Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
Объективная сторона – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).
Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.
Субъект – должностное лицо.
60 Преступления против мира.
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
(ст. 353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает,
вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный
составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава,
объективная сторона одного из которых состоит в
подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой
войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от
7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с
различием тяжести наступивших или возможных последствий.
Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов
-агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, как
вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а
о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава
ООН[2]. Имеется ввидуприменение вооруженной силы против суверенитета,
территориальной неприкосновенности, политической независимости другого
государства. Предполагается, что оценку действий государства как
развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет
Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов.
Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно
не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.
Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой
статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества.
Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток
незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной
территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не
влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу
защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая
оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких
государств.
Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил,
выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной
организации для миротворческих действий.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК, четко
определена в ней.
Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным
преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей,
расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и
закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций,
перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и
технических средств; разработка планов управления оккупированными
территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения
агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что
нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов,
отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их
обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны.
Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке
и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого.
Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны
состава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и ее
планирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качестве
самостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, а
реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном
хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности,
прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в
частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных
позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о
приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке
сопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д.
Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст.
353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных,
воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война,
вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных
пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других
граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и
т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены отее
развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по
развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение
агрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории или
масштабном применении иного оружия, военном вторжении, оккупации всей или
части страны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и
боевые действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора,
уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для
выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о
взаимопомощи) если они предпринимают военные операции, вопреки условиям
соглашения.
Рассматриваемое деяние является длящемся: составы.охватываемые
ст. 353 УК, в принципе носят формальный характер, но фактически всегда
налицо особо тяжкие последствия или их реальная угроза. Субъективная
сторона составов ст. 353 УК предполагает для подготовки, развязывания и
ведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен и
косвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действий
виновного-Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте
ст. 353 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия
могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие
военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления
соответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят и
разработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями),
ведущими агрессивную войну. Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает,
так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомо
незаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то они
отвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления и
преступления против человечества.
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК).
Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу
рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки
агрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовки
войны связано, по видимому со спецификой объективной стороны и субъекта
деяния.
Основной состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает обращение в
любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточно
значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где
находится много людей и т.д.) для того, чтобы убедить ее в необходимости
начать агрессивную войну для разрешения возникшего или прогнозируемого
межгосударственного конфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь
-состояние мира между государствами и - хотя в более отдаленной перспективе
" безопасность человечества.
Но, говоря об объективной стороне деяния, подчеркнем, что призыв
должен быть конкретизирован: указывать на конкретную страну и формировать у
аудитории из нее "образ врага". Абстрактно-ностальгические рассуждения типа
"хорошо бы вымыть сапоги в Индийском океане" преступления в смысле ст. 354
УК не образуют. Важно также установить в конкретном случае пределы
возможностей лица, выступающего с призывами, реально воздействовать на
общественное мнение значительной группы населения. Конечно, используемое
нами понятие носит оценочный характер, но без его использования.исходя из
условий места, времени и т.д. нельзя придти к обоснованному выводу о
реальности 'воздействия призывов, а следовательно и об общественной
опасности действий лица (лиц). Должна учитываться грань между брюзжанием в
бытовой среде и целенаправленной масштабной деятельностью по навязыванию
населению убеждения В необходимости агрессивной войны.
Одним из условий ответственности по ст. 354 УК является
неоднократность, так как закон говорит о "призывах". Вместе с тем,
изменение терминологии УК 1996 г., по сравнению с предыдущим УК, в котором
говорилось q пропаганде войны свидетельствует о том, что теперь не
требуется ни обращения к одной и той же аудитории, ни специальной
подготовки выступлений, ни их систематичности, Достаточно повторности и
конкретности,
Квалифицированный состав (ч. 2) предусматривает усиление наказания в
случаях использования средств массовой информации, либо, если субъект
деяния занимает государственную должность РФ или субъекта федерации. Эти
понятия рассматривались в предыдущих лекциях.
За обозначенным исключением субъект преступления - любое лицо,
достигшее 16 лет. Субъективная сторона - прямой умысел.
Производство или распространение оружия массового поражения (ст.
355 УК). Ключевое слово при характеристике данного состава преступления -
массовое поражение. Речь идет не об обычном стрелковом оружии, не об
артиллерийских снарядах или авиабомбах даже большой мощности или снабженных
устройствами для особо точного прицеливания, а об оружии (боеприпасах к
нему), применение которого влечет массовую гибель людей или уничтожение
природной среды, не ограниченное полем боя, а охватывающее значительную
территорию и не имеющее избирательного характера. Владение и подготовка к
использованию оружия массового поражения имеет важное значение для
планирования и подготовки агрессивной войны, создавая у виновных
психологическую уверенность в результативности нападения ; в свою
очередь применение такого оружия агрессором (оно находится за рамками
данного состава и предусмотрено ст. 356 УК) может явиться - как, например,
применение химического оружия германской армией в первой Мировой войне -
предпосылкой успеха наступления и создания паники среди мирного населения,
масштабы поражающего воздействия на которое оказываются еще большими,
нежели на вооруженные силы.
С учетом изложенного, непосредственным объектом рассматриваемого
преступления, так же как и деяний, описанных в предыдущих статьях, является
состояние мира между государствами и безопасность человечества.
Объективная сторона предполагает производство оружия массового
поражения, начиная с создания экспериментальных образцов м кончая серийным
производством; приобретение или сбыт в любой форме.
Иными словами, речь идет о торговле, поставках, иных формах передачи
во владение, пользование и распоряжение (в том числе, безвозмездно, в
кредит и т.д.), как на межгосударственном, так и на внутригосударственном
уровне. Причем, не только государственными структурами, но и частными
предприятиями, организациями, учреждениями, отдельными лицами.
Существенный признак объективной стороны запрещенность производства,
приобретения или сбыта оружия массового поражения международным договором
России. В настоящее время этот запрет существует в отношении химического,
биологического; установлен ряд договорных ограничений на оборот ядерного
оружия, поражающее действие которого связано с ударным действием взрыва,
проникающей радиацией и радиоактивным заражением (ядерное, термоядерное и
нейтронное оружие). В документах ООН содержится общее определение оружия
массового уничтожения (1984 г.), которое идет не от нереальной попытки дать
заранее исчерпывающий перечень видов такого оружия, могущих появиться в
будущем, а из их качественной характеристики; сравнимости с атомной бомбой
по поражающему действию,
Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом. Виновный
сознает, что его действия нарушают международно-правовые запреты и желает
этого. Ссылка на незнание международно-правовых договоров здесь
неприемлема. Конвенция 1972 г. о запрещении биологического
(бактериологического и токсичного) оружия, и Конвенция 1993 г. о запрещении
химического оружия, как и договоры об ограничении производства и
распространения ядерного оружия общеизвестны. Вместе с тем, по ст. 355 УК
не могут быть квалифицированы действия внешне сходные по объективной
стороне с запрещенным оборотом оружия массового поражения, но обслуживающие
реализацию требований международных договоров по уничтожению запасов
такого оружия или его приспособление для мирных целей. Нельзя
квалифицировать как преступление также оборот биологических и химически
активных веществ, представляющих в принципе повышенную опасность, если
речь идет о деятельности медицинской или химической промышленности,
преследующей народно-хозяйственные цели и осуществляемой с соблюдением
необходимых мер безопасности.
Субъект деяния, предусмотренного ст. 355 УК - общий. Но в большинстве
случаев речь идет - за исключением сравнительно немногочисленных попыток
изготовления или похищения оружия массового поражения террористами, лицами,
действующими из корысти и т.д. - о лицах, связанных с оборотом такого
оружия профессионально.
Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной
защитой (ст. 360 УК). С некоторой долей условности, можно включить данный
состав в группу преступных деяний против мира. Несмотря на гораздо более
локальный характер, по сравнению с деяниями, предусмотренными ст.ст. 353 и
355 УК (но не ст. 354 УК), непосредственный объект деяния - по существу тот
же. Ведь нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной
защитой всегда нарушает или создает угрозу нарушения нормальных отношений
между государствами; в ряде случаев такое нападение может явиться
провокацией вооруженного конфликта. Рассматриваемая норма включена в УК в
соответствии с конвенцией ООН "О предотвращении и наказании преступлений
против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических
агентов" (1973 г.).
Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в
нападении на таких лиц или учреждения, то есть в применении силы или ее
угрозы для захвата людей, помещения, транспортного средства, для причинения
вреда здоровью, имуществу, чести и достоинству лиц, пользующихся
международной защитой. Поскольку преступление является законченным в момент
нападения, причинение существенного, а тем более тяжкого вреда
рассматриваемым составом не охватывается. Иными словами, в ряде случаев
имеет место и второй объект посягательства - общественные отношения,
защищающие личность и имущество - и необходима квалификация по совокупности
деяний.
Круг лиц, защищаемый рассматриваемым составом, достаточно широк. Это
дипломатические, консульские, торговые, специальные представители
иностранных государств, члены их семей; представители международных (в том
числе, региональных) организаций, статус которых предусматривает
специальную защиту их прав и законных интересов в государстве пребывания.
Речь идет, конечно, и о главах и членах государственных делегаций.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается в прямом
умысле; лицо нападает, зная, что потерпевший (помещение, транспортное
средство) пользуется международно-правовой зашитой. Вместе с тем, спорным
представляется распространенное в учебной и методической литературе
утверждение о необходимости специальной цели: провокации войны или
международных осложнений. Содержание рассматриваемой нормы не дает
оснований для подобных утверждений. Нельзя смешивать возможные
объективные последствия с направленностью конкретного умысла. Виновный
может желать этих последствий, а может желать лишь нападения на лицо,
пользующееся международной защитой из хулиганских побуждений, из корысти,
из стремления выразить протест против тех или иных акций государства
(организации), которую потерпевший представляет. Для квалификации деяния по
ст. 360 УК необходимо и достаточно знание нападавшим статуса потерпевшего,
Субъект преступления - общий. Если нападение является составной частью
акта терроризма или захвата заложников, представляется необходимой
квалификация по совокупности деяний.
Преступления против человечества.
Преступленияч против человечестваВ эту группу преступлений по УК входят геноцид (ст. 357 УК) и экоцид
(ст. 358 УК). Их непосредственным объектом являются общественные отношения,
обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или
религиозных групп населения и т.д. При геноциде преступные действия
непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий
для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к
исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на
разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий
населения, проживающего на данной территории.
Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войн, иных
вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью
химических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир
на обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результате
захоронения радиоактивных отходов в условиях заведомо влекущих отравление
ими природной среды.
Геноцид объявлен международным преступлением против
человечности резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о
предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). Понятие геноцида по
объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда
здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное
изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях
ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное
уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.
Ранее уже упоминалось о двойном смысле понятия "нация". В данном
случае речь идет о народе или его части (территориальной, культурной,
исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному
или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к
нации (национальности) во втором смысле этого термина, то есть к
генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа - это
общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи,
разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.). Термин "религиозная
группа" не нуждается в расшифровке. Уголовный закон не выделяет специально
ответственность за геноцид в отношении социальной группы, хотя Конституция
РФ запрещает дискриминацию по признаку принадлежности к такой
группе. По-видимому имеется ввиду, что понятие геноцида в отношении
национальной группы охватывает и геноцид по социальному признаку. Помимо
перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида
законодатель в соответствии с международно-правовым его
определением предусматривает и насильственное перечисление либо создание
таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение
членов соответствующей группы населения.
Преступление, предусмотренные ст. 357 УК с субъективной стороны
характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или
частичного уничтожения соответствующей группы населения,
Хотя преступление является оконченным с момента совершения
соответствующих действий, но в силу отнесения его к категории особо тяжких,
например, с тяжкими деяниями против личности, не является обязательной.
Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник,
достигший 16 лет (лица с 14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, из
религиозного фанатизма несут ответственность за тяжкие преступления против
личности). Вместе с тем, необходима индивидуализация ответственности
организаторов, в том числе, высших должностных лиц, исполнителей,
пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной
организации (преступного сообщества).
В связи с утверждениями в некоторых комментариях УК, что преступление
геноцид является оконченным с момента наступления указанных в законе
последствий подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и
ее реализацию. Закон предусматривает, например, ответственность за
насильственное переселение. Это деяние надо считать оконченным с момента
начала принудительных действий (погрузка и этапирование), а не после
вымирании переселенных лиц.
Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом
уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или
водных ресурсов, а также о совершении иных действий, способных вызвать
экологическую катастрофу. Это преступление также относится к числу особо
тяжких.
Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых
других действий военного, производственного, научного, социально
обслуживающего характера, создающие угрозу экологической катастрофы, то
есть разрушения природной среды на значительной территории и превращения
условий жизни на ней в опасные для жизни и здоровья людей, нормального
существования животного и растительного мира.
Надо отметить, что характеристика объективной стороны экоцида имеются
некоторые внутренние противоречия. С одной стороны, прямо, прямо выделенные
в ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, то
есть их характеристика носит материальный характер. Причем, по
определению массовое уничтожение, массовое отравление и т.д. - это и есть
экологическая катастрофа. Но с другой стороны, закон предусматривает и
возможность совершения иных действий лишь способных ее вызвать. По-
видимому, в этих случаях наступление экологической катастрофы требует
квалификации по совокупности деяний.
Некоторую специфику по сравнению с геноцидом, имеет субъективная
сторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный на
специальную цель создания экологической катастрофы (например, при акте
терроризма, диверсии, а также из мести и т.д.), так и косвенный умысел. В
последнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможность
последствий, о которых говорит ст. 358 УК, но относится к ним безразлично.
Однако, признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных
формах вины ответственность должна наступать не за преступления против
человечества, а за соответствующее экологическое преступление.
Характеристика субъекта преступления сходна с субъектов геноцида. В
заключение отметим, что хотя преступление имеет международный
характер (в том числе, в связи с угрозой, которая распространяется на
соседние страны), понятие экоцид, в отличие от геноцида не кодифицировано в
международно-правовом плане. Вместе с тем, содержание его объективной
стороны можно вывести из ряда международных конвенций по борьбе с
загрязняющими воздействиями на окружающую среду. Норма об экоциде в УК 1996
г. не только является новой для отечественного законодательства, но в
определенном смысле - экспериментальной для международного уголовного
права.