Вопрос ) Причины управленческих реформ Александра II. Система управления крестьянством после отмены крепостного права. Военная и судебная реформы Александра II
Во второй половине XIXвека впервые в истории России начался процесс освобождения общества от всеобъемлющего бюрократического контроля. Александр II,придя к власти,не имел какой-то определенной программы действий и первоначально не выходил за рамки того политического курса,который проводился его отцом НиколаемI.Однако кризисное состояние общества, отставание России от промышленно развитых стан, остро проявившееся в поражении России в крымской войне, требовали пересмотра проводившейся в предшествующий период внутренней и внешней политики государства.
При Александре II в России разрабатывались и готовились к осуществлению многие буржуазные реформы: по отмене крепостного права, улучшению уголовного и процессуального законодательства, местного самоуправления, укреплению армии, полиции, судов, образования.готовилась и конституционная реформа и вытекавшая из нее реформа государственного управления.
С отменой крепостного права (19 февраля 1861 года)впервые в истории страны огромная масса бывших владельческих крестьян получила личную свободуи статус свободного сельского обывателя.крестьяне были освобождены,получили собственные наделы земли, хотя и не стали ее собственниками,а только пожизненными владельцами(собственником крестьянских земель оставалась община).В то же время они наделялись гражданскими правами: имели право совершать сделки,вести торговлю,владеть движимым и недвижимым имуществом, получили равные права на ряду с другими сословиями(кроме дворян),право на обучение, судебную защиту и т.д.
Судебная реформа была одним из наиболее удачных преобразований Александра II.Созданная в ходе ее реализации новая судебная система была признанаодной из лучших в Европе.Новые принципы судопроизводства способствовали воспитанию в обществе уважения к суду,укрепляли законность.
Реформирование судебной системы происходило по двум основным направлениям:
1)изменение прежней системы устройства суда; 2)установление новых принципов судопроизводства.Прежде всего произошло упрощение системы судебных учреждений.Вместо громоздкой многоуровневой системы екатеринских судов учреждались суды двух уровней:1)общий(окружной)суд; 2)выборные мировые судьи в уездах. Были изменены не только старые формы судопроизводства, но и все основания и принципы производства суда. Судебные уставы 1864года ввели новые положения суда.Следствие о любом деле поручалось теперьособому судебному следователю,устанавливалась открытость и состязательность судебного процесса.Вводился институт адвокатуры:обвиняемому назначался защитник из опытных адвокатов-юристов.
Рост революционного движения,развитиекапитализма,поражение России в Крымской войне 1853-1856гг. обусловили необходимость перестройки вооруженных сил и полиции.
Инициатором и непосредственным исполнителем военных реформ был генерал Д.А.Милютин, 20лет возглавлявший военное министерство – с 1861 по 1881г.
Военное министерство преобразовалось в главный штаб.Страна была разделена на 15 военных округов.В январе1874г. Был принят новый указ о воинской повинности.Изменилась система комплектования частей.Лица,достигшие 21 года,призывались в вооруженные силы.В мирное время они причислялись к ополчению и учились военному делу на учебных сборах.были созданы военные гимназии и юнкерские училища.В них принимали молодых людей,способных к военному делу независимо от сословий.В армии появилисьновые уставы,уделявшие основное внимание боевой и физической подготовке солдат и офицеров.срок службы для солдат сократился до шести лет,но еще 9 лет они числились в запасе и могли быть мобилизованы в случае войны. Для матросов срок службы составлял десять лет,из них семь на действительной службе и 3года в запасе.Введены льготы для тех,кто имел образование:
1)солдаты с начальным образованием служили три года.
2)со средним образованием-полтора года
3)выпускники вузов служили всего полгода
4)единственный сын в семье, независимо от его образования, освобождался от воинской повинности.
Результатом военной реформы стало создание небольшой по численности армии мирного времени с подготовленным резервом на случай войны. Были приняты Военно-уголовный кодекс и Военно-морской устав. Была упорядочена пограничная служба, созданы новые пограничные округа, которые в свою очередь замыкались на военно-окружное управление. По повелению императора все вооруженные силы страны могли привлекаться к подавлению народных выступлений. Командующие войсками получили директиву оказывать содействие гражданским властям в случае народных волнений и беспорядков,направлять им в помощь воинские части и подразделения.
20 вопрос) Реформа городского управления при Александре II. Земская реформа. Принципы земского управления и функции земств.
1 января 1864г. Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», положившее начало одному из самых крупных преобразований второй половины XIXв. – земской реформе. Принципиальным отличием этой реформы от всех предыдущих преобразований местного управления было создание всесословных (надсословных ) органов местного самоуправления. На место прежних интересов ставились общеземские нужды и интересы. Необходимость приобщения широких слоев населения к местному управлению диктовалось,помимо прочего, усложнением задач управления в условиях начавшегося процесса развития рыночных отношений,в первую очередь нерешенностью в условиях России многих вопросов социального характера,связанных с обслуживанием населения,развитием народного образования и здравоохранения. Необходимость реформы также диктовалось несовершенством старой системы сбора системы сбора налогов, которая уже не могла отвечать новым условиям социально-экономического развития страны. В губерниях и уездах создавались выборные земские учреждения – уездные и губернские земские собрания для заведования местными хозяйственными делами. Уездные земские собрания работали под председательством уездного предводителя дворянства,одновременно возглавлявшего уездное дворянское собрание. Они собирались ежегодно на короткий срок для обсуждения вопроса местной жизни и руководства хозяйственными делами уезда. Для постоянной работы уездное земское собрание избирало из своей среды исполнительный орган – уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов.Уездные земские собрания избирали из своей среды губернских гласных. Из них составлялись в каждом губернском городе губернские земские собрания(срок полномочий 3 года).предметом своего ведения они имели общее руководство хозяйственными делами всей губернии. Для постоянного ведения этих дел избиралась губернская земская управа, представленная председателем и несколькими членами. Деятельность «земств» была подчинена контролю со стороны губернаторов и министерства внутренних дел. В случае если возникали какие-либо недоразумения, земства могли обращаться с жалобами в Сенат.В их полномочия входило:
-утверждение местных налогов
-распределение гос.налогов по субъектамналогообложения(кому и сколько платить в казну)
-распределение расходов на земские нужды:медицину,образование,противопожарное состояние и т.д.
-выдвижение мировых судей.
Создавая земства, правительство стремилось сохранить в системе местного управления преобладающую роль дворянства, которое утратило в результате отмены крепостного права власть над крестьянами. Земские учреждения обладали значительной самостоятельностью. За полвека своего существования ими был накоплен богатый опыт деятельности в различных областях хозяйства – местной промышленности, сельском хозяйстве, продовольственном, дорожном, страховом и почтово-телеграфном деле, кооперации, статистике, благотворительности, образовании и здравоохранении.
Земства являлись хорошей школой гражданского воспитания.Они вносили совершенно новые начала,дав толчок развитию общественной самодеятельности.Впервые массы населения приобщались к управлению местными делами,воспитывалось чувство сопричастности простых людей к общему государственному делу, преодолевалось,хотя и с большим трудом,отчуждение общества от власти.