Отмена крепостного права в беларуси 6 страница
К.Калиновский оказал большое влияние на всю последующую белорусскую литературу, содействовал углублению в литературе и искусстве принципов реализма и народности, закреплению в них высоких идеалов борьбы за свободу. Идейные принципы Калиновского позже развивали в своем творчестве Ф.Богушевич, А.Гуринович, Я.Лучина.
Франтишек Казимирович Богушевич (1840 —1900 гг.) родился в семье обедневшего мелкого шляхтича в Ошмянском уезде Виленской губернии. В 1861 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но вскоре был исключен из числа студентов за участие в беспорядках. В 1863 году Богушевич участвовал в восстании и был ранен. Спасаясь от преследований жандармов, он уехал на Украину и поступил в Нежинский юридический лицей, который окончил в 1868 году. Вернувшись на родину, он служил адвокатом в Вильно.
В условиях царизма Богушевич не мог печатать свои произведения в России. Поэтому свой первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 году в Кракове под псевдонимом Матей Бурачок, а второй сборник — «Смычок белорусский» — в 1894 году в Познани под псевдонимом Сымон Ревка из-под Борисова.
Богушевич выступал в защиту белорусского народа и его языка, гонимого и презираемого как царскими сатрапами, так и польскими панами. В предисловии к сборнику «Дудка белорусская» он писал: «Я много где бывал, много чего видел и читал и убедился, что язык наш есть такой же человеческий и достойный, как французский или немецкий или какой-либо иной».
В стихотворениях «Моя дудка», «Дурной мужик, как ворона» и других Богушевич говорил о своем призвании петь о горе и страданиях белорусского крестьянства. Произведения Богушевича проникнуты гневным протестом против крепостнических пережитков, ограбления крестьян крепостнической реформой 1861 года, против помещичьего гнета, бесправия и морального унижения крестьянина-труженика со стороны царской бюрократии. Он был подлинным крестьянско-демократическим поэтом, выражавшим интересы крестьян, ведущих борьбу за землю и свободу.
Вместе с тем необходимо отметить, что Богушевич в силу своей классовой ограниченности не видел зарождающейся новой революционной силы — пролетариата. Однако это ничуть не умоляет его роли в развитии белорусской литературы. Он был одним из родоначальников критического реализма в белорусской литературе и внес большой вклад в ее развитие.
Последователями Богушевича, сыгравшими видную роль в развитии белорусской прогрессивной литературы второй половины ХГХ века, были поэты-демократы Янка Лучина (1851 — 1897 гг.) и Адам Гуринович (1869 — 1894 гг.).
Янка Лучина (Иван Люцианович Неслуховский) родился в городе Минске в семье небогатого чиновника-адвоката. В 1870 году он окончил Минскую классическую гимназию, а в 1876 году — Петербургский технологический институт, получив специальность инженера-технолога. В этой области Лучина проявил большие способности, что выдвинуло его на пост начальника главных железнодорожных мастерских в Тифлисе. Там Лучина познакомился и подружился с А.М.Горьким, работавшим в это время в мастерских. Последние годы жизни Лучина провел в родном Минске. Знакомство с тяжелой жизнью белорусского народа, с его устным творчеством, а позднее с передовыми революционно-демократическими идеями Чернышевского и Добролюбова, с гражданской поэзией Некрасова, общение с рабочими тифлисских железнодорожных мастерских и с А.М.Горьким оказали заметное влияние на формирование мировоззрения поэта-демократа.
Наиболее плодотворным периодом творчества Лучины были 80 — 90-е годы. Литературное наследство поэта представлено рядом стихотворений, напечатанных в газете «Минский листок», в «Северо-Западном календаре» Слупского и других изданиях. Это стихотворения «Весенней порой», «Горсть пшеницы» и другие. После смерти поэта в 1903 году эти стихотворения были изданы Петербургским кружком студентов-белорусов в виде небольшого сборника под названием «Вязанка».
В своих произведениях Лучина правдиво показывал угнетенное положение народных масс, выражал их ненависть к самодержавию и стремление к свободе. Большинство произведений поэта написано на острые социальные темы с позиций критического реализма.
Поэт-демократ Адам Гуринович родился в семье мелкого шляхтича в Виленском уезде. Он учился в Петербургском технологическом институте. За участие в революционном движении Гуринович был заключен в Петропавловскую крепость. Тяжело больным он был отправлен на родину, где вскоре умер.
Творческий путь поэта был недолгим. Произведения Гуриновича распространялись в рукописях и были изданы только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Литературное наследство поэта состоит из ряда стихотворений, проникнутых призывами к социальному и национальному освобождению белорусского народа. В одном из стихотворений поэт призывал: Пора, пора нам встрепенуться И гордо голову поднять И ясным оком оглянуться Во тьмах довольно прозябать.
Такими же мотивами проникнуты стихотворения «Бор», «Что ты спишь, мужичок», «Перш душили паны» и другие. Кроме того, Гуринович успешно переводил на белорусский язык стихотворения А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, А.Толстого и других русских поэтов.
В белорусской демократической литературе широко отражался духовный рост белорусского народа, лучшие черты его национального характера.
Наряду с поэтами-демократами во второй половине XIX века продолжал свое творчество Викентий Дунин-Марцинкевич. Он представлял дворянско-либеральное направление в белорусской общественно-политической мысли, а также и в белорусской литературе.
В своих произведениях, созданных в дореформенное время, Дунин-Марцинкевич сочувственно рисовал положение крепостных крестьян, требовал гуманного к ним отношения. Основное внимание он уделял созданию образов крестьян с высокими моральными качествами, утверждая образ человека из народа главным героем художественной литературы. Именно в этом состоит положительная сторона творчества Дунина-Марцинкевича. Но, будучи представителем либерального дворянства, писатель избегал изображать классовую борьбу, часто приукрашивал действительность, рисуя взаимоотношения помещиков и крестьян в идиллических тонах.
В пореформенное время творчество поэта приобрело более реалистический характер. В своих лучших произведениях, таких, как «Пинская шляхта» и других, он едко высмеивал шляхту, царских чиновников, зарождающуюся деревенскую буржуазию.
Богатейшим источником белорусской литературы во второй половине ХIХ века было устное народное творчество. В это время белорусский народ создал много сказок, пословиц, поговорок, загадок, отражавших его тяжелую жизнь, думы и устремления. В песнях, сказках и других формах поэтического творчества народ протестовал против неволи и эксплуатации, выражал свою ненависть и презрение к угнетателям. Устное творчество служило острым оружием в борьбе трудящихся против эксплуатации, отражало высокие моральные качества белорусского народа, любовь к родине, стремление к свободе, братские чувства к русскому народу.
В пореформенные годы возникло множество устно-поэтических произведений, особенно рассказов-воспоминаний и эпических песен, повествующих о мрачном периоде крепостного права, о рабском труде «за пригоном» и о тех издевательствах, которым подвергалось закрепощенное крестьянство со стороны панов и подпанков (устные сказы «Послушай, громада, как нам была беда», «Трудились от зари до зари», песня «Ой, садома, пане-браце» и другие). Отмена крепостного права породила ряд новых сатирических произведений, едко высмеивающих помещиков.
Для многих народных произведений пореформенной поры характерным является мотив разочарования «волей», разорившей массу крестьян.
Капиталистическое развитие деревни, сопровождавшееся усилением дифференциации, вызвало к жизни новые темы фольклора. Возникли сказки, песни, пословицы о батраке и попе, о батраке и кулаке, такие, как песня «А кто у богача не служил, тот лиха не знает», сказки «Кулак и батрак», «Как кулак день удлинил», пословицы — «Нанялся — продался», «По копейке за день, куда хочешь — туда день» и другие. В отдельных произведениях осуждался самодержавно-полицейский строй и царизм. Во многих фольклорных произведениях звучали антирелигиозные и антиклерикальные мотивы.
В последние десятилетия XIX века широкое распространение получили частушки-припевки. Это было вызвано изменениями в общественно-политической жизни, возникшими в процессе развития капитализма. Частушка, благодаря свойственной ей краткости и динамичности, оказалась в новых условиях наиболее гибкой формой устного творчества. Она быстро откликалась на политические события и отдельные факты классовой борьбы.
В это же время в устнопоэтическом народном творчестве появилось новое направление — рабочий и городской фольклор. Во многих произведениях белорусский народ создал правдивые картины каторжного труда на капиталистических фабриках и заводах, строительстве железных дорог и так далее. В Белоруссии широко бытовали припевки (новый жанр) о шахтерах Донбасса, об отходниках. В рабочем белорусском фольклоре появились яркие колоритные образы рабочего, работницы-девушки, мастера, капиталиста-предпринимателя. С распространением марксизма и расширением рабочего движения в Белоруссии получила распространение революционная поэзия, революционные песни российского пролетариата. Белорусский фольклор обогатился лучшими произведениями русского и украинского народов.
Во второй половине ХIХ века дальнейшее развитие получила живопись Белоруссии. Ее развитие, как и развитие литературы, было обусловлено ростом демократического движения. Если в первой половине XIX века в белорусской живописи преобладали картины историко-религиозного жанра, то в последующие годы белорусские художники в своем творчестве начали отдавать предпочтение темам из жизни народа и родной природы.
Известным мастером бытового жанра был художник Н.Ю. Силиванович (1830 — 1918 гг.). Он родился в деревне Цинцевичи Вилейского повета Виленской губернии. Образование получил в Петербургской академии художеств. После окончания академии участвовал в создании мозаичных панно для Исаакиевского собора в Петербурге, расписывал храмы в Белоруссии.
Кроме монументальных росписей Силиванович создал много жанровых картин, портретов и пейзажей. Лучшими из них являются «Дети во дворе», «В школу», «Игры детей деревни Цинцевичи», «Девочка» и другие. Все эти картины проникнуты любовью к детям крестьян, душевной теплотой. Силиванович был реалистом, правдиво отображал жизнь народа. Характерна в этом отношении его картина «Пастух», в которой он создал образ представителя наиболее обедневшей части белорусского крестьянства.
Много сделал для белорусского искусства И.Т.Трутнев (1827 — 1912 гг.). После окончания Петербургской академии художеств он много лет (с 1866 по 1912) работал директором рисовальной школы в городе Вильно, где получили первоначальное художественное образование многие белорусские юноши и девушки. Из его собственных произведений наиболее известными являются «Благославение сына на ополчение», «В литовской корчме», несколько картин и рисунков на бытовые темы.
В жанре пейзажа работали несколько художников. Наиболее известным из них был А.П.Горавский (1833 —1900 гг.). Он много путешествовал по Российской империи, в том числе и по Белоруссии. Во время поездок он создал ряд пейзажей. Это «Болото», «Вид реки Березины перед бурей», «Вид окрестностей Бобруйска», «Вечер в Минской губернии», «Пинские болота», «Женщина с палитрой», «Старая молится», портрет М.Глинки.
Представителем позднего романтизма в белорусской живописи конца XIX — начала XX веков был К.Альхимович (1840 — 1916 гг.). Родился в деревне Демброво нынешнего Щучинского района. Участвовал в восстании 1863 года, за что был сослан в Сибирь. С 1878 года жил в Варшаве, писал картины на исторические и социально-бытовые темы. Наибольшую известность приобрели такие произведения художника, как «Похороны Гедимина», «После битвы», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании», «На этапе», «Жатва», «Дом батрака» и другие.
Свою лепту в развитие живописи Белоруссии второй половины XIX века внесли также В.В.Грязнов, В.С.Добровольский, Д.Н.Струков, И.Т.Хруцкий. Путешествуя по Белоруссии, В.В.Грязнов и Д.Н.Струков зарисовали много памятников белорусской архитектуры, народного творчества, художественного ткачества, вышивки и так далее, тем самым сохранили и донесли до нас величайшие творения.
Иван Трофимович Хруцкий (1810 — 1885 гг.) вошел в историю белорусской живописи как выдающийся портретист и натюр-мортист. Родился в местечке Ула Лепельского уезда Витебской губернии. Первоначальное художественное образование получил в Полоцке. Учился в Петербургской академии искусств. С середины 50-х годов XIX века жил в имении Захареничи Полоцкого уезда. Писал натюрморты, портреты, интерьеры. Картины Хруцкого отличаются поэтическим восприятием быта, точностью в передаче натуры. За натюрморты он был удостоен звания академика живописи и по сей день считается непревзойденным мастером этого жанра. Широкой известностью пользуются его работы «Портрет жены», «Цветы и плоды», «Портрет сына», «В комнатах» и другие.
Значительные изменения во второй половине XIX века произошли и в архитектуре Белоруссии.-Если в первой половине XIX века главными объектами строительства были дворцы и культовые здания, то во второй половине главное значение приобретает общественное строительство. Быстро развивалась строительная техника, широко использовались новые строительные материалы.
В культовом строительстве сохранялась архитектура предшествующих эпох: в костельном—готика, в церковном — византийский стиль. Свидетельством тому являются собор Петра и Павла в Минске и костел в деревне Старые Василишки Щучинского района Гродненской области. Много строений в это время было возведено в традициях русского классицизма. К ним относятся театры в Минске и Могилеве, жилой дом купца Муравьева в Гродно, комплекс архиерейского подворья в Минске, доходные дома в Гомеле, Витебске, Минске и другие. Но основная масса общественных и жилых зданий в городах и деревнях строилось еще в традиционном духе белорусской деревянной архитектуры.
Во второй половине ХIХ века получило дальнейшее развитие театральное искусство в Белоруссии. В это время имели широкое распространение различные формы народного театра. Широкой популярностью пользовалась «батлейка». В ее представлениях остро звучали социальные мотивы, часто перерастающие в едкую сатиру. Объектами осмеяния становились представители эксплуататорских классов — помещики, чиновники, полицейские, торговцы, попы и так далее.
Как и раньше, существовала более усовершенствованная форма народного театра — народная драма, в представлениях которой участвовали актеры. В них высмеивались цари, помещики, возвеличивались образы простых людей. Большой популярностью в народных театрах в это время пользовались драмы «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка» и другие.
Вторая половина ХIХ века была временем формирования профессионального белорусского театра. В его зарождении большую роль сыграла театральная культура соседних народов—русского, украинского и польского. В это время в Минске, Пинске, Полоцке, Бобруйске, Лиде, Слуцке и других белорусских городах гастролировали труппы из Москвы и Петербурга, а также украинские театры М.Старицкого и другие. Время от времени в Белоруссию приезжали и польские театры.
5 июня 1890 года в Минске был открыт первый постоянный городской театр (ныне помещение театра имени Янки Купалы). В этом же году было создано Товарищество любителей искусств, которое сыграло важную роль в пропаганде демократического искусства и стало центром литературной и театрально-музыкальной жизни города.
Под воздействием профессионального театра создавались любительские коллективы в учебных заведениях, на железнодорожных станциях, при клубах. Такие любительские театры появились в Минске, Витебске, Слониме, Пружанах и других городах и местечках Белоруссии. Драматические произведения для них писали В.Сырокомля, А.Вериго-Даревский, Ш.Ядвигин и другие.
С изменением социально-экономических и культурных условий жизни менялись бытовой уклад и материальная культура населения. Много нового появилось в крестьянском быту. Улучшилось строительство и конструкция крестьянских изб, появились застекленные окна, каменные фундаменты, вместо курной печи печь с трубой, керосиновые лампы и так далее. В деревню начали проникать ткани фабричного производства, кожаная обувь.
В крестьянских хозяйствах сохранялась домашняя промышленность, вырабатывалось льняное полотно, сукно разных сортов, овчины, лыковые и пеньковые лапти, войлок, деревянная посуда различного назначения, предметы домашнего обихода, утварь и так далее. В то же время деревенское ремесло снабжало крестьян керамической посудой, металлической утварью, кузнечными, швейными изделиями.
Основным источником питания крестьянина было его личное хозяйство. Продуктами промышленного производства сельское население практически не пользовалось. Главными продуктами питания для беднейшего и среднего крестьянства были мука, крупа, огородные культуры, грибы, ягоды, картофель, который во второй половине ХIХ века стал вторым хлебом. Мясо и молоко в повседневной жизни крестьяне использовали только как приправы, как самостоятельные блюда они использовались только по праздникам. Беднота постоянно недоедала. Питание рабочих практически не отличалось от питания крестьян.
Медицинская помощь населению как в городе, так и в деревне была незначительной. В конце ХIХ века в Белоруссии насчитывалось только 206 больниц различных ведомств, в том числе 69 на селе. Население обслуживало еще 146 сельских приемных покоев и 241 фельдшерский пункт. Общий фонд больниц составлял 4,1 тысяч коек, в том числе 1105 в сельской местности.
Во второй половине XIX века началось научное изучение Белоруссии. Этому немало способствовал основанный в 1867 году в Вильно Северо-Западный отдел Русского географического общества, укрепивший связи Белоруссии с русской наукой. Ученые начали проявлять большой интерес к истории белорусского народа, его языку, быту, поэтическому творчеству. Много было сделано по выявлению и изданию исторических документов. Крупнейшими изданиями подобного рода были «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (АЮЗР, 15 томов), «Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией» (АБАК, 39 томов), «Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси» (14 томов) и другие. Но эти документы освещали преимущественно структуру государственной власти в Великом княжестве Литовском, развитие государственных учреждений, религиозные и политические отношения в Белоруссии. В таком одностороннем подборе документов проявились великодержавные позиции их собирателей.
С клерикально-буржуазных, великодержавных позиций были написаны и первые работы по истории Белоруссии. Это «Обозрение истории Белоруссии с древнейших времен» О.В.Турчиновича, «Очерк истории Великого княжества Литовского до половины
XV столетия» В.Б.Антоновича, «Хрестоматия по истории Западной России» А.О.Турцевича, «Литовская церковная уния» М.О. Кояловича, «История Литовского государства с древнейших времен» П.Д.Брянцева и другие. Эти авторы доказывали, что Белоруссия — это часть России, испорченная польским влиянием, и проводили мысль, что царизм имеет историческое право на обладание ею.
В конце ХIХ века в русской историографии возникло либеральное направление, представители которого стали больше внимания уделять социальной и экономической истории Белоруссии и Литвы. Наиболее видными представителями этого направления были М.К.Любавский, В.К.Стукалич, П.В.Владимиров, К.В.Харлам-птович, Ф.В.Клименко, М.В. Довнар-Запольский и другие. Они более объективно подходили к освещению истории Белоруссии, собрали и обобщили огромный фактический материал, который не утратил своего научного значения и в настоящее время.
Вторая половина XIX века была временем активного этнографического изучения Белоруссии. Большой вклад в это дело внесли представители местной интеллигенции. С большой симпатией к народу, нередко с прогрессивных позиций подходили к изучению быта белорусов И.ИНосович, Н.А.Дмитриев, А.Н.Семен-товский, А.Ф.Васильев и другие.
Одним из первых крупных исследователей Белоруссии был местный учитель И.И.Носович (1788 —1877 гг.). Его деятельность по сбору лексического, фольклорного и этнографического материала началась еще в 1847 году. В 1852 — 1876 годах Российская Академия наук опубликовала его несколько сборников пословиц и загадок, а в 1873 году Русское географическое общество в своих «Записках» издало его «Белорусские песни». Но основным трудом И.И.Носовича стал «Словарь белорусского наречия», над которым он работал более 16 лет. Словарь опубликован в 1870 году. В нем помещено более 30 тысяч слов с пространными научными пояснениями.
Большой вклад в развитие белорусской этнографии второй половины XIX века внесли также П.В.Шейн, П.А.Бессонов, Е.Р.Романов, Е.Ф.Карский, Н.Я.Никифоровскии и другие. В 1871 году был издан сборник П.А.Бессонова «Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта», а в 1874 году появился большой сборник П.В.Шейна «Белорусские народные песни».
В 70-е годы началась многогранная научная деятельность выдающегося белорусского этнографа Е.Р.Романова, опубликовавшего в 1886 — 1912 годах свой многотомный «Белорусский сборник». Е.Ф.Карский, позднее академик, напечатал в 1886 году «Обзор звуков и форм белорусской речи». В 80 — 90-е годы продолжал свою собирательскую деятельность П.В.Шейн. В 1887 — 1902 годах появилось его трехтомное издание «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края». Вопросам быта белорусов были посвящены также работы
Н.Я.Никифоровского, наиболее крупной из которых является «Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии».
Большой вклад в изучение истории Белоруссии, ее этнографии и культуры внесли также польские исследователи. С прогрессивных позиций освещали эти вопросы писатели и этнографы Э.Ожешко, Я.Карлович, А.Кольберг, М.Федоровский и другие. М.Федоровский собрал около 5 тысяч белорусских народных песен, около 10 тысяч присказок, сотни загадок и так далее. Часть собранных им материалов была опубликована при жизни ученого в трех томах книги «Люд белорусский». Позже было издано еще 5 томов.
Значительный интерес представляют также труды А. Дембовецкого, Ф.Ястремского, А.Смородского, Г.Аношки, А.Сапунова по истории, этнографии, физической географии Могилевской, Минской, Витебской и Гродненской губерний, изданных в это время.
По природоведческим, медицинским и техническим наукам на территории Белоруссии в 1861 —1900 годах на русском языке было издано 315 названий книг и брошюр. Это было значительно больше, чем в первой половине XIX века. Три четверти местных книг были посвящены медицине и сельскому хозяйству. Большой вклад в это дело внесли общества сельского хозяйства и врачей, которые действовали во всех губернских центрах.
Успехи в изучении истории, языка, культуры и быта белорусского народа, достигнутые во второй половине XIX века, имели большое значение для дальнейшего развития культуры Белоруссии.
БЕЛАРУСЬ НА РУБЕЖЕ XIX — XX вв.
В конце XIX века наблюдался значительный подъем в развитии промышленности России. Стремительный рост российского капитала был вызван привлечением иностранного капитала. В основном он ввозился из Франции, Англии, Бельгии и Германии. Царское правительство направляло его, в первую очередь, на строительство железных дорог, что содействовало созданию внутреннего рынка, развитию многих базовых отраслей экономики. В конце XIX века в промышленности России наметился поворот к производству средств производства. По степени концентрации производства и капитала Россия опережала даже наиболее развитые страны. В конце столетия возникают монополистические объединения: картели, синдикаты, тресты. Финансовая реформа 1897 года содействовала тому, что золотой рубль превратился в одну из самых устойчивых европейских валют. По темпам развития промышленности Россия занимала пятое место в мире. Но го национальному доходу и производству промышленной продукции на душу населения она отставала от многих государств. В народном хозяйстве имелись большие диспропорции. Рыночные отношения не охватили всю территорию страны, не сложился еще единый хозяйственный комплекс. Не была завершена и индустриализация страны. Рядом с современными фабриками и заводами промышленного центра и юга страны существовали тысячи предприятий, которые находились еще на мануфактурной стадии.
Промышленность Белоруссии в этот период в сравнении с другими районами Российской империи достигла среднего уровня развития. Она значительно отставала от Центрального, Южного, Петербургского, Прибалтийского и некоторых других промышленных районов страны.
Большую роль в развитии капиталистических отношений в Белоруссии сыграло железнодорожное строительство, в результате чего Белоруссия наладила железнодорожную связь с важнейшими промышленными центрами России. Общая длина железных дорог в Белоруссии в 1904 году достигла 2837 верст (8% всех железных дорог России). По густоте железнодорожной сети Белоруссия после Королевства Польского вышла на первое место в России. Это благоприятно сказалось на развитии экономики края.
В конце ХIХ века наблюдался бурный промышленный подъем и в Белоруссии. Среднегодовые темпы прироста всей продукции составляли 8,2%, рабочих — 3,9%. В результате удельный вес белорусской промышленности в продукции промышленности Российской империи достиг 5%, по количеству рабочих — 10%.
Являясь составной частью российского рынка, некоторые предприятия и даже целые отрасли промышленности Белоруссии не выдержали конкуренции и постепенно пришли в упадок. Так, например, белорусская лесохимия была вытеснена более мощной российской нефтехимией, прекратилось производство шерстяных изделий из импортного сырья. Не выдержала конкуренции и местная металлургия, основанная на использовании болотной руды. Это предопределило специализацию промышленности Белоруссии на переработке местного сельскохозяйственного, лесного и минерального сырья. Первое место по объему производства (более 50%) принадлежало промышленности по производству продовольственных товаров. На втором месте находилась деревообрабатывающая промышленность (лесопильно-фанерная, спичечная и бумажно-картонная). Ее доля в общем объеме валовой продукции в 1900 году составляла 19,5%. Третье место по объему производства (9,7%) занимала текстильная промышленность. Она в основном перепрофилировалась на переработку местного льна. По 5 — 6% в объеме производства приходилось на металлообрабатывающую, силикатно-керамическую и строительно-ремонтную отрасли промышленности. Наиболее слабо в Белоруссии была развита химическая промышленность. Только в Минской и Могилевской губерниях имелось по несколько небольших предприятий дегтярного и смолоскипидарного производств.
Несмотря на относительно быстрый рост в 90-е годы ХIХ столетия фабричной промышленности, в Белоруссии преобладали
средние и мелкие предприятия (до 50 рабочих). В конце ХIХ века они составляли 85,5% от предприятий цензовой промышленности (по России — 70,5 %). Крупных фабрик и заводов с количеством рабочих более 500 человек в Белоруссии было 9, что составляло только 1,2% от общего количества предприятий (по России — 3,5%). Но значительно возрос удельный вес фабрично-заводской продукции, которая в 1900 году составляла уже 46,8%. За 40 после реформенных лет объем фабричной продукции в Белоруссии возрос в 37 раз.
В кожевенной, кирпичной, гончарной, шерстяной и некоторых других отраслях промышленного производства преобладали еще капиталистические мануфактуры. К началу XX века их количество значительно увеличилось (до 760), но удельный вес мануфактурного производства уменьшился на 15%. Соответственно, показатели мелкой промышленности снизились на 37,8%.
В Белоруссии в конце XIX века уже имелись отдельные предприятия, которые по технической оснащенности стояли на уровне передовых предприятий России: Витебская льнопрядильная фабрика «Двина», Добрушская бумажная фабрика, Пинская лесопильно-фанерно-шпилечная фабрика и другие. Но вместе с тем, 13,8% цензовых предприятий в 1900 году не имели механических двигателей.
Концентрация производства обусловила образование акционерных компаний. В конце XIX века в Белоруссии уже действовало 10 акционерных обществ, которым принадлежали крупные предприятия. С 1895 года в Витебске действовало «Общество витебских водопроводов», с 1898 года — бельгийское акционерное общество «Витебский трамвай» и другие.
В развитии промышленности все большую роль играли банки. В Белоруссии действовало 5 отделений государственного банка, филиалы крупнейших российских банков. В Минске, Могилеве, Пинске имел свои филиалы Азово-Донской коммерческий банк, в Минске действовало отделение Петербургско-Азовского банка. Свои филиалы в Бобруйске, Гомеле, Гродно, Слониме имел Виленский частно-коммерческий банк.
В 1900 году Россия, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу экономического кризиса. В результате этого в 1900 — 1903 годах в Белоруссии были закрыты 532 фабрично-заводских предприятия, резко сократилось строительство железных дорог. В меньшей степени кризис затронул легкую промышленность. В целом белорусская промышленность потерпела от кризиса меньше, чем российская. Уже в 1903 году общий объем ее продукции превысил уровень 1900 года на 9%. Но в 1904 году в промышленности Белоруссии снова наступила депрессия. Она продолжалась до 1907 года, хотя в 1906 году наблюдалось некоторое оживление.