Какие основные задачи решает экологическое воспитание дошкольников
Зачатки экологической культуры приобретаются в раннем детстве, так как основы мировоззрения закладываются у ребенка очень рано в возрасте до 5 лет. Центрами экологического образования и воспитания дошкольника являются семья и детский сад.
В семье экологическая тематика естественным образом связана с приобретением знаний о пище, воде, здоровье, доме и т.п. Особенно важно, чтобы родители и дети старшего возраста имели необходимые экологические знания и в доступной форме беседовали с дошкольниками о процессах получения (выращивания) пищевых продуктов, их растительном или животном происхождении, чистоте питьевой воды, необходимости поддержания чистоты в доме и, наконец, о здоровье как результате соблюдения общественных правил.
Младшее поколение в России традиционно росло в тесном общении с природой, в лесной зоне - с лесом. Малыши особенно восприимчивы к общению с природой, так как имеют целостный взгляд на свое окружение, которое еще не дробится на части, как это имеет место в школьном возрасте.
Помимо дома и домашнего хозяйства, образовательными объектами для дошкольников могут стать: садово-огородное хозяйство в сельской местности, сады, скверы и парки в городах и поселках; лес, поле, водоем - также экологические объекты первостепенной важности.
Однако чисто познавательной активности ребенка недостаточно. Осуществляя непрерывное экологическое обучение, необходимо привлекать детей к активному участию в практической деятельности взрослых. На конкретных примерах у малышей надо воспитывать уважение к труду и его результатам.
Во время длительного похода в лес необходимо учитывать физические возможности дошкольников, их способность к самостоятельной активности в лесу, например, продолжительность сбора грибов и ягод - 1...2 ч. Краткие совместные выходы в лес с достаточно подробным для малыша рассказом о грибах, лесных растениях и животных также несут большую положительную и эмоциональную нагрузку.
Зимой центр экологического обучения дошкольника перемещается в детский сад, где могут быть использованы различные игры, произведения литературы, в том числе фольклорные, диапозитивы и другие материалы, отражающие экологическую тематику. Так, наряду с обычной азбукой, рекомендуется использовать для изучения букв экологическую азбуку, разучивать с детьми песни и стихи о лесе и т.п. При наличии подходящих материалов, предварительно собранных в лесу, можно с детьми готовить поделки из шишек, желудей, березовой коры и т.п. В детском саду необходимо культивировать зеленые растения.
Для детей дошкольного возраста особенно важно использовать их потребность в играх, которые могут быть организованы с использованием игрушек, имитирующих животных и растения. На первом этапе детям необходимо показать и объяснить весь процесс игры, используя потребность детей в подражании. Затем малыши начинают играть самостоятельно, причем из их числа выделяются дети, которые берут на себя роль учителя.
В зарубежных странах получил развитие метод организации таких игр по аналогии с деятельностью взрослых по охране природы. Детей дошкольного возраста приглашают войти в качестве членов в специально созданную только для них природоохранную организацию, имеющую представительство по всей стране. Естественно, основную организационную и незначительную финансовую нагрузку в виде ежегодных взносов несут родители. Дети же, членство которых в обществе надлежащим образом оформлено, регулярно получают по почте специально для них изданные красочные буклеты с цветными иллюстрациями, лозунгами и стихами по вопросам охраны природы. Дети собирают такие буклеты, подшивают их, в результате оформляя том природоохранных материалов, которые неоднократно просматривают и в дальнейшем. Со своей стороны, дети пишут краткие письма природоохранного содержания в редакцию таких изданий, и многие из этих писем публикуются. Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к мероприятиям, которые проводят учащиеся школ и техникумов, а эти мероприятия, особенно в сельской местности, очень часто имеют экологическую направленность.
84. какие вопросы рассматриваются в программах экологического обучения в высших учебных заведениях.
Учебные экологические программы высших учебных заведений по тематике в основном сходны с программами средних профессиональных учебных заведений (Средняя школа служит важнейшим звеном непрерывного экологического образования. Задача этого звена - подготовить выпускника, ориентирующегося в основных экологических проблемах и соответствующих законах, обеспечивающих устойчивость природных компонентов, в основах взаимодействия общества и природы, что закладывает базу для дальнейшей экологической специализации в отраслевых техникумах и высших учебных заведениях. Объем знаний по экологии для усвоения на этапе школа - техникум весьма обширен. Из трех основных звеньев непрерывного экологического образования - дошкольного, школьного и вузовского - большое, а возможно, и решающее значение имеет среднее звено - школы и техникумы, где впервые формируются достаточно глубокие знания по экологии. Основной акцент в повышении экологической культуры населения в настоящее время переносится в сферу непрерывного довузовского экологического образования и воспитания. Однако одних знаний и высокой экологической культуры недостаточно: необходимы умения и навыки, которые воплощались бы в конкретные экологические мероприятия.
В лесном хозяйстве накоплен большой положительный опыт работы с учащимися в школьных лесничествах, где дети получали экологическое воспитание и в меру своих возможностей участвовали в лесохозяйственных и других мероприятиях. Большинство этих мероприятий экологического назначения может быть осуществлено также студентами высших учебных заведений. К числу таких мероприятий относятся: организация фенологических наблюдений, ведение календаря природы, прокладывание экологической тропы, создание ремизных участков, охрана рыжих лесных муравьев, охрана и привлечение птиц, охрана редких видов растений и животных, организация работ на пришкольных участках и другие мероприятия.)
, однако в рамках этой тематики студенты высших учебных заведений получают углубленные знания и могут специализироваться в разных экологических направлениях. Важнейшие из них - подготовка к научной деятельности (общая, или теоретическая, экология), к работе на промышленных предприятиях и в экологических контролирующих организациях (промышленная экология), к правоведческой деятельности и преподавательской работе. В зависимости от профиля высшего учебного заведения студенты могут изучать сельскохозяйственное, лесное, медицинское, социальное и другие направления экологии, а также гидробиологию.
Студенты высших учебных заведений могут широко привлекаться к работе по экологическому просвещению населения, так как уже обладают необходимым запасом знаний, чтобы готовить доклады и читать популярные лекции по экологии перед широкой аудиторией. В городах студенты-экологи привлекаются к работе по программам локального мониторинга, а также в качестве контролеров за состоянием городской среды.
В воспитательных целях важно устанавливать тесные контакты между высшим учебным заведением, школами и техникумами, работая совместно над простейшими экологическими программами (календарь природы, создание ремизного участка, охрана редких видов и др.) или решая конкретные экологические задачи локального значения (посадка древесно-кустарниковой растительности, очистка водоема, обогащение растительности нектароносами и т.д.).
Эти контакты полезны учащимся техникумов и школ, интересующимся экологией, так как в процессе совместной работы со студентами они могут лучше подготовиться к своей дальнейшей деятельности, особенно если имеется в виду продолжение учебы в высшем учебном заведении экологического профиля.
85. Как строится и функционирует система непрерывного экологического образования.
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (1991) поставлена задача формирования системы непрерывного экологического образования. Задача эта актуальна не только для России, но и для всех стран мира.
Население ряда стран из-за низкого уровня экологической культуры и недостаточного внимания в прошлом к вопросам экологического образования и воспитания не осознает надвигающейся природной катастрофы и ее последствий, безучастно относится к фактам загрязнения окружающей среды и экологическим проблемам в целом.
Человечество вплотную подошло к формированию мировоззрения, которое заставит отойти от принципа антропоцентризма (мир создан для человека), руководствуясь пониманием того, человек - лишь один из биологических видов, тесно связанный с другими видами и способный выжить только при условии сохранения благоприятной окружающей среды (биоцентризм). Красноречива кенийская пословица: Берегите землю, мы взяли ее в долг у наших детей.
Такое кардинальное изменение приоритетов обучения и воспитания, направленное на овладение ныне живущим и будущим поколениями людей экологической культурой, требует разработки новой области педагогической теории и практики, затрагивающей все отрасли знаний.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности человека и общества в целом, направленный на овладение знаниями и умениями, нравственно-этическими и эстетическими критериями, обеспечивающими ответственность личности и коллектива за состояние окружающей природной и социальной среды. В этом суть представлений об экологической культуре не только как о сумме необходимых экологических знаний, но и духовном облике человека, способного отстаивать экологические интересы общества.
Экологическая культура приобретает значение ведущего компонента общей культуры, включая всестороннее развитие человеческой личности, ее склонностей и способностей, в том числе здоровый об раз жизни, ответственное отношение к природе, материальным и духовным ценностям, особенно в отношении сохранения всех живых компонентов биосферы. Экологическое воспитание - это, прежде всего, высокая нравственность.
Хотя этапы непрерывного экологического образования тесно связаны между собой, выделяют несколько самостоятельных его ступеней: детский сад, школа, техникум (ПТУ, училище, лицей), высшее учебное заведение, учебные центры повышения квалификации.