Религиозное и нравственное сознание общества. (стр 661. 667 учебнка)
4.4. Религиозное познание.
Религия (От лат. religio - благочестие, набожность, святыня) -
мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или
совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости
и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и
достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы
- Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Чем же
отличается религиозное познание и научное?
Менее всего религия отражает логическую рассудочность. Более всего она
орудие своеобразного, эмоционально-интуитивного и конкретно-образного
мироосвоения. Религия — особый, операциональный способ ориентации в том еще
непознанном, странном, таинственном, трудно вербализуемом (воплощаемом в
слове, понятии), с чем постоянно сталкивается человек в окружающем мире и в
самом себе и что в то же время не может непосредственно осязать, измерить,
описать и постигнуть. Религия выражает стремление непосредственно и
осязаемо прикоснуться к «зазеркальному», запредельному, тайному, вечному,
изначальному. И в этом смысле — верованием и культом, — она составляет
своеобразную, непосредственную философию обыденного сознания,
неформализованную и нелогизированную.
Научное познание объясняет мир из него самого, в отличие от религиозных
концепций, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам, в этом их
основное различие. Получается, что религия и наука развиваются в
противоположных направлениях, т. е. наука, исходя из отдельных фактов,
событий, закономерностей восстанавливает общую картину мира, в то время как
религия, исходя из общего представления, пытается объяснить отдельные
закономерности, события, факты. В виду всего приведенного вырисовывается
понимание задач науки и религии в деле воспитания человека, развития его
миропонимания, его мышления как индивидуального, так и социально-
общественного.
Задачей религии является воспитание в человеке понимания мира как
единого, гармоничного целого, составляющие которого органично
взаимосвязаны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к
значительным последствиям глобального масштаба. Задачей науки является
воспитание в человеке осознания взаимосвязанности мира и развития
представления о правильном использовании потенциала для достижения того или
иного результата, удовлетворения желаемого.
Поэтому становится ясна общность, ясно единство науки и религии в
процессе становления личности, так же как и их противоположность в
воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к
универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе. Таким
образом, наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства
противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к
постоянному движению, т. е. постоянной борьбе за идеалы, что является
причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления,
закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие
ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и
субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться
человечество, является одной из основ бытия.
Таким образом, религия и наука дополняют друг друга, так как
отсутствие одного приводит либо к рождению отсутствующего, либо к
вырождению существующего. Кроме того, религия может и должна выполнять по
отношению к науке, в некотором смысле, регулирующую роль, чтобы
неподготовленному индивидууму не передавались знания, которые могут нанести
вред окружающим.
Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.
Религия — особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.
Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.
Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях. Своеобразие религии.
Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия. Во-первых, религия — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп — групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.
В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов. Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.
Нравственное - http://conspects.ru/content/view/89/10/ Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни общества. |