Реформы Мустафы Кемаля в Турции (1923 - 1937 гг.)
1923-1930. Победа кемалистов над интервентами и подписание Лозаннского договора определили качественно новое продолжение реформирования турецкого общества и государства. Конституция 1924 г. провозгласила Турцию светским республиканским государством, признающим свободу совести, слова, печати и собраний. В 20-е годы именно в этом направлении были проведены многочисленные реформы, такие, как упразднение халифата, ликвидация шариатских судов, введение светского гражданского кодекса по типу швейцарского, замена ашара земельным налогом, отмена летоисчисления по хиджре и введение европейского календаря, принятие латинского алфавита и др.
Высшим органом власти был однопалатный меджлис, из депутатов которого президент назначал премьера, комплектовавшего кабинет министров. Выборы в парламент были двухстепенными по мажоритарной системе. Женщины вначале к участию в выборах не допускались; с 1930 г. им предоставлялось право избирать и быть избранными в муниципальные органы власти, позже (1934) также и в меджлис.
Первым условием модернизации было создание светского государства.
3 марта 1924 г. на заседании ВНСТ под председательством М.Кемаля были приняты, среди других, законы об отмене в Турции шариатского судопроизводства, передаче вакуфного имущества, весьма обширного, в распоряжение создаваемого генерального управления вакуфами. Предусматривалась также передача всех научных и учебных заведений в распоряжение Министерства просвещения.
Всем членам семьи султана-халифа, а их насчитывалось 144 человека, включая 36 мужчин, 48 женщин и 60 детей, запрещалось пребывание на территории Турецкой республики, предписывалось в течение десяти дней с момента принятия закона покинуть пределы Турции. Другие статьи запрещали указанным лицам получать гражданство республики, владеть недвижимостью на ее территории. Нации передавалось «все недвижимое и движимое имущество двора на территории Турции.
Важной мерой в деисламизации, европеизации общества стал принудительный «перевод» населения страны на ношение европейской одежды. Мустафа Кемаль: «Нигде не сказано, что мусульманин должен носить особую, отличающую его от других людей одежду; почему женщина не может наравне с мужчиной открывать свое лицо?
В конце ноября 1925 г., были приняты законы о запрете носить фески и папахи, переходе к европейской одежде, а также о закрытии мест религиозной деятельности и поклонения - текке, или завие (обители дервишей), тюрбе (усыпальницы дервишских святых), об упразднении общественного статуса их служителей. Таких «святых мест» регионального паломничества приверженцев «народного ислама» было тогда по всей стране немало.
Уже в 1926 г. были приняты действующие и поныне два важнейших закона, утверждавших и защищавших светский путь Турции на уровне как гражданского, так и уголовного права.
Гражданский кодекс Турции, принятый 17 февраля 1926 г., считается и поныне второй турецкой конституцией, он был переписан с текста швейцарского гражданского кодекса, в то время самого передового в Европе. Таким образом, уходил в прошлое знаменитый Меджелле - многотомный свод османских законов, сохранявший еще во многом положения шариата. Новый кодекс устанавливал в Турции светские принципы частного права (положения о физических и юридических лицах, об обществах), семейного права (положения об официально регистрируемом браке независимо от заключения религиозного, об имущественных правах членов семьи, в том числе о праве наследования). В разделе о вещном праве определялись европейские понятия собственности, владения - частного, совместного и т.п.
Защите светских правовых принципов были посвящены и некоторые статьи Уголовного кодекса, принятого 1 марта 1926 г. Так, ст. 163 запрещала использование религии в политических и личных целях. Нарушители этой статьи подлежали уголовному наказанию на срок от 8 до 15 лет. В этом же кодексе Турции до сих пор содержатся статьи, предусматривающие уголовное наказание за действия, предпринимаемые кем-либо с целью помешать верующему любой конфессии отправлять свои религиозные обязанности либо оскорбляющие его религиозные чувства. В 1928 г. из 2-й статьи было изъято положение о том, что государственной религией Турции является ислам.
Очень важным было стремление кемалистов уравнять в обществе права женщин с правами мужчин. Первыми важными шагами на пути светского реформирования прав турецкой женщины стали запрет многоженства, признание равных прав в семье, в получении образования; а затем, согласно изменениям 1934 г. - право женщин наравне с мужчинами избирать депутатов ВНСТ и быть избранными в депутаты.
Одним из наиболее решительных шагов кемалистов в 20-е годы на пути реформирования, европеизации культуры была реформа турецкого языка. В течение 1928 г. при личном участии Мустафы Кемаля была проведена кампания, направленная на замену арабского алфавита латинским.
Внешняя политика 1923 - 1937 гг. Заявляя о своем европейском пути развития, кемалистам удавалось долго придерживаться политики нейтралитета в международных делах, избегать учаcтия в военных союзах и блоках. В 20-е годы Турция установила дипломатические отношения и подписала договоры о мире и дружбе с Германией, Австрией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Югославией и другими государствами на принципах взаимного уважения суверенитета и развития двусторонних торговых связей. Заключенный в Париже в декабре 1925 г. новый договор с СССР - о дружбе и нейтралитете - подтверждал сохранение в новых, уже мирных условиях дружеских, добрососедских отношений между двумя странами. Отношения с державами-победительницами оставались в ряде случаев далекими от урегулирования.
Спор о принадлежности Мосула был одним из главных вопросов послелозаннских переговоров. В 1925 г. Лига Наций по итогам проведенных ею в регионе плебисцитов приняла решение о том, что этот район является по этнокультурным признакам частью Ирака. Не рискуя ввязываться в новый вооруженный конфликт, кемалисты признали свой отказ от Мосула.
Нормализации турецко-греческих отношений мешала неурегулированность вопроса об обмене населением между Грецией и Турцией. Помимо миллиона беженцев к концу 1924 г. из Турции было переселено еще около 200 тыс. греков, а из Греции - свыше 300 тыс. турок. До 1930 г. продолжались споры между Турцией и Грецией по поводу компенсации за имущество, оставленное беженцами в стране первоначального пребывания, по поводу того, какие категории населения подлежат переселению, и т.д. Договор о дружбе и торговле между Грецией и Турцией, подписанный в октябре 1930 г., снял претензии по вопросам компенсаций за имущество, однако взаимная неприязнь, недоверие и враждебность до сих пор омрачают отношения между двумя странами.
Дипломатические отношения между США и Турцией были восстановлены лишь в 1927 г. Только в апреле 1933 г. был окончательно решен и такой важный вопрос Лозаннской конференции, как вопрос о задолженности Турции. Начиная с 1854 г., когда были получены первые займы, и до 1914 г. империя 40 раз получала такого рода ссуды и займы. По соглашению 1933 г. вместо Oттоманского долга был учрежден Турецкий долг 1933 г. на общую сумму в золотом исчислении 8,6 млн. лир. Его выплата была завершена в 1954 г.
Еще позже, через 13 лет после Лозанны, был пересмотрен и вопрос о проливах. В результате инициативы Турции, поддержанной СССР, в 1936 г. в Монтрё была подписана новая международная конвенция о проливах, действующая и поныне. Турция восстанавливала свой полный суверенитет над зоной проливов, ликвидировалась международная комиссия по контролю над проливами, ее функции перешли к турецким властям. Подтверждалась полная свобода прохода через них торговых судов всех стран в мирное время с соблюдением общепринятых правил санитарного досмотра.
В военное время, если Турция не участвует в войне, действовали те же правила, но для воюющих сторон проход через проливы был запрещен. В случае участия Турции в войне или непосредственной военной угрозы для нее она по своему усмотрению могла регулировать проход иностранных военных кораблей через проливы.
Экономическая политика. С началом мирной жизни самые первые шаги кемалистов были направлены на то, чтобы поддержать частное ремесло и зачатки предпринимательства, причем не только национального. Было очевидно, что такому «частному сектору» без государственной поддержки не обойтись. В 1924 г. был учрежден Деловой банк - при личном участии М.Кемаля и ряда депутатов меджлиса, прежде всего купцов-турок, в качестве учредителей-акционеров, правда, в тот период его кредиты носили краткосрочный характер, предоставлялись преимущественно торговцам. При поддержке государства была построена первая частная сахарная фабрика, первый частный цементный завод. Аграрную программу сформулировали в девяти принципах, опубликованных в апреле 1923 г. в связи с выборами в меджлис. В частности, предусматривал ось улучшение способов взимания ашара, принятие мер по развитию табаководства и торговли табаком, увеличению капитала Сельскохозяйственного банка, расширению ввоза машин для сельского хозяйства, улучшению и росту животноводства. Все эти планы, включая и налоговые льготы, были обращены к хозяйствующим крестьянам, прежде всего сельской элите.
1930-1938. С начала 30-х годов однопартийная кемалистская власть под воздействием целого набора экономических и политических факторов, прежде всего внешних (мировой экономический кризис, угроза фашизма в Европе, продолжение колониальных захватов, деятельность Коминтерна и т.п.), уже активно вмешивается в экономику, через казначейство подхлестывая темпы промышленного и инфраструктурного строительства. Под воздействием мирового кризиса власти «закрывают» турецкую экономику: вводится жесткий государственный контроль над валютными операциями, импортом и экспортом, инвестициями.
Банковская система на середину 30-х годов представлена практически лишь государственными банками, крупнейший из них - Сельскохозяйственный контролирует кредиты деревне, Деловой банк - средним и крупным торговцам и подрядчикам. Для кредитования мелкого производителя товаров и услуг в 1933 г. создается Народный банк, а Сумербанк (с 1933 г.) и Этибанк (с 1935 г.) финансируют создание государственной промышленности. Первый осуществляет на советский кредит строительство двух по тому времени самых крупных и современных текстильных комбинатов, создает сеть государственных магазинов по сбыту текстильных изделий, становится всетурецкой школой подготовки кадров специалистов для самой развитой впоследствии и самой монополизированной отрасли частного сектора - текстильной. Реализация кредита сопровождалась принятием и проведением первого пятилетнего плана развития Турции. Этому способствовала также и разработанная в 1933 г. по просьбе Исмет-паши «развернутая программа индустриализации Турции».
На английский кредит в 1938 г. был построен первый в стране металлургический комбинат (в Карабюке). Эти и другие создаваемые в то время так называемые Государственные экономические организации (ГЭО) со своим особым статусом, бюджетным финансированием становились фактическими, а часто и юридическими государственными монополиями в раз личных отраслях производства и сбыта, по ценам их производств устанавливались властями оптовые и розничные цены на фабричную продукцию. ГЭО контролировали также начавшиеся в стране производство и сбыт сахара, табачных изделий и спиртоводочной продукции, нефтепродуктов, вооружения и боеприпасов, в их руках находились железнодорожные, морские пассажирские перевозки, главнейшие порты.
Этатистская система госзакупок постепенно распространялась на значительную долю собранного урожая зерна, сахарной свеклы, табака, чая, фундука, изюма, хлопка, шерсти, тифтика и другой продукции. Она позволяла в определенной мере регулировать закупочные цены в деревне, подрывая монополию торговца и ростовщика, монополизируя экспортные поставки, значительно возросшие позже, уже в годы Второй мировой войны.
Всеобъемлющее участие кемалистского государства в 30-40-е годы во всех сферах жизни турецкого общества - экономической, социальной, идеологи ческой, политической можно считать феноменом развития республики.
Запрещены были политические партии, кроме правительственной Народно-республиканской партии (НРП). Рабочие не могли создавать профсоюзы для защиты своих прав, не могли бастовать ... Не могли иметь свои организации крестьяне, молодежь, интеллигенция; если что-то и создавалось, то только под жестким контролем Народной партии. Любая газета не смела выходить за рамки того, что указывалось главному редактору по телефону».
Активно используя механизм однопартийной авторитарной политической власти, кемалистская элита в 30-40-е годы создала эффективную систему целенаправленного идеологического воздействия на общество в духе турецкого национализма (тюркизма), признающего светский, европейский путь развития как наиболее приемлемый для построения развитого турецкого общества. Начиная с апреля 1924 г. в стране в различных городах стали восстанавливаться прежние (т.е. еще с младотурецких времен) и создаваться новые «турецкие очаги», их вероятное число в конце 20-х годов достигало 160-200 домов. В центральном руководстве «очагов» был представлен и министр внутренних дел, различные их секции ведали развитием спорта, искусства, фольклора, литературы, изучением турецкой истории, языка, и т.п. При «очагах» велось обучение грамоте взрослых, преподавание иностранных языков, основ торговли, банковского дела, проводились многочисленные конференции на самые разные темы. Обсуждались вопросы турецкого национализма, проблемы развития экономики, здравоохранения, сельского хозяйства, кооперирования, изучения латинского алфавита, воспитания детей и пр. Печатным органом «очагов» был журнал «Тюрк юрду», на его страницах печатались статьи идеологов пантюркизма, исторические, фольклорные и другие материалы, прославлявшие «величие турецкой нации». В 1931 г. турецкие «очаги» были заменены «народными домами
Важная особенность тюркизма при Ататюрке - его преимущественно внутренняя направленность. Пантюркизм не стал при Ататюрке препятствием на пути сотрудничества с СССР. В 30-е годы Советский Союз добивался участия Турции во многих международных конференциях по разоружению, созданию системы коллективной безопасности и др. Активно развивалась и практика личных контактов между руководящими деятелями двух стран. Так, в 1930-1931 гг. обменялись визитами министр иностранных дел Турции Тевфик Рюштю (Арас) и народный комиссар иностранных дел СССР М.М.литвинов. С ответным визитом Турцию посетила в 1933 г. советская правительственная делегация во главе с К.Е.Ворошиловым, она приняла участие в праздновании 10-летия Турецкой республики.
Летом 1932 г. Турция была принята в Лигу Наций. Укрепление международных позиций Турции в последние годы жизни Ататюрка позволило ей предпринять ряд успешных миротворческих шагов на региональном уровне - участвовать в создании в 1934 г. Балканского пакта и в 1937 г. - Саадабадского пакта.
Реформы, проведенные Мустафой Кемалем Ататюрком (с 1934 г. он принял эту фамилию) оживили экономическую и общественную жизни. В стране произошла модернизация, способствовавшая превращению Турции из агарной страны в аграрно-индустриальную.
Признаки кемализма: республиканизм, национализм, этатизм, лаицизм (отделение ислама от государственных дел и народного просвещения), единство турецкого народа (отрицание наличия классов и классовой борьбы), революционность.