Запрещенные слова «нет» и «не»

В переговорах с террористами и прочими бандитами слово «нет» относится к числу запрещенных, поскольку способно спровоцировать к действию. Консультантов на телефонах доверия тоже обучают обходить это слово: никаких отрицаний по поводу того, о чем говорит позвонивший. В противном случае можно подтолкнуть человека к самоубийству или спровоцировать нервный срыв. В дипломатических кругах это слово также принадлежит к разряду запретных.

Если вы стремитесь преуспеть в вашем нелегком деле, не употребляйте коварное слово «нет» в разговоре с людьми, от которых может зависеть успех вашего мероприятия. Людей, с которыми вы вступаете в коммуникативные связи, интересует в первую очередь продукт, который вы предлагаете, будь то товар или услуги. И можете считать, что их отношение к вам напрямую зависит от наличия у вас интересующего их продукта. Можете ответить «да» — вы хороший специалист. Отвечаете «нет» — и автоматически становитесь неинтересным. Причем это касается не только деловой сферы, так происходит в жизни вообще. («Помоги дочку на престижную работу устроить...». «Да» — ты хороший, «нет» — плохой. «Сделай скидку на товар». «Да» — хороший, «нет» — плохой).

Помимо расставляющего точки над i жесткого слова «нет», существует еще и отрицательная частица «не», которая также способна доставить немало неприятностей. Наше подсознание, по известной ему одному причине, почему-то воспринимает эту частицу совсем не в том смысле, какой вкладываем в нее мы. Попросту говоря, оно как бы не «считывает» ее, не видит и не замечает. Вспомните свое детство или представьте своих детей: когда ребенку говорят «не беги», «не разбей», «никогда так не делай», результат, как правило, бывает прямо противоположным — малыш продолжает бежать, разбивать и пр. А вот если переформулировать просьбу, например, «иди спокойно», она будет гораздо понятнее и приемлемее для выполнения. Можете проверить. Это относится к различным областям нашей жизни.

То же можно сказать и о негативных речевых конструкциях вообще. Если вы думаете о чем-то отрицательном, чего бы вам не хотелось, именно оно и будет воплощаться в жизнь. Негатив так и норовит заменить собою и вытеснить позитивную мысль. То, что более всего занимает наши мысли, обычно отражается в поведении и становится реальностью. Перед неискушенным в основах психологии человеком встает непростая задача: избегать вынужденного мысленного представления того, чего ему так не хочется. А подсознание начинает считать этот образный ряд (особенно если он довольно колоритен) планируемым итогом, и вот уже ваше мысленное «нежелаемое» неминуемо претворяется в жизнь.

Наука пока не дает четкого объяснения этим явлениям. Но данная сторона нашей жизни существует, и с ней надо считаться. Допустим, вам предложат не думать о вашей правой руке, — но тогда вы будете только о ней и думать, чтобы не забыть, о чем вам не нужно думать. К сожалению, когда дело касается достижения спонтанных целей, возникающих инстинктивно, негативные мыслеформы могут быть очень коварными. Так, спортсмен, задумывающийся о препятствиях (камне или выбоине), как правило, проделывает то, что прокручивается у него в воображении. Те, кто настроен испытывать постоянные треволнения, сами рисуют в своем воображении разные ужасы, которые не медлят затем воплотиться в жизнь с неотвратимостью пророчества. А человек может с чистой совестью говорить, что подтвердились его страхи и опасения («я ведь говорил!»). Такие люди научились достигать небывалых высот в том, чего они не хотели.

Как перестать думать о негативном? Очень просто: концентрироваться только на том, чего вы по-настоящему хотите, а не на том, чего НЕ хотите. Воображать то, что вы хотите, то есть отстраивать в ряду зрительных, слуховых и т. п. ощущений.

Похоже, человек может глубоко сконцентрироваться лишь на небольшом количестве мыслей. Выходит, что если заполнить все пустующие ниши нашего сознания размышлениями о том, чего мы хотим, и притом со всеми подробностями, то у нас просто не останется возможности думать о противоположном. Ведь и на самом деле, когда мы в возбуждении думаем о чем-то, что нам очень дорого, очень трудно бывает переключиться на мысли о другом.

Итак, если вы желаете мыслить позитивно и, соответственно, ожидаете от этого позитивных результатов, первоочередной вашей задачей должно быть отсечение прочих отрицательных мыслей, как и вообще долгих рассуждений о том, как бы вам достичь желаемого и насколько это возможно. Все, что вам нужно, это заполнить ваше подсознание тем, чего вы желаете. При этом выражаться ваше желание должно в настоящем или прошедшем времени (ни в коем случае не в будущем) и при отсутствии частиц «не» и сослагательного наклонения. То есть никаких «я хотел бы, чтобы моя дискуссия с оппонентами не закончилась моим поражением». Это недопустимая фраза, если вы хотите быть позитивным и преуспевать. «Бы...», «не»... — частицы, которые способны завести вас в тупик. Если вы хотите мыслить и говорить на языке преуспевающего специалиста в области коммуникаций, то фраза должна звучать следующим образом: «Дискуссия с оппонентами закончилась принятием обоюдовыгодного решения. Довольны все».

Таким образом, язык и синтаксис оказывают на нас не меньшее воздействие, нежели колоритные мысленные образы, и элементарное перефразирование может принести ощутимую пользу. Поэтому, прежде чем чего-то хотеть или не хотеть, определитесь и конкретизируйте цель.

Ниже приведен список самых распространенных сильных позитивных слов, которые обладают способностью убеждать.

Активность. Аромат. Бодрость. Веление времени. Веселиться. Вкус. Возможность. Восторг. Восхитительный. Выгода. Выразительный. Гармоничный.

Глубокий. Гениальный. Добрый. Дом. Достигать. Духовный. Единство. Единственный в своем роде. Забавный. Замечательный. Здоровье. Идеальный. Качественный. Красота. Лакомый. Личность. Любовь. Максимум. Милый. Модный. Молодость. Музыка. Надежда. Надежный. Настоящий. Натуральный. Незаменимый. Недорогой. Научный. Обходительный. Огромный. Оригинальный. Общительный. Очарование. Победа. Полезный. Правда. Преимущество. Приятный. Продуктивный. Прогресс. Первоклассный. Популярный. Предмет гордости. Престиж. Привлекательный. Разумный. Рекомендуемый. Радость. Развлечение. Решительный. Роскошный. Сияющий. Смелый. Современный. Согласие. Сохранять. Стиль. Спортивный. Самостоятельность. Трудолюбивый. Уверенность. Увлечение. Удовлетворять. Улыбка. Успех. Успешный. Характер. Хороший. Чистый. Ценность. Ценный. Шикарный. Эксклюзивный. Экономия времени. Экономичный. Эффектный. Элегантный.

А вот слова и фразы, которых следует избегать.

Абсурд, бедность, бедный, безнадежный, беспечный, беспокойство, боль, больной, виновный, глупый, должен, жаловаться, испуганный, кривой, лжец, не буду, не делай, нездоровый, не могу, негатив, ненавидеть, необходимость, неправильный, неудача, низший, обижать, ответственность, ошибка, поддельный, препятствие, приговаривать, пытаться, ревность, сомнение, страх, сумасшедший, тратить, трудный, трус, убивать, умирать, унижать, усталый; я не могу..., меня от этого тошнит, мне не нравится это, я так не думаю, я забыл..., у меня вылетело из головы, я неудачник, я робок.

Слово — это внешнее проявление того, что у человека в сердце. Недаром в Библии говорится, что мы дадим ответ в день Суда за каждое праздное слово. Очень важно заканчивать любую речь позитивным суждением, позитивной мыслью.

4.1.3. Бумага не стерпит, или как написать…

В процессе PR-кампании вам придется не только говорить, но и писать: письма, объявления, рекламные материалы и пр. Причем, в большом количестве. А поскольку эпистолярный жанр узконаправлен, крайне важно уметь убеждать адресата в чем-либо, иногда одно письмо может сделать для имиджа больше, чем цикл телепередач. Поэтому позволю себе дать несколько рекомендаций о том, как составлять тексты, носящие деловой и рекламный характер.

Письмо

Опытные специалисты утверждают, что даже не имея таланта к сочинительству, можно руководствоваться несколькими правилами, и тогда вам не будет стыдно смотреть на творение рук своих. Итак, чтобы написать хорошее креативное письмо, которое найдет отклик в сердце вашего адресата, важно соблюдение следующих моментов.

♦ Заинтриговать респондента важно первым же абзацем, первой строчкой, где показать ваше внимание к проблемам адресата и ваше умение предложить ему нечто полезное и выгодное. Этого легко добиться, если задеть в контексте какие-либо особенности его жизни и деятельности.

♦ В основной части послания (в рекламных письмах — это второй, третий абзацы) необходимо доказательно обосновать преимущества своего предложения.

♦ Писать нужно живым ярким языком — без менторства, но и без фамильярности и, упаси бог, не грешить идиомами. Редко употребляемые термины лучше расшифровать.

♦ Абзацы и предложения должны быть лаконичными. Само письмо также не должно быть длинным.

♦ Тональность должна быть эмоциональной и соответствующей содержанию, стимулы — впечатляющими.

♦ Особую важность представляет заключительная часть. Эмоциональная теплота вкупе с душевным подъемом, но главное — заинтриговать и пробудить желание.

♦ Помните, постскриптум — это то, на что пишущий непременно желает обратить внимание читателя. И потому предполагает дополнительный эмоциональный импульс. Известно, что даже респонденты, не пожелавшие ознакомиться с тем или иным посланием, непременно бросят взгляд на две магические буквы P. S.

♦ Повторы основной темы (рефрен) усиливают результативность воздействия.

♦ Подпись должна быть только подлинная. Причем, вне зависимости от техники, в которой выполнено само письмо.

Объявление

Написать хорошее объявление — искусство не менее важное. Потому что малые формы исключают многословие, а донести смысл в нескольких словах не так просто.

В одной из санкт-петербургских газет вот уже много месяцев размещается объявление: «Увы, не для всех! Квартирное агентство! Тел. ...». И ведь далеко не литературный шедевр, но, как оказалось, именно оно с потрясающей стабильностью поднимает уровень продаж.

Итак, начинаем работу по написанию объявления. Урок будет скрупулезный...

1. Определитесь с целью объявления и никак не отступайте от нее.

2. Определитесь с аудиторией, на которую рассчитано ваше объявление.

3. Выработайте коренной тезис, т. е. основную информацию, которую вы хотите передать аудитории. Запишите ее в двух словах.

4. Запишите несколько самых важных аргументов в пользу основного тезиса (характеристики товара, основные плюсы и прочее).

5. Будьте честны. Если вас заподозрят даже в пустяковом обмане, вы лишитесь доверия аудитории, и не стоит думать, что вернуть его легко.

6. Не пытайтесь переплюнуть Эзопа — текст должен быть простым и понятным читателям. Красивые, но незнакомые слова звучат упреком в невежестве, вы же не хотите оскорбить читателей своим объявлением?

7. Вспомните приписку в газете: «Редакция не несет ответственности...» — это обозначает лишь то, что объявления не редактируются.

8. Начинайте каждое предложение с глагола или с наречия.

9. Перечитайте текст. Вычеркните все бесполезные слова и сократите объявление до минимума. Используйте максимально короткие предложения.

10. Прежде чем пустить текст «в народ», прочитайте его вслух. Озвучивание помогает определить очевидные ошибки.

11. После первого варианта составьте еще несколько, столько, сколько телефонов вы можете привлечь для этих целей.

12. Поместите разные варианты объявления в газетах, на сайтах, в рассылках и на прочих носителях, при этом в каждом объявлении будет другой телефон (электронный адрес). Отслеживайте каждый день количество звонков и откликов на каждое из объявлений. Лучше это делать в виде таблицы, так удобнее. Через две недели проанализируйте таблицу. Лучшее из объявлений определится по количеству откликов, про все остальные забудьте. То, которое осталось, не меняйте. Оно идеальное!

Заголовки

Журналы и газеты начинают читать с заголовков. И очень часто на этом и останавливаются. Следовательно, заголовок может либо продать вашу идею, ваш продукт, либо благополучно похоронить его. Из сказанного следует вывод: заголовком вы должны постараться «запрограммировать» человека на желание прочесть весь текст целиком. Конечно, для отличного заголовка нужен креатив, но и несложное название вызовет интерес, если сделать его броским. Общих правил для заголовков не так много. За более полным объемом отошлю вас к рекламному гуру — Девиду Огилви, он занимался этим вопросом много и весьма успешно. А пока приведу ряд необходимых правил.

♦ Заголовок должен быть ярким, «зовущим».

♦ Если у вас на самом деле есть настоящие новости — не упрятывайте их в текст. Прокричите их прямо в заголовке. И не забывайте о выверенных словах, например, «потрясающий», «внезапно», «новинка» и т. п.

♦ Особо задевают читателя заголовки, передающие полезные практические сведения (типа, «Как заводить нужные знакомства»).

♦ Составляя заголовок, учитывайте характеристику целевой аудитории, на которую вы рассчитываете, употребляя ключевые слова. (Например, заголовок статьи о креме против морщин, может содержать слова «Женщинам после 30».)

♦ Убедительны заголовки, содержащие цифры. Например, такой: «Москвичи! Нас уже 10 000 000! Квартирная проблема».

♦ Упоминание имени родного города и его проблем вызовет безусловное внимание.

♦ Активный интерес вызывают слова с эмоциональным подтекстом — «невероятный», «загадочный», «неповторимый».

Чем не роскошны заголовки от Огилви?..

♦ Для дома за городом: «Город — только для работы!».

♦ Для средства против облысения: «Вы когда-нибудь видели лысую овцу?».

♦ Для средства от комаров: «Каждый укус комара — рубль! Экономьте ваши деньги!»

♦ Для лекарства против геморроя — «Пришлите нам доллар, и мы вылечим ваш геморрой, или оставайтесь со своим долларом и со своим геморроем».

Монолог и ораторство

И, наконец, от теории к практике. Как уже говорилось, существует несколько различных видов вербального общения. На некоторых из них мы и остановимся. Начнем с монолога. Эта форма используется обычно на митингах, презентациях и прочих мероприятиях, где предполагается выступление представителя (или руководителя) компании. К монологу относятся речи, доклады, лекции, выступления политиков и даже обращения президента к согражданам по разным поводам.

И, конечно, деятельность пиарщика немыслима без знания принципов и правил ораторского искусства, мастерства публичной речи, которую по праву можно рассматривать как своеобразное произведение искусства, воздействующее синхронно и на чувства, и на сознание человека.

Внешний вид оратора

«Встречают по одежке» — говорят в народе. Перефразировав, можно сказать, что внешний облик оратора должен соответствовать его речи. Речь фактически на четверть воспринимается чисто визуальным путем. Слушатели приглядываются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, жесты, они желали бы знать, что он представляет сам по себе. При этом красота как таковая особой роли не играет, но зато неряшливость может дорого обойтись.

Волосы, ногти, обувь, одежда должны быть чистыми и аккуратными. Мужчины — чисто выбриты. Женщинам рекомендуется не злоупотреблять косметикой и не надевать ярких кричащих украшений.

Ничто у вас или при вас не должно сковывать свободу движений. Никаких перчаток или сумок в руках во время выступления, даже женщинам лучше избавиться от сумочки, какой бы шикарной она ни была. Избегайте плотно облегающей одежды, стесняющей движения плеч и рук. Избавьтесь от излишних вещей, оттопыривающих карманы, лучше, если они будут вообще пустыми. Нижнюю пуговицу пиджака лучше расстегнуть.

Ваш гардероб не должен быть эксцентричным — и без того все взгляды сосредоточены на вас.

Скромность в одежде предпочтительнее навязчивой роскоши. Не вызывайте удивления и зависти, это помешает людям внимать, слышать, что вы говорите.

О манерах

Подобающие манеры оратора имеют даже большее значение, чем его внешность. Не утомляя разъяснениями, перечислю главные принципы, которых должен придерживаться оратор.

♦ Неуверенность в себе, скованность и индифферентность — табу! Если вы будете мяться, как бы извиняясь за отобранное время или еще за что-то, нетерпение ожидания у слушателя тотчас сменится разочарованием и досадой.

♦ Слушатели ощущают потребность в теплой атмосфере приватной беседы. Вымученность или показной официоз — худшее, что можно им предложить.

И напротив, сближение с аудиторией, дружеская обстановка поднимут настроение и заинтересованность. Ваше прямое дело — наладить со слушателями контакт.

♦ Ни в коем случае не допускайте пошлости! Ни в жестах, ни в словах. Никогда аудитория не станет относиться к вам, а значит, и к вашим словам, серьезно, если вы ведете себя пошло.

Подготовка к публичному выступлению

Все вышеперечисленное относилось к поведению оратора. А теперь — о речи. Даже профессиональные ораторы всегда готовятся к выступлению. Без надлежащей подготовки вы можете испортить не только данную, конкретную PR-акцию, но и нивелировать всю предыдущую работу по созданию имиджа чего бы то ни было и кого бы то ни было, а такого в PR-бизнесе не прощают ни клиенты, ни конкуренты.

При подготовке речи четко определитесь с темой и целью выступления, проведите анализ аудитории и ситуации. Тема и цель выступления, как правило, заранее предопределены программой, расписанием и т. п. Если есть возможность, остановитесь на теме, хорошо знакомой и интересной лично вам.

Когда вы определились с основным тезисом и аудиторией, можно приниматься за создание речи (имеется в виду, на бумаге). Для начала спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе мысленно группу из двух-трех человек, которым адресовано выступление, и готовить речь для них.

Имейте в виду следующие характеристики аудитории:

♦ возраст;

♦ степень образованности и возможные (если ваши слушатели не узконаправленная аудитория) профессии;

♦ цель посещения людьми вашего выступления;

♦ уровень осведомленности и обоснование повышенного внимания к теме.

Выступление должно состоять из трех частей: предисловие, основная часть, заключение. Распределите время приблизительно так:

♦1-я часть — 10-15%;

♦ 2-я — 60-65%;

♦ 3-я — 20-30%.

Коренная идея (в речи может быть несколько ведущих идей, но не более трех) дает возможность задать определенную тональность выступлению. Начинайте с краткого анализа проблемы или ситуации, о чем бы ваша речь ни шла.

Предисловие: немаловажная часть, так как более всего запоминается слушателями, а потому оно должно быть скрупулезно продуманным. Затягивать предисловие не следует, будьте кратки.

Основная часть: исчерпывающее обоснование основного тезиса. Каждый оратор по-своему подходит к раскрытию главной темы, но есть некоторые, общепринятые, правила построения аргументации.

1. Озвучивание выявленных противоречий, их анализ и возможный путь их разрешения. Это самый простой способ — цепочка «проблема → причина возникшей проблемы → решение проблемы» безотказна и понятна любой аудитории.

2. Хронологическое изложение. Этот метод предполагает только констатацию фактов в некоем порядке (обычно хронологическом). Но все факты и проблемы озвучиваются так, что в их представлении обычно уже заложены пути решения.

3. Изложение материала от причин к следствию (от частного к общему).

4. Индуктивное изложение (от общего к частному).

План основной части должен быть удобопонятным.

Выявите объект выступления, подберите как можно больше фактического материала и важных примеров. Основной тезис нужно повторить в речи неоднократно (не меньше трех раз), при этом желательно менять интонацию, делая ударение на разных словах.

Пример. В. В. Путин нередко использует прием повторения с разными ударениями. В течение 20-минутной речи, слушателями которой были студенты и преподаватели вузов, он четырежды повторил одну и ту же фразу, но произнеся ее по-разному:

«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»

«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»

«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»

«Что мы, правительство, можем и должны сделать для того, чтобы поднять уровень образования в России?...»

Таким образом, он сумел убедительно донести до аудитории (достаточно критичной, между прочим) тот факт, что правительство исключительно озабочено уровнем образования и в целом проблемами студентов и преподавателей вузов, что оно занимается решением этих проблем постоянно, внимательно отслеживает новые и решает их.

Заключение: в нем формулируются выводы, вытекающие из основной идеи выступления. Правильно построенная заключительная часть содействует хорошему впечатлению от выступления в целом. Повторите узловую идею и еще раз (очень сжато) возвратитесь к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Завершайте речь категорическим заявлением, подводящим итог выступлению.

Аудитория не всегда подготовлена к вашей позиции и компетентно преподнести вопрос это половина успеха. Не забывайте, ваша позиция должна быть понятна слушателям с первого слова!

Все выводы аргументируйте, но не увлекайтесь доказательствами. Цифровые данные желательно демонстрировать посредством таблиц и графиков, но не зачитывать, что крайне утомляет слушателей. Лучше, когда в устном выступлении объемы цифрового материала ограничены, на него лучше ссылаться, а не приводить целиком.

Если есть возможность, то стоило бы отвести раздумьям над будущей речью несколько дней, да и переписать ее не менее трех раз, с интервалом в день-два. За этот период возникнет пропасть новых идей.

Подготовленный проект и план выступления важно проконтролировать следующими вопросами:

♦ вызывает ли мое выступление интерес;

♦ достаточной ли я располагаю информацией по настоящей проблеме, имеется ли в наличии у меня достаточно данных;

♦ хватит ли мне отведенного времени для выступления.

Если вы готовите речь клиенту, никогда не делайте этого без его участия и наполните текст короткими абзацами (или более крупно) на темы, интересные выступающему. Тогда это, возможно, будет увлекательно и значимо для других.

Докоммуникативный этап непременно должен заканчиваться репетицией спича. Потренируйтесь перед близкими или друзьями, в крайнем случае, используйте зеркало, но прочесть весь текст вслух необходимо.

Наши рекомендации