Религиозное и нравственное сознание общества. (стр 661. 667 учебнка)

4.4. Религиозное познание.

Религия (От лат. religio - благочестие, набожность, святыня) -

мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или

совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости

и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и

достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы

- Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Чем же

отличается религиозное познание и научное?

Менее всего религия отражает логическую рассудочность. Более всего она

орудие своеобразного, эмоционально-интуитивного и конкретно-образного

мироосвоения. Религия — особый, операциональный способ ориентации в том еще

непознанном, странном, таинственном, трудно вербализуемом (воплощаемом в

слове, понятии), с чем постоянно сталкивается человек в окружающем мире и в

самом себе и что в то же время не может непосредственно осязать, измерить,

описать и постигнуть. Религия выражает стремление непосредственно и

осязаемо прикоснуться к «зазеркальному», запредельному, тайному, вечному,

изначальному. И в этом смысле — верованием и культом, — она составляет

своеобразную, непосредственную философию обыденного сознания,

неформализованную и нелогизированную.

Научное познание объясняет мир из него самого, в отличие от религиозных

концепций, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам, в этом их

основное различие. Получается, что религия и наука развиваются в

противоположных направлениях, т. е. наука, исходя из отдельных фактов,

событий, закономерностей восстанавливает общую картину мира, в то время как

религия, исходя из общего представления, пытается объяснить отдельные

закономерности, события, факты. В виду всего приведенного вырисовывается

понимание задач науки и религии в деле воспитания человека, развития его

миропонимания, его мышления как индивидуального, так и социально-

общественного.

Задачей религии является воспитание в человеке понимания мира как

единого, гармоничного целого, составляющие которого органично

взаимосвязаны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к

значительным последствиям глобального масштаба. Задачей науки является

воспитание в человеке осознания взаимосвязанности мира и развития

представления о правильном использовании потенциала для достижения того или

иного результата, удовлетворения желаемого.

Поэтому становится ясна общность, ясно единство науки и религии в

процессе становления личности, так же как и их противоположность в

воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к

универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе. Таким

образом, наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства

противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к

постоянному движению, т. е. постоянной борьбе за идеалы, что является

причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления,

закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие

ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и

субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться

человечество, является одной из основ бытия.

Таким образом, религия и наука дополняют друг друга, так как

отсутствие одного приводит либо к рождению отсутствующего, либо к

вырождению существующего. Кроме того, религия может и должна выполнять по

отношению к науке, в некотором смысле, регулирующую роль, чтобы

неподготовленному индивидууму не передавались знания, которые могут нанести

вред окружающим.

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия — особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях. Своеобразие религии.
Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия. Во-первых, религия — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп — групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Нравственное - http://conspects.ru/content/view/89/10/ Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни общества.

Наши рекомендации