выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни.
Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижёре). Основным фактором равновесного развития признаётся спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества, увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.
Монетаристы исходят из того, что рынок автоматически достигает равновесия, и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред. Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т.е. инфляции, условием сбалансированности является устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники данного подхода выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твёрдые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потребительского спроса.
Принципы научных школ реализуются в той или иной степени в различных моделях хозяйствования, отличающихся долей государственного участия в экономике, размерами перераспределения средств через бюджет Среди них:
саксонская(США, Канада, Великобритания), для которой характерна большая свобода предпринимательства;
западно-европейская (Франция, Италия, Испания, Португалия), характеризующаяся активным государственным регулированием с помощью индикативного планирования, большой долей государственного сектора;
социально-ориентированная (Германия, Австрия, Голландия), которая отличается подчёркнутой социальной направленностью государства. В Германии, например, на социальные нужды направляется 1/3 госбюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, культурное развитие, квартплату (для бедных), на детей, молодым людям для выравнивания шансов на жизненном старте. Предприятия тратят на социальные нужды 30% от аналогичных государственных выплат;
скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия), где существует паритетность государственного и частного капитала, ясно выражена социальная направленность. Здесь действует принцип: производство – частное, а социальное развитие – для всех. Обеспечена почти полная занятость, расходы бюджета составляют около 70% ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т.д.);
партеналистская (Япония), опирающаяся на усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном производстве.
Таким образом, тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и другие сферы общества. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже национальных интересов.
Сегодня в российском обществе также идут споры между крайне либеральным направлением в экономической теории и так называемыми «реалистами».
Первые по инерции обвиняют государство в принадлежности принципам социализма и поэтому в теории и на практике стремятся снизить долю ВВП, перераспределяемую через бюджет расширенного правительства. Они настаивают на сокращении в государственном управлении программ развития социально-экономической сферы, финансируемых из бюджета всех уровней. Их принцип – «расчистка бюджета от непроцентных расходов».
Представители другого направления исходят из того обстоятельства, что рынок в России не стал самовоспроизводящейся системой, а вектор развития указывает путь к смешанной, рыночно-государственной экономике. Поэтому они призывают к более активной роли государства в реализации экономической и социальной политики.
Между тем существует и общность взглядов на пути реформирования государственного управления. Многие исследователи сходятся в признании решающим среди них изменение самой системы управленческих отношений, предполагающей жёсткое разделение на субъект и объект управления. При этом объект управления – государство, рассматривается как функциональная подсистема, «отвечающая» за сохранение социального порядка и целостности общества. Крайним выражением такого подхода является построение системы управления как тотальной административной системы, принципы которой изложены в теории бюрократии М. Вебера.
Таким образом, сегодня понимание механизмов управленческого воздействия претерпевает эволюцию, что отражается на концептуальном переосмыслении основ государственного управления. В этом отношении интересен опыт теоретического анализа, осуществлённый известными специалистами по управлению Д. Осборном и Т. Геблером в книге «Обновление управления», ставшей американским бестселлером и настольным пособием для многих чиновников и менеджеров аппарата государственного и муниципального управления страны.
Исходной позицией авторов выступает идея о том, что цивилизованное общество не может эффективно функционировать без эффективного государства и что не люди в государственных организациях составляют проблему, а системы, в которых они действуют. Главная их идея: дебюрократизация органов государственного управления и местного самоуправления и превращение их в «предпринимательские» институты. Они обосновывают принципы современных систем государственного управления:
· внедрение конкурентных начал в производство и оказание услуг;
· расширение прав граждан посредством передачи им контроля за деятельностью правительственных учреждений;
· переход к оценке работы государственных органов по результатам (а не по затратам, как это принято в бюджетной практике);
· превращение клиентов в свободных потребителей, имеющих право выбора производителей услуг;
· децентрализация управления, сдвиг властных полномочий на нижние уровни организации;
· приоритет рыночных механизмов перед бюрократическими.
Нельзя не согласиться с этими авторами в том, что укрепление государственности, возрастание её эффективности связано с упрочением социальной связи общества и государства, развитием социального партнёрства.
Важнейшей проблемой российской государственности является формирование новой генерации государственных служащих.
Статья 6. Военная служба
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
1. Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Из конституционных требований и Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вытекает принцип беспристрастности и независимости, нашедший правовое обеспечение в ряде ограничений, связанных с государственной службой. Государственному служащему запрещается заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного органа любого уровня; заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации; использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию и др.
За последние годы руководством РФ проделана значительная работа по созданию новой структуры, внедрению новых принципов, форм и методов деятельности государственной службы. Это выливается в административную реформу.
Реализация концепции административной реформы предполагает формирование такой государственной службы, в основу которой будет положена «система заслуг и достоинств», антикоррупционная программа, а также усиление ответственности государственной службы.
Законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность. Она выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновность в совершении правонарушений, т.е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными.
Этика госуправления –указ Президента РФ N 885 от 12 августа 2002 года с изменениями от 16 июля 2009 года N 814. Читать!
Государственное управление и государственная служба
Государственное управление
Государственное управление –это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью её упорядочения, сохранения или преобразования.
Государственное управление занимает особое место среди всех видов управления. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.
В соответствии со статьёй 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную, судебную.
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ, тесно взаимодействующую с другими ветвями. Её функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определённая часть государственно–властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной власти.
Государственное управление или практическая реализация исполнительной власти по своей юридической сути регулирующая деятельность.
Система государственного управления включает деятельность государства в целом и охватывает широкий спектр функций – от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов до поддержания экономических и правовых условий развития экономики. Иначе говоря, это властное, политическое управление делами всего общества, которое имеет в своей основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Проблема эффективности государственного управления приковывала к себе внимание на всех этапах развития общества, и ей отводилось ведущее место в системе взглядов Конфуция, Платона, Аристотеля, Гегеля, Канта, Маркса, Ленина.
Современные западные теоретики не прекращают спор по проблеме масштабов государственного участия в социально-экономическом развитии общества. Сложились две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая из них связана с именем английского учёного Дж. Кейнса (кейнсианство), другая – американского экономиста М. Фридмана (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают данные научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в рыночную экономику, а другая школа, монетаристы, выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни.
Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижёре). Основным фактором равновесного развития признаётся спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества, увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.
Монетаристы исходят из того, что рынок автоматически достигает равновесия, и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред. Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т.е. инфляции, условием сбалансированности является устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники данного подхода выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твёрдые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потребительского спроса.
Принципы научных школ реализуются в той или иной степени в различных моделях хозяйствования, отличающихся долей государственного участия в экономике, размерами перераспределения средств через бюджет Среди них:
саксонская(США, Канада, Великобритания), для которой характерна большая свобода предпринимательства;
западно-европейская (Франция, Италия, Испания, Португалия), характеризующаяся активным государственным регулированием с помощью индикативного планирования, большой долей государственного сектора;
социально-ориентированная (Германия, Австрия, Голландия), которая отличается подчёркнутой социальной направленностью государства. В Германии, например, на социальные нужды направляется 1/3 госбюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, культурное развитие, квартплату (для бедных), на детей, молодым людям для выравнивания шансов на жизненном старте. Предприятия тратят на социальные нужды 30% от аналогичных государственных выплат;
скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия), где существует паритетность государственного и частного капитала, ясно выражена социальная направленность. Здесь действует принцип: производство – частное, а социальное развитие – для всех. Обеспечена почти полная занятость, расходы бюджета составляют около 70% ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т.д.);
партеналистская (Япония), опирающаяся на усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном производстве.
Таким образом, тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и другие сферы общества. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже национальных интересов.
Сегодня в российском обществе также идут споры между крайне либеральным направлением в экономической теории и так называемыми «реалистами».
Первые по инерции обвиняют государство в принадлежности принципам социализма и поэтому в теории и на практике стремятся снизить долю ВВП, перераспределяемую через бюджет расширенного правительства. Они настаивают на сокращении в государственном управлении программ развития социально-экономической сферы, финансируемых из бюджета всех уровней. Их принцип – «расчистка бюджета от непроцентных расходов».
Представители другого направления исходят из того обстоятельства, что рынок в России не стал самовоспроизводящейся системой, а вектор развития указывает путь к смешанной, рыночно-государственной экономике. Поэтому они призывают к более активной роли государства в реализации экономической и социальной политики.
Между тем существует и общность взглядов на пути реформирования государственного управления. Многие исследователи сходятся в признании решающим среди них изменение самой системы управленческих отношений, предполагающей жёсткое разделение на субъект и объект управления. При этом объект управления – государство, рассматривается как функциональная подсистема, «отвечающая» за сохранение социального порядка и целостности общества. Крайним выражением такого подхода является построение системы управления как тотальной административной системы, принципы которой изложены в теории бюрократии М. Вебера.
Таким образом, сегодня понимание механизмов управленческого воздействия претерпевает эволюцию, что отражается на концептуальном переосмыслении основ государственного управления. В этом отношении интересен опыт теоретического анализа, осуществлённый известными специалистами по управлению Д. Осборном и Т. Геблером в книге «Обновление управления», ставшей американским бестселлером и настольным пособием для многих чиновников и менеджеров аппарата государственного и муниципального управления страны.
Исходной позицией авторов выступает идея о том, что цивилизованное общество не может эффективно функционировать без эффективного государства и что не люди в государственных организациях составляют проблему, а системы, в которых они действуют. Главная их идея: дебюрократизация органов государственного управления и местного самоуправления и превращение их в «предпринимательские» институты. Они обосновывают принципы современных систем государственного управления:
· внедрение конкурентных начал в производство и оказание услуг;
· расширение прав граждан посредством передачи им контроля за деятельностью правительственных учреждений;
· переход к оценке работы государственных органов по результатам (а не по затратам, как это принято в бюджетной практике);
· превращение клиентов в свободных потребителей, имеющих право выбора производителей услуг;
· децентрализация управления, сдвиг властных полномочий на нижние уровни организации;
· приоритет рыночных механизмов перед бюрократическими.
Нельзя не согласиться с этими авторами в том, что укрепление государственности, возрастание её эффективности связано с упрочением социальной связи общества и государства, развитием социального партнёрства.
Важнейшей проблемой российской государственности является формирование новой генерации государственных служащих.