Северо-Восточной Руси и образования Русского централизованного
государства (конец XIV – начало XVI вв.)
Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. Летописные повести о Куликовской битве, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», общность идейной направленности повестей. Осознание роли Москвы как объединительного центра. Патриотический пафос. Прославление победы как результат единения русских князей, народа в борьбе с кочевниками.
Поэтичность «Задонщины», ее связь с устным народным творчеством. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве». Сходство и различие памятников. Историческое своеобразие «Задонщины». Особенности композиции и стиля.
Формирование религиозно-политической идеологии Московского государства и московской литературы конца XIV – XV вв. Возникновение риторического, панегирического стиля в литературе.
Усиление в XV в. культурных связей Руси с южно-славянскими странами. Политические и стилистические традиции литературы Киевской Руси. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», идейная направленность и новый эмоционально-риторический стиль агиографического произведения.
Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского», им написанное. Прославление миссионерской и просветительской деятельности Стефана, создавшего пермскую азбуку и обратившего язычников в христианскую веру. Новые принципы изображения человека, особенности композиции и нового риторико-панегирического стиля «плетения словес».
«Житие Сергия Радонежского». Нравственное и политическое значение «Жития Сергия Радонежского». Лиризм в изображении Сергия, особенности повествовательного стиля.
Общая характеристика агиографического творчества Пахомия Лагофета.
Возвышение Москвы и усиление ее роли в русской жизни конца XIV – XV вв.
Теория «Москва – третий Рим», предпосылки возникновения политической теории, ее формирование и отражение в литературных памятниках второй половины XV в.
«Повесть о взятии Царьграда» Нестора – Искандера. Падение Константинополя под ударами турок в 1453 г. Историко-философское осмысление событий в повести. Художественная выразительность батальных картин, принципы изображения царя Константина и султана Магомета.
Повести о Вавилонском царстве. «Сказание о князьях Владимирских». Политическая направленность произведений. Постановка и решение проблемы преемственности Русью – Москвой – знаков царского достоинства, царской власти. Историко-легендарный характер повестей и их литературные особенности. Публицистичность произведений.
Проблема царской власти в «Повести о мутьянском воеводе Дракуле». Та же проблема о пределах «самовластия» и характере единодержавного правления в публицистическом «Послании на Угру» архиепископа Вассиана, обращенном к Ивану III.
Идейно-религиозные течения второй половины XV в., антицерковная и внутрицерковная борьба в них. Характеристика церковных группировок («иосифляне» и «заволжские старцы»). Еретические течения. Ересь «жидовствующих» и ересь «стригольников». Социальный и рационалистический характер ереси.
Развитие в XV в. областных литератур, отстаивание ими политической и церковной самостоятельности.
Литературные памятники Новгорода. Развитие летописания. Легендарные и житийные произведения, возвеличивающие прошлое Новгорода. Культ архиепископа Иоанна в «Повести о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим».
«Повесть о новгородском посаднике Щиле» как отражение борьбы с ересью стригольников. «Житие Зосимы и Савватия соловецких». Легендарный характер жития, отразившего борьбу с «литовской партией» Марфы Борецкой.
«Повесть о новгородском белом клобуке», в которой доказывается предопределенность перехода духовной власти из Рима в Новгород. Разделение светской и церковной властей. Независимость Новгорода от Москвы объясняется тем, что «белый клобук» (церковная власть) выше «царского венца» (светской власти). Политическая тенденциозность новгородской литературы.
Повесть о «Псковском взятии». Лиризм и драматизм повести.
Тверская литература. Тверь и Москва. «Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу».
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, его любовь к родине, любознательность, веротерпимость. Описание Индии. Особенности жанра, языка и стиля «Хождения», автобиографизм произведения.
Памятник Муромо-Рязанской литературы – «Повесть о Петре и Февронии». Отражение в повести антибоярской тенденции, характерной для русского государства конца XV – начала XVI вв. Поэтичность повести, ее пронизанность фольклором. Демократизм повести. Образ крестьянки Февронии. Сюжетность повести, жанровое своеобразие, фольклорные и агиографические черты в стиле и языке повести.
Раздел 5. Литература периода укрепления Русского