Концепция человеческих ресурсов

Движение за человеческие отношения представляло в какой-то степени «фермер­ский» подход к менеджменту: обеспеченные сеном коровы дают больше молока, а удов­летворенные работники достигают более высоких результатов. Со временем у тео-эетиков и практиков пробуждается интерес к участию работников в процессе управления и лидерстве (впрочем, прежде всего в отношении выполнения повседнев­ных задач). И все же мы имеем все основания говорить о возникновении концепции [еловеческих ресурсов,суть которой состоит в разработке рабочих заданий в соответ-гвии с теориями мотивации, когда работники (основной объект внимания) получают ззможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои лешие потребности. К наиболее известным представителям концепции человеческих Ресурсов относят Абрахама Масло^ и Дугласа Макгрегора.

Наблюдая за пациентами, практикующий физиолог, психолог, психоаналитик и [еный-теоретик А. Маслоу (1908-1970) пришел к выводу, что многие их проблемы 'язаны с неспособностью индивидов удовлетворить свои потребности. Анализ и



Часть -i. введение в менеджмент


БД

Лтлдтдз

олшоть

Глава 2. Исторический обзор

работы менеджером и консультантом, а также знаниях в области психологии и рабо­тах А. Маслоу, Д. Макгрегор сформулировал основные предположения - Теорию X и Теорию У (см. табл. 2.3). Ученый считал, что классический менеджмент основыва­ется на предположениях Теории X, а ранние концепции движения за человеческие отношения представляют ее модифицированный вариант. Иным словами, они не так уж далеко ушли от «классики». В качестве более реалистичного подхода к менедж­менту Д. Макгрегор предложил Теорию У.

Основная идея Теории Узаключается в том, что организации, более полно исполь-зуюшие интеллект и воображение своих работников, имеют возможность извле­кать дополнительные преимущества. Если создать необходимые условия, сотрудни­ки организации будут осознанно стремиться к достижению организационных целей, проявляя и ответственность, и самоконтроль. Управление некоторыми ком­паниями и сегодня осуществляется в соответствии с принципами Теории X, многие организации внедряют идеи Теории У. Компания же Saturn придерживается Теории Ус момента своего основания.

Таблица 2.3.Основные предположения Теории X и Теории Y

Предположения Теории X

» Средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его...

» Поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией, для достиже­ния целей организации менеджмент обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказаниями...

» Средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и наиболее высоко ценит безопасность.

Предположения Теории Y

» Физические и умственные усилия индивидов так же естественны, как игра или отдых. Утверждение о врожденной неприязни к труду среднего индивида оши­бочно...

* Неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как един­
ственные способы побуждения индивидов к направленным на достижение це­
лей организации усилиям. Человек, который стремится к целям, которые он
разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль...

* В определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответ­
ственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства...

» Большинство (отнюдь не меньшая часть) работников способны проявлять от­носительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства.

* В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальный потенциал
среднего индивида используется далеко не полностью.

Источник: Douglas McGregor, The Human Side of Enterprise, New York: McGraw-Hill, !960,33-48.

64 Часть 1. Введение в менеджмент

Наши рекомендации