Методические советы по подготовке к семинарам
ИСТОРИЯ РОССИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ BPEMЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
Под редакцией А.В. Коновалова
Методические указания
Новосибирск
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
ИСТОРИЯ РОССИИ
(с древнейших времен до наших дней)
Под редакцией А.В. Коновалова
Методические указания
Новосибирск
К.и.н., доцент Ломакин К.В., к.ф.н., доцент Коновалов А.В., к.ф.н., доцент Боровой Е.М., старший преподаватель Кондратьева Л.Р.
История России (с древнейших времен до наших дней):
Методические указания/ Под ред. А.В. Коновалова – Сиб. гос. ун-т телеком. и информат. – Новосибирск, 2012. – стр.
В методических указаниях даны темы лекционного курса, темы, вопросы, литература и задания для подготовки к семинарам; темы домашних письменных работ; рабочая экзаменационная программа.
Кафедра философии и истории
Рецензент: к.ф.н. Карев Е.И. (СибГУТИ), к.и.н. Болоцких В.Н. (НГАСУ)
Методические указания предназначены для студентов технических факультетов дневного обучения СибГУТИ.
Утверждено редакционным издательским советом СибГУТИ в качестве методических указаний.
©Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики, 2012 г.
Оглавление
Введение | ||
Методические советы по подготовке к семинарам | ||
Тематический план лекционного курса | ||
Тематический план семинарских занятий | ||
Темы, вопросы, источники, литература, задания, методические рекомендации к семинарам | ||
Темы домашних письменных работ | ||
Литература для написания ДПР | ||
Вопросы к экзамену по отечественной истории |
ВВЕДЕНИЕ
Семинарские занятия – важнейшая составная часть учебного процесса, проверка регулярности и качества самостоятельной работы студентов в межэкзаменационный период.
Занятия проводятся в виде собеседования по темам и вопросам настоящего методического пособия.
Формы проведения семинаров (диспуты, функциональные игры, прессконференции, обобщающие контрольные работы и т.д.) в каждом отдельном случае определяет преподаватель.
Студент должен изучить рекомендованные источники, литературу (документы, мемуары, монографии, учебники и т.д.) и быть готовым принять участие в обсуждении всех вопросов семинарской темы.
Для лучшего усвоения и аргументированного изложения материала на занятии рекомендуется составлять тезисы или краткий план ответа.
Вместе с тем чтение заранее подготовленных текстов запрещается. Студенты должны быть готовы к устному изложению проблем.
Обязательная подготовка к каждому занятию - непреложное правило. Пропущенное занятие, отказ от участия в обсуждении вопросов дают право преподавателю вызвать студента на обязательную консультацию, снизить оценку на очередной контрольной неделе, задать дополнительные вопросы на экзамене по неотработанным темам семинаров.
В результате изучения курса: студент должен знать основные этапы развития российского государства, характер и особенности социальных и экономических преобразований в различные периоды российской истории, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия; должен уметь работать с источниками; научной, научно-популярной литературой, излагать и обосновывать свою точку зрения, давать объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической и политической сферах, владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ
Внимательно прочтите методические рекомендации к семинару – это ориентир на понимание проблемы, логику ее решения с учетом причинно-следственных связей изучаемых исторических событий.
Лекция преподавателя – консультация «на дому». Обратитесь к ней прежде, чем начать изучение исторической литературы по теме семинара.
Следующая ступень подготовки – чтение основной литературы по вопросам плана семинара. Для успешного выступления составьте свой план и продумайте тезисы к каждому из вопросов плана.
Сделайте выписки из рекомендованных пособий – это важный процесс накопления материала к экзамену, итоговой конференции, контрольной работе, выполнению тестовых заданий.
После того как Вами будет отработан исторический материал по вопросам плана семинара, обратитесь к соответствующим документам. Изучите их и постарайтесь сделать на них ссылки в процессе работы на семинаре.
Просмотрите дополнительную литературу в соответствии с заданиями семинара, выберите то, что с Вашей точки зрения, углубит знание, расширит исторический кругозор.
С целью участия в интерактивном общении на самом занятии продумайте свои авторские вопросы, выводы, оценки по изучаемой проблеме.
В процессе работы используйте словарь исторических терминов, обратите внимание на даты основных событий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Тема: | Количество часов |
Восточные славяне. Киевская Русь (IX-XII вв.). | ||
Удельная Русь и Ордынское иго (XIII-первая половина XV вв.) | ||
Московская Русь (Россия; вторая половина XV-XVII вв.). | ||
Российская империя в эпоху Петра I и Екатерины II в XVIII веке. Начало модернизации России. | ||
Российская империя XIX-начала XX века: переход от традиционного к индустриальному обществу. | ||
От Российской империи к Советскому Союзу (1917-1922 гг.). | ||
Советский Союз: от образования до распада (1922-1990 гг.). | ||
От Советского Союза к Российской Федерации (1990-е-2000-е гг.). |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ | Тема: | Количество часов |
Введение в историю | ||
Древнерусское государство – Киевская Русь (вторая половина IX-первая половина XII вв.) | ||
Единое Российское государство (вторая половина XV-вторая половина XVI вв.) | ||
Российское государство в XVII в. | ||
Российская империя в XVIII веке. | ||
Российская империя в первой половине XIX века | ||
Российская империя во второй половине XIX века | ||
Российская империя на рубеже XIX-XX вв. | ||
Последнее десятилетие Российской империи (1905-1917 гг.) | ||
Революционный 1917 год | ||
Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1920 гг.) | ||
Советское государство в первой половине 20-х гг. XX в | ||
Советский Союз во второй половине 20-х-30-х гг. XX в. | ||
СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | ||
СССР в послевоенные годы (1946-1953 гг.) и в «Хрущёвское десятилетие» (1953-1964 гг.) | ||
СССР в середине 60-х-80-х гг. | ||
Россия в 90-е годы XX-начале XXI вв. |
ТЕМЫ, ВОПРОСЫ, ИСТОЧНИКИ, ЛИТЕРАТУРА, ЗАДАНИЯ , МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРАМ
Семинар 1 : Введение
1. Предмет; задачи истории как науки; социальные функции исторической науки.
2. Основные методологические принципы и методы исторического исследования.
3. Общее и особенное в историческом развитии России.
4. Методические приемы изучения истории.
Задания
Объясните эти понятия:
История, генеология, историография, источниковедение, этноведение, методология, геральдика, метод, цивилизация, формация, менталитет, концепция, парадигма, дедукция, индукция, ретроспекция, эволюция, детерминизм, социальный, рациональный, идеографический, исторический источник, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, западники, славянофилы, евразийство.
Основная литература
1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.
Дополнительная литература
1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: ИНФРА–М., 2012.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. – М.: Проспект, 2008.
3. Смоленский Н.И. Теория и методика истории. – М.: «Академия», 2007.
Семинар 2: Древнерусское государство – Киевская Русь (вторая половина IX-первая половина XII вв.)
1. Государственный строй Древней Руси.
2. Социально-экономические отношения («Русская Правда»).
3. Внешняя политика Древней Руси.
Сообщения
1. Норманская концепция происхождения Древнерусского государства.
2. Историческое значение Крещения Руси.
3. Культура Древней Руси.
Задания
Объясните эти понятия:
Этногенез, род, племя, соседская община, вервь, военная демократия, вече, князь, дружина, каганат, путь «из варяг в греки», перелог, подсечно-огневая система земледелия, бортничество, волхвы, язычество, вои, нарочитая чадь, смерд, закуп, рядович, политеизм, власть, государство, норманская теория, культура, Русская правда, вотчина, холоп, челядь, бояре, черное духовенство, белое духовенство, раздробленность.
К каким историческим событиям относятся эти даты?
862 г.; 882 г.; 907 г.; 911 г.; 945 г.; 957 г.; 964-972 гг.; 980-1015 гг.; 988 г.; 1019-1054 гг.; 1097 г.; 1113-1125 гг.; 1132 г.; 1147 г.; 1223 г.; 1237 г.; 1240 г.; 1241-1242 гг.; 1242 г.
Методические рекомендации
1. Обратите внимание на три периода в истории Киевской Руси. Первый – период становления Древней Руси при первых князьях Рюриковичах (вторая половина IX – последняя треть X вв.); второй – период расцвета Киевской Руси при Владимире I и Ярославе Мудром (конец X – первая половина XI вв.); третий – период начала территориальной и политической раздробленности Древнерусского государства и его распада (вторая половина XI – первая треть XII вв.). Составьте таблицу основных событий и сделайте краткий анализ каждого периода.
2. Раскройте особенности происхождения Древнерусского государства. Ваша оценка «норманнской теории».
3. Что означает понятие «военная демогратия»? Отразите в схеме государственный строй Киевской Руси. Назовите элементы демократии в древнерусской государственности.
5. «Лествичный» принцип наследования власти. Объясните это понятие. Какую роль он сыграл в судьбе Древней Руси?
6. Дайте характеристику основных социальных слоев Киевской Руси и отношений между ними, используя «Русскую Правду».
7. В.О. Ключевский Древнюю Русь IX – XII вв. назвал «торговой» или «городовой». Какое место занимали города и торговля в экономическом и политическом развитии Киевской Руси?
8. Нравственный аспект православного христианства: ваши аргументы.
9. Ваша точка зрения на занимаемое Киевской Русью место в мировой цивилизации раннего средневековья. Аргументируйте свой ответ историческими фактами.
10. Объясните причины распада Древнерусского государства.
11. Борьба Древней Руси («леса») с народами «Великой Степи» (по выражению Л.Н. Гумилева) – как это отразилось на судьбе Древнерусского государства?
12. Подчеркните отрицательные последствия распада Киевской Руси. Были ли положительные? Ваша точка зрения.
Основная литература
1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.
Дополнительная литература
1. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. академика РАН Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2010.
2. Кириллов В.В. История России. – М.: «Юрайт»,2011.
3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н.И. Павленко. – М.: «Высшее образование», 2009.
4. Сахаров А.Н. 860 год в истории России. // Вопросы истории. – 2012. – №7.
Семинар 3: Единое Российское государство (вторая половина XV-вторая половина XVI вв.)
1. Формирование Московского государства (XIV-вторая половина XV вв.).
2. Социально-экономический и политический строй Московской Руси.
3. Российское государство в середине - второй половине XVI в. Иван IV, Грозный: реформы и опричнина.
Сообщения
1. Иван III - Государь всея Руси.
2. Оценки Ивана IV, Грозного в исторической науке.
3. Внешняя политика Российского государства (вторая половина XV-XVI вв.).
Задания
Объясните эти понятия:
Поместье, барщина, оброк, пожилое, Юрьев день, заповедные лета, урочные лета, посад, Судебник, царь, приказ, местничество, кормление, служилые люди, самодержавие, Боярская дума, Земский собор, стрельцы, земщина, опричнина, Двор, Дворец, тягло, дьяк, подьячий, губной староста, централизованное государство, сословно-представительная монархия, нестяжатели, Домострой, Стоглав, Задонщина, воевода, земский староста.
К каким историческим событиям относятся эти даты?
1276 г.; 1303-1325 гг.; 1318-1340 гг.; 1325-1340 гг.; 1326 г.; 1359-1389 гг.; 1378 г.; 1380 г.; 1382 г.; 1389-1425 гг.; 1425-1462 гг.; 1425-1453 гг.; 1462-1505 гг.; 1471 г.; 1478 г.; 1480 г.; 1485 г.; 1487 г.; 1505-1533 г.; 1533-1584 гг.; 1547 г.; 1547-1560 гг.; 1549 г.; 1550 г.; 1551 г.; 1552 г.; 1556 г.; 1557 г.; 1558-1583 гг.; 1565-1572 гг.; 1569-1570 гг.; 1571-1572 гг.; 1580-1590 гг.; 1581 г.; 1584-1598 гг.
Методические рекомендации
1. Объясните, почему именно Москва стала центром собирания русских земель в единое государство.
2. Согласны ли Вы с точкой зрения В.О. Ключевского: Москва своим величием обязана Орде?
3. Какую роль сыграли московские князья (Даниил Александрович, Иван I Калита, Дмитрий Донской, Иван III Великий) в великом объединительном движении? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Куликовская битва 1380 г. («Мамаево побоище») в Вашей оценке.
5. Иван III Васильевич, «Государь Всея Руси», считается создателем нового централизованного государства. Подтвердите это фактами.
6. Сравните Московскую Русь с Киевской Русью: найдите разницу между ними. Общее есть?
7. Изучите Судебник 1497 года и установите: какие изменения произошли в государственном строе и социально-экономическом развитии России?
8. Внимательно ознакомьтесь с реформами Ивана IV Грозного. Можно ли их отнести к прогрессивным?
9. Как Вы считаете, была ли опричнина необходимой политикой Ивана Грозного?
10. Познакомьтесь с оценками историков личности Ивана IV и дайте свою оценку.
11. Установите основные направления внеш. политики Ив. Гр. Ливонская война (1568-1583) продолжительностью 25 лет. Не являлось ли ошибкой Ив. IV, Грозного в условиях того времени воевать за выход к Балтийскому Морю?
12. Ермак покорил Сибирь в эпоху царствования Ив. IV Гр. - как это событие повлияло на дальнейшее историч. развитие России?
13. «Домострой» - первый свод правил этикета: ваша оценка.
Основная литература
1. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. академика РАН Л.В. Милова. – М.: Эксмо,2010.
2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.
Дополнительная литература
1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 г. / под. ред.проф. Н.И. Павленко – М.: «Высшее образование», 2009.
2. Соловьев К.А. Власть Московского государя во второй половине XV века: официальная позиция. // Вопросы истории. – 2012. – №8.
3. Шишова Н.В., Мининкова Л.В., Ушкалов В.А. и др. Отечественная история: учебник. – М.: ИНФРА – М.,2011.
Семинар 4: Российское государство в XVII в.
1. Смутное время в России в начале XVII в.: причины, основные этапы, последствия.
2. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке.
3. Формирование абсолютной монархии в России.
Сообщения
1. Первые Романовы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович.
2. Борис Годунов – первый «выборный» царь России и его судьба.
3. Национально-освободительное движение России против интервентов.
4. Церковь и государство в XVII веке. Церковный раскол.
Задания
Объясните эти понятия:
Смута, бунташный век, семибоярщина, крестьянская война, гражданская война, интервенция, дворяне, посадские люди, гулящие люди, думные чины, черные слободы, белые слободы, крестоцеловальная запись, крепостное право, абсолютная монархия, раскол, секуляризация культуры, ересь, старообрядцы, меркантилизм, политика революции цен, Ближняя дума, фаворит, гетман, ясак, Соборное Уложение, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, парсуна, тушинский вор.
К каким историческим событиям относятся эти даты?
1598-1605 гг.; 1604-1618 гг.; 1605-1606 гг.; 1606-1610 гг.; 1606-1607 гг.; 1608-1610 гг.; 1610-1612 гг.; 1611-1612 гг.; 4 ноября 1612 г.; 1613 г.; 1617 г.; 1618 г.; 1613-1645 гг.; 1632-1634 гг.; 1645-1676 гг.; 1648 г.; 1649 г.; 1650-е гг.; 1654 г.; 1654-1667 гг.; 1656-1661 гг.; 1662 г.; 1667 г.; 1668-1676 гг.; 1670 г.; 1676-1682 г.; 1677-1681 гг.; 1686 г.; 1687 г.; 1687 г., 1689 г..