Для студентов по направлению 030900 Юриспруденция
Автор: ст. преподаватель Шмаков Р.В.
Рецензенты: д.ю.н., профессор Полищук Н.И.
к.ю.н., доцент Шестакова Т.С.
Издание Коломенского института (филиала)
Московского государственного открытого университета
имени В.С. Черномырдина
http://www.kimgou.ru/
Формат 60х90 1/16 Бумага офсетная. Гарнитура Bookman Old Style. Объем п. л. Тираж 100 экз.
[1] Представленные в данном разделе труды известных представителей политической мысли в целях удобства ознакомления сокращены автором данного учебно-методического комплекса.
[2] Биографические статьи составлены автором настоящего комплекса.
[3] Печатается по Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983. Т. 4. – С. 376–644.
[4] Печатается по кн.: Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990
[5] Печатается по Николо Макиавелли «Государь», М.: «Художественная литература», 1982.
[6] Хрестоматия по новой истории, 1640-1870 // под ред. Сироткина В.Г - М, 1990.
[7] Линкольн А. Геттисбергская речь//Хрестоматия по новой истории. Под ред. А. А. Губера и А. В. Ефимова. – М., 1965. г
[8] Пейн Т. Избранные сочинения / Под ред. М.П. Баскина. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
[9] «Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т. 4»: Государственное издательство политической литературы; М.; 1955
[10]Меттерних (Metternich), Клеменс, князь (1773—1859) – австрийский государственный деятель и дипломат, министр иностранных дел (1809—1821) и канцлер (1821—1848), ярый реакционер, один из организаторов Священного союза.
[11]Гизо (Guizot), Франсуа Пьер Гийом (1787—1874) – французский буржуазный историк и государственный деятель, с 1840 по 1848 г. фактически руководил внутренней и внешней политикой, выражал интересы крупной финансовой буржуазии.
[12]Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)
[13]То есть воя история, дошедшая до нас в письменных источниках. В 1847 г. предистория общества, общественная организация, предшествовавшая всей писаной истории, почти совсем еще не была известна. За истекшее с тех пор время Гакстгаузен[13][13]Гакстгаузен (Haxthausen), Август (1792—1866) – прусский чиновник и писатель, автор работы, посвященной описанию остатков общинного строя в земельных отношениях России, по политическим взглядам реакционер-крепостник.открыл общинную собственность на землю в России, Маурер[13][13]Маурер (Maurer), Георг Людвиг (1790—1872) – немецкий буржуазный историк, исследователь общественного строя древней и средневековой Германи доказал, что она была общественной основой, послужившей исходным пунктом исторического развития всех германских племен, и постепенно выяснилось, что сельская община с общим владением землей является или являлась в прошлом повсюду первобытной формой общества, от Индии до Ирландии. Внутренняя организация этого первобытного коммунистического общества, в ее типической форме, была выяснена Морганом[13][13]Морган (Morgan), Льюис Генри (1818—1881) – выдающийся американский ученый, этнограф, археолог и историк первобытного общества, стихийный материалист, увенчавшим дело своим открытием истинной сущности рода и его положения в племени . С разложением этой первобытной общины начинается расслоение общества на особые и в конце концов антагонистические классы. Я попытался проследить этот процесс разложения в работе «Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staats», 2. Aufl., Stuttgart, 1886 [«Происхождение семьи, частной собственности и государства», 2-е изд., Штутгарт, 1886]. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)
[14]Цеховой мастер – это полноправный член цеха, мастер внутри цеха, а не старшина его. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)
[15]«Коммунами» назывались во Франции нарождавшиеся города даже до того времени, когда они отвоевали у своих феодальных владык и господ местное самоуправление и политические права «третьего сословия». Вообще говоря, здесь в качестве типичной страны экономического развития буржуазии взята Англия, в качестве типичной страны ее политического развития – Франция. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)
Коммуна – так называли горожане Италии в Франции свою городскую общину, после того как они откупили или отвоевали у своих феодальных господ первые права самоуправления. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1890 г.)
[16]Это относится главным образом к Германии, где земельная аристократия и юнкерство ведут хозяйство на большей части своих земель за собственный счет через управляющих и вдобавок являются крупными владельцами свеклосахарных и винокуренных заводов. Более богатые английские аристократы до этого еще не дошли; но они тоже знают, как можно возмещать падение ренты, предоставляя свое имя учредителям более или менее сомнительных акционерных компаний. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)
[17]Революционная буря 1848 г. унесла все это гнусное направление и отбила охоту у его носителей спекулировать социализмом. Главным представителем и классическим типом этого направления является г-н Карл Грюн[17][17]Грюн (Grűn), Карл (1817—1887) – немецкий мелкобуржуазный публицист, в середине 40-х годов один из представителей «истинного социализма».
. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1890 г.)
[18]Home-colonies (колониями внутри страны) Оуэн называл свои образцовые коммунистические общества. Фаланстерами назывались общественные дворцы, которые проектировал Фурье. Икарией называлась утопически-фантастическая страна, коммунистические учреждения которой описывал Кабе. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1890 г.)
[19]Фаланстерами назывались социалистические колонии, которые проектировал Фурье; Икарией Кабе[19][19]Кабе (Cabet), Этьенн (1788—1856) – французский публицист, видный представитель мирного утопического коммунизма, автор книги «Путешествие в Икарию».
называл свою утопическую страну, а позднее свою коммунистическую колонию в Америке. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)
[20] Милль Дж. О свободе / Пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. - 1993. № 11. С. 10-15; № 12. С. 21-26.
[21] Печатается по: Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. II. С. 630—642.
[22] Сэмюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций, пер. с англ. Т.Велимеева, Ю.Новикова.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 603 с.
[23] Холмс С. «Чему Россия учит нас теперь?» // Pro et contra, 1997, №4.
[24] А.М. Молдован. "Слово о законе и благодати" Иллариона, Киев, 1984.
[25] Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России // Абсолютизм в России (XVII—XVIII вв.). — М., 1964
[26] Печатается по: Сперанский ММ. Проекты и записки. М.;Л., 1961. С. 56—67.